ОТ АВТОРОВ
Злотин Б.Л., Зусман А.В.
Сколько лет осталось тебе до пенсии, дорогой Читатель? Не смейся, лучше прикинь: лет сорок... Кем ты собираешься стать? Врачом? Подводником? Археологом? Космонавтом? Тебе открыты любые пути в жизни и ты, наверное, уже выбрал самую современную профессию. Но все так быстро меняется! Пока учишься, полученные знания могут устареть. Даже традиционные профессии завтра будут выглядеть совершенно иначе: компьютеры, новые принципы в обучении преобразуют труд педагога, изменят лицо медицины электронная диагностика и познание внутренних закономерностей развития человеческого организма, заставят перейти от лечения к профилактике. Эти профессии, может быть, и сохранят свои названия, но содержание их изменится коренным образом. А ведь появятся и новые, о которых мы сегодня не подозреваем!
Знания, полученные в школе, в высшем учебном заведении, — основа для овладения новым. Но достаточно ли их? Как учиться сегодня наукам, которых еще нет? Ждать, когда они появятся? Упустишь время...
Эта книга — рассказ о том, как уже в школьном возрасте приобрести качество, необходимое для любой профессии — как традиционной, так и еще не существующей. Оно сделает необыкновенно интересной, увлекательной выбранную тобой работу, а в случае необходимости поможет и сменить ее, быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Это качество — умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые, нестандартные пути. Без него сегодня немыслима работа ученого и изобретателя, а завтра — рабочего и учителя, врача и летчика... Эту книгу можно читать по-разному. Например, не останавливаясь, от начала до конца. Но лучше читать медленно, не торопясь, стараясь самостоятельно решить приведенные в тексте изобретательские задачи, возвращаясь к уже прочитанным главам. И не в одиночку, а с друзьями обсуждать прочитанное... Эта книга не появилась бы на свет, если бы более сорока лет назад двадцатилетний изобретатель из Баку Г. С. Альтшуллер не поставил перед собой Большую Цель — создать науку изобретать. Такая наука появилась и сегодня интенсивно развивается под его руководством. Мы глубоко благодарны Г. С. Альтшуллеру за неизменное внимание к нашей работе и за помощь в подготовке этой книги. Еще одно важное обстоятельство — знакомство, а потом и сотрудничество с бессменным руководителем научного общества учащихся «Вииторул» при Республиканском дворце пионеров и школьников Молдавии Е. Б. Рабинович. Она заинтересовала нас работой с детьми и пригласила в первую летнюю школу научного общества. Мы также благодарим наших коллег, преподавателей и разработчиков теории изобретательства, чей опыт и советы были использованы при обучении ребят и в работе над книгой. И огромное спасибо нашим многочисленным друзьям — ученикам, школьникам от первого до десятого класса, о которых мы рассказываем в этой книге и для которых она написана!
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ |