ДЕНЬ ВТОРОЙ
ИМЯ НАШЕМУ ВЕКУ
Девятнадцатый век называли веком пара. Пароходы сблизили континенты, задымили трубы заводов и фабрик... А как назвать наш век?
— Век атома!
— Век электричества, электроники, кибернетики!
— Век космоса!
— Век, когда на Земле уничтожена оспа!..
Ребята кричат все вместе. И все правы: двадцатый век можно назвать именем любого из множества выдающихся достижений. Наверное, и последнее десятилетие принесет новые открытия, изобретения, достойные дать «имя» веку. Но какова же главная черта нашего времени?
...Сегодня начало занятий. Погода прекрасная, мы уходим заниматься в ореховую рощу, где ребята присмотрели живописную полянку. Растягиваем между деревьями веревку для учебных плакатов и чистого листа ватмана, который заменит классную доску. Ребята располагаются на траве. Поиск имени веку — разминка по дороге. А тема занятия — с чего начинается творчество.
Каждые пять минут в нашей стране создается одно изобретение. А сколько появляется рационализаторских предложений, новых идей в науке, искусстве, медицине, спорте — любой области жизни! Откуда же они берутся? Много месяцев механик Джеймс Уатт пытался улучшить паровую машину конструкции Томаса Ньюкомена. Устройство ее было несложным; цилиндр, частично заполненный водой, поршень, топка. Горит огонь в топке, нагревается и испаряется вода, пар поднимает поршень в цилиндре. Потом в цилиндр впрыскивается холодная вода, пар конденсируется и внутри возникает разрежение. Атмосферное давление с силой опускает поршень, приводя в движение насос для откачки воды. Просто? Да, но очень не эффективно. При впрыскивании воды цилиндр охлаждается, и нужно его снова нагревать, поэтому машина может совершать не более одного рабочего хода в минуту, очень большой расход топлива... Никак не удавалось Уатту устранить этот недостаток, пока однажды, проходя мимо прачечной, он не увидел вырывающиеся из дверей клубы пара, тут же оседающие мельчайшими капельками воды. Его как ударило: нужно выпускать пар из цилиндра и конденсировать его в другом месте! Тогда цилиндр останется горячим, и машина будет работать быстрее и лучше. А вот задача, возникшая в наши дни.
Для строительства плотин используют саморазгружающиеся баржи. У них вдоль бортов расположены большие цистерны. При разгрузке открывают кран, и вода заполняет одну из цистерн, баржа наклоняется и груз — щебень, камни — высыпается в воду. Ставшую легкой баржу возвращает в исходное положение тяжелый чугунный киль. Но вот для строительства Асуанской плотины в Египте потребовались баржи значительно большего водоизмещения. Для возвращения их в нормальное положение нужен более тяжелый киль. Значит, часть полезного водоизмещения будет потрачена на то, чтобы возить... свой собственный киль! Как быть?
- — Нужно сделать киль из свинца, тогда он займет меньше места.
— Скажи еще «из золота»! Свинец дорогой! Лучше уж вместо киля поставить мотор, который будет переворачивать баржу!
— Переворачивать с помощью буксира!
— Натянуть через реку трос, на него подвесить передвижной кран, который подцепит баржу и перевернет!
— Не нужно вообще переворачивать! Пусть в трюме баржи будут дверцы, они откроются и щебень высыпется!
— А можно сделать киль съемным и прикреплять к барже только тогда, когда ее нужно перевернуть.
Новички очень стараются, а в глазах старичков — недоумение: «Неужели мы тоже так бестолково кричали? Наверное, мы все-таки были лучше...»
Не были они лучше! Аналогичная картина наблюдается всегда, когда даешь изобретательскую задачу инженерам, ученым, не знающим ТРИЗ. Идет бессистемный перебор вариантов: «А если сделать так? А если так? А так?» Такой способ решения называют методом проб и ошибок — МПиО. Это древнейший и до недавнего времени единственный метод поиска нового.
Перерыв. Ребята разбрелись по поляне. Кто-то полез на дерево за орехами. Но попытки решения задачи не прекращаются. То в одном, то в другом месте слышится «А если?»
А после перерыва начинается подготовленное старичками судебное заседание. Занимают место судья и два его помощника — это новички Таня, Миша и Дима. Судья одета как полагается по торжественному случаю — в мантию и четырехугольную бархатную шапочку. (Вообще-то этот наряд — атрибут посвящения в члены НОУ). Судья открывает толстенный том и важно объявляет:
- — Начинается судебное дело по рассмотрению иска заслуженного деятеля науки, техники, искусства, литературы и т. д. гражданина МПиО против секции РТВ, на занятиях которой постоянно имеют место клеветнические выпады и голословные обвинения в адрес Истца, порочащие его незапятнанную репутацию. За понесенный моральный ущерб Истец требует закрыть навсегда секцию РТВ, а всех ее членов в полном составе, включая Преподавателей, привлечь в принудительном порядке к общественно полезному труду на кухне и в столовой.
— Одновременно рассматривается встречный иск секции РТВ к гражданину МПиО. Он обвиняется в преступлении перед человечеством, а именно — в злостной растрате человеческого времени и средств в масштабах, которые трудно определить, а также в том, что он прямо и косвенно способствовал гибели миллионов людей. Секция РТВ считает, что он заслуживает высшей меры наказания — полного и окончательного забвения!
— Прошу представителей сторон занять места!
Интересы секции РТВ защищает Игорь из группы старичков. Ему повезло — приятно защищать свое дело. А вот другому старичку, адвокату МПиО Боре, не очень-то хотелось защищать противника, но долг обязывает, и он очень старается.
Начинает Боря:
- — Высокий суд! Мой подзащитный, к сожалению, не может сам явиться для опровержения возмутительных нападок секции РТВ. Он работает по 24 часа в сутки, помогая людям находить новое. И я считаю своим долгом, хотя бы кратко, остановиться на его заслугах перед человечеством.
Сотни тысячелетий тому назад предок человека взял в руки палку, прикинул — тяжело. Взял другую — легковата... Критики в те времена были гораздо жестче, чем теперь — сделавшего ошибку могли съесть. Кто помогал человеку в его трудной, полной опасностей жизни? Где вы тогда были, уважаемые члены секции РТВ?
На помощь человеку пришел Великий Творец — МПиО! Прошло всего несколько тысяч лет, и с его помощью человек нашел наилучшие, наиудобнейшие палки! МПиО помогал добывать огонь и обрабатывать кремневые ножи, приручать диких животных и выращивать урожай, строить дома и корабли... Пробуя, ошибаясь и снова пробуя, развивались и сами люди! МПиО воспитал бессчетное множество людей творчества, смелой мысли, выковал их необыкновенные качества, заставляя преодолевать неизбежные ошибки и трудности. Поднять руку на него — обидеть нашего кормильца и благодетеля! Это не может остаться безнаказанным!
Речь Бори произвела впечатление на судей. Нелегко теперь Игорю. Но он находит удачный ход. Невинный вопрос защитнику МПиО:
- — Как, по вашему, почему МПиО не помог ребятам решить задачу о переворачивании баржи?
— Нужно пробовать по-разному, делать больше проб!
— И ошибок? — ехидно спрашивает Игорь.
— И ошибок...
— А ТРИЗ предлагает другой путь! Нужно представить, каким был бы идеальным киль у баржи!
Игорь забегает вперед. Понятие идеальности намечено изучать позже, но мы не вмешиваемся.
- — Идеальной машиной в ТРИЗ называют машину, которой нет (то есть она не занимает места, ничего не стоит, никому не мешает, не потребляет энергии), а ее работа выполняется, — объясняет Игорь. — Идеальный киль — не чугунный, не свинцовый — никакой! А что же вернет тогда баржу в нормальное положение? Нет, не специальные машины, а что-то такое, что уже есть, за что не нужно платить...
Вода? Вода!!! Ну, конечно, киль из воды! Просто большая емкость вместо киля. Когда баржа в воде, емкость полная, но вода в воде ничего не весит. А когда переворачивается, киль оказывается в воздухе, вес воды работает — возвращает баржу в нормальное положение.
Новички радостно кричат, даже судьи утеряли свою важность. Еще бы, ведь они сейчас решили свою первую изобретательскую задачу! Боря вновь пытается завладеть вниманием:
- — Но ведь настоящий изобретатель этой баржи придумал ее наверняка с помощью МПиО?
Здесь он и попадает в ловушку, подстроенную Игорем. Да, действительно. Изобретатель долго искал решение. И однажды нашел его во время... купания в ванне. Он нечаянно уронил в воду пластиковый мешочек, потянулся за ним, чтобы его достать, и вдруг заметил, что пока мешочек был в воде, он ничего не весил, хотя и наполнился водой, а как только оказался над водой, стал тяжелым! Теперь очередь Игоря «давить» на слушателей:
- — Подумать только! Через две тысячи лет после Архимеда потребовалось снова залезть в ванну, чтобы обнаружить, что вода в воде ничего не весит! Вот вы, уважаемые судьи, сами решили эту задачу за несколько минут благодаря использованию очень простого правила ТРИЗ — идеальности. А сколько, по вашему, мучился с этой задачей изобретатель с помощью МПиО?
— Неделю!
— Месяц!
— Два месяца!...
— Год! Целый год! — торжествует Игорь. — Задача не решалась, стояла работа... А Уатт? Ведь у него было типичное противоречие: цилиндр должен быть горячим, чтобы пар хорошо расширялся, и должен быть холодным, чтобы он хорошо конденсировался (Игорь совсем разошелся и упомянул еще одно важнейшее понятие ТРИЗ — противоречие). Его легко разрешить — нужно раз¬делить противоположные требования в пространстве! Уатт это и сделал, но ведь сколько людей до него не смогли до этого додуматься, и сам он сколько времени потратил! Здесь Игорь допускает небольшую ошибку, и Боря моментально перехватывает инициативу:
— Высокий суд! Прошу обратить внимание, что защитник секции РТВ оскорбляет не только моего подзащитного, но и выдающихся творцов, выставляя их глупцами, которые годами не могли найти простейшие решения!
Игорь не теряется:
- — Прошу по этому поводу выступить в качестве свидетелей секции РТВ — ее Преподавателей!
Преподаватель поднимает вверх две руки и спрашивает:
- — Сколько пальцев?
— Десять! — дружный ответ.
— А на десяти руках? — спрашивает он быстро.
— Сто!
Старички хихикают. Новички задумываются и начинают смеяться вместе с ними:
- — Пятьдесят, конечно, пятьдесят...
Это шутка психологической инерции — так ученые называют привычку к шаблонному мышлению, стремление делать «как всегда, как все». Сама по себе она не вредна — было бы ужасно, если бы каждый раз, завязывая, например, шнурки ботинок, мы были вынуждены искать новое решение, если бы конструктор в каждом чертеже изобретал новые винты и гайки. Но при поиске нового психологическая инерция — страшный враг.
- — Но все-таки, если сделать очень много попыток, то в конце концов найдешь нужное решение? — спрашивает Дима. Очень своевременный вопрос.
Теория изобретательства утверждает, что изобретение изобретению рознь. Есть примитивные, когда для того, чтобы найти решение, достаточно перебрать один-два десятка вариантов. А есть изобретения высочайшего уровня, когда для нахождения решения требуется перебрать сотни тысяч вариантов. При решении изобретательской задачи первые пробы всегда делаются в привычном направлении, подсказанном психологической инерцией. И если задача простая, удовлетворительное решение находится быстро. Но справиться со сложной задачей можно, только победив инерцию. Более 50 тысяч разных опытов проделал Томас Эдисон, пытаясь создать щелочной аккумулятор. Десять тысяч опытов понадобилось, чтобы найти наилучший материал для светящегося волоска электролампочки. Привычным, испытанным путем перебора он попытался создать атомный двигатель. Это не удалось. Сегодня можно твердо сказать — и не могло удасться. Использовать атомную энергию стало возможным лишь после открытия распада ядер урана, когда было создано сложнейшее оборудование по разделению изотопов и многое другое.
Нелегко приходилось творцам прошлого. Огромная целеустремленность, годы работы, готовность к преодолению трудностей и даже к жертвам — вот цена, которую требовал за изобретение от человека МПиО!
Древнегреческий герой пробежал около сорока километров от Марафона до Афин и упал замертво. Современные марафонцы пробегают эту дистанцию примерно за два часа. А любой из нас без особых тренировок и затраты сил может преодолеть этот путь на автомобиле минут за тридцать! Но разве это умаляет подвиг древнего грека или достижения спортсменов? Да, конечно, сегодня задачу Уатта можно было решить быстрее и проще, но ведь он ее решал не сегодня! Великий Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов!» Мы все стоим на плечах гигантов прошлого и можно только изумляться, как много они сделали, не имея в своем распоряжении ничего лучшего, чем МПиО!
Четыре часа занятий пролетели незаметно. Возвращаясь в лагерь, мы вспомнили, что так и не придумали имя нашему веку. Но оказалось, что вопрос решился сам собой. Творчество! Без него не было бы космических полетов, победы над оспой... ВЕК ТВОРЧЕСТВА...
Вечерние размышления
Первый день занятий — самый ответственный. Главная его цель — заинтересовать ребят. Многие из них записались в секцию РТВ, совершенно не представляя, чем будут заниматься. А в летней школе демократия: не понравилось — можно и в другую секцию перейти. Достичь цели помогает сам предмет. Мы учим творчеству, а такое обучение не имеет права быть нетворческим, скучным. Мы не пользуемся обычными мерами поддержания дисциплины на уроках: «Встань в угол! Выйди из класса! Без родителей не возвращайся!» Единственное средство — интерес. Преподаватели ТРИЗ ведут занятия в простой разговорной манере, постоянно обращаясь к ребятам, вовлекая в разговор самых пассивных. Это нетрудно, ведь решать хитрые, не похожие на школьные задачки — любимое занятие ребят!
Очень важно с самого начала «растормошить» их, ввести элемент игры. Сегодня неплохо сработал суд над методом проб и ошибок. Постановка и «режиссура» принадлежит старичкам при нашей активной помощи. Конечно, кое-где получился перебор, не хватило вкуса, но ребята очень любят «капустники». Другая цель первого занятия — показать ребятам, как ищут новые решения, познакомить их с методом проб и ошибок, убедить в его неэффективности при решении сложных задач. Конечно, на занятии было приведено больше примеров беспомощности и прямого вреда, наносимого МПиО, чем описано здесь, и на последующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к этому, но начало положено. И скоро ребята поймут, что не стоит выкрикивать «А что, если так? А если...», что есть более осмысленная технология поиска нового. Настоящий иммунитет против слепого перебора вариантов дает только овладение этой технологией. Но это впереди...
Сегодня после обеда мы продолжали оформлять учебный класс, украшали свой домик — предстоит конкурс на лучшее оформление. В классе развесили учебные плакаты с забавными рисунками, коротко рассказывающие об основах теории изобретательства. В книгах по психологии говорится: что человек делает, он запоминает на 90 процентов, что видит — на 50 процентов, а что слышит — только на10 процентов. Поэтому плакатов у нас много. Не все они выполнены на высоком художественном уровне — часть мы рисовали сами, часть — старички, что очень помогло им усваивать материал.
Для украшения спален пригодились привезенные нами репродукции. Ребята взяли себе гравюры Эшера, девочки — фотонатюрморты чехословацкого художника Пикоуса. Набор репродукций с картин гениального литовского художника М. К. Чюрлениса поделили пополам. Занятия по изобретательству в живописи, для который мы и везли репродукции и фотографии, проведем прямо в комнатах ребят.
После отбоя в спальнях долго не умолкают споры. Ребята очень возбуждены первым занятием. Скорее бы завтра…
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ | ДЕНЬ ТРЕТИЙ |