Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ

СДЕЛАЙ САМ СЕБЯ. Ты и другие

Занятия в секциях закончены. Утром состоялась итоговая научная конференция, на которой ребята рассказывали о работах, сделанных в летней школе. А сейчас — последнее заседание и закрытие ДКМК. Как стать творческой личностью и как стать коммуникабельным человеком — эти две темы тесно связаны между собой.

    — Где-то в глубине Африки в прошлом веке обнаружили племя, все члены которого были больны туберкулезом. Болезнь считалась нормой. Дети, рождаясь здоровыми, тут же заражались от родителей. Что такое старость — в этом племени никто не знал. Иногда случайно появлялся на свет ребенок с врожденным иммунитетом к туберкулезу, но именно его считали больным. Страшно...

Но есть не менее страшная, очень заразная болезнь, которой страдает, не подозревая об этом, все человечество, — неталантливость! Каждый ребенок рождается с задатками гения, но в первые месяцы, годы жизни заражается вирусом коррозии гениальности. Организм борется с болезнью. Врожденной гениальности хватает на освоение языка, на то, чтобы научиться ориентироваться в обществе, но в конце концов среда побеждает. Редчайших людей, у которых оказался врожденный иммунитет, мы называем гениями. Раньше их пытались лечить сильными средствами, до костра включительно. Теперь — просто смотрят на них с некоторой опаской. А гениальность — не чудо, не исключение, а единственное достойное человека состояние! Сегодня мы убеждены в том, что творческой личностью может стать каждый человек, что коррозию таланта можно не допустить, вылечить. Только нелегкое это лечение.

Мы уже знаем, какие качества необходимы, чтобы стать творческой личностью: иметь Достойную Цель, комплект планов и программ по ее достижению и контроль за их выполнением, большую работоспособность, умение «держать удар», решать творческие задачи, результативность. Но как в себе эти качества воспитать? С чего начинать?

    — Начинать можно с приобретения знаний, причем не только в одной выбранной области, но и в разных, чтобы иметь широкий кругозор, — говорит Сережа.
    — В первую очередь необходимо выработать умение самостоятельно думать, анализировать окружающее с диалектических позиций!
    — Да ведь невозможно все успеть! Если добросовестно относиться к занятиям в школе, некогда даже книжку прочитать, а не то что «анализировать с диалектических позиций», — очень похоже передразнивает Бориса девочка из отряда математиков. Мгновенно начался шум. Одни кричат про «зубрил-мучениц», другие стыдят бездельников и хвастунов, которые даже прилично учиться не могут.

В самом деле, как быть? Школьные программы нелегко даются многим, они перегружены фактами, требуют зубрежки.

    — Но ведь есть такие, кому все дается легко? И трудную программу осваивают, и время на разные увлечения остается. Как они успевают?
    — Наверное, у них память хорошая. Способности...
    — Да причем тут способности? Если что-то доступно одному человеку, другие могут этому научиться!
    — А как научиться быстро запоминать?
    — Я в школе, в институте, а потом и в аспирантуре учил немецкий язык, — говорит преподаватель секции химии. — До сих пор помню массу правил. А вот ни читать, ни разговаривать на этом языке не могу. Но несколько лет назад мне удалось попасть на месячные курсы английского языка, где обучение шло по методу болгарского ученого Г. Лозанова, с использованием «погружения».

В комнату, где находились 15 человек, вошла молодая учительница и заговорила на незнакомом языке. Мы ничего не понимали. Она повторяла, сопровождая свои слова жестами. Потом поставила нас, людей среднего возраста в круг и заставила играть в мяч, называя при этом какие-то английские слова, потом мы пили чай. Ни одного русского слова за 4 часа занятий! Было непонятно, но очень весело!

Через два дня я начал что-то понимать, через неделю — отвечать. В конце месяца мы поставили пьесу на английском языке. И не было ни домашних заданий, ни зубрежки, ни трудностей обучения. Химик в заключение произнес несколько английских фраз. По мнению знатоков языка, они были построены не совсем верно, да и произношение могло быть лучше, но тем не менее они прекрасно поняли его пожелание веселой учебы.

Память человека обладает огромными резервами. Только ее нужно тренировать.

    — Но ведь на эту тренировку тоже нужно время!
    — Конечно, но потом это окупится. Кроме того, тренироваться можно на нужном материале!
    — А что еще может облегчить обучение?
    — Вы слышали о скорочтении? — вступил в разговор преподаватель секции биологии. — Нормальный человек читает со скоростью 150 — 200 слов в минуту, примерно 30 страниц в час. А В. И. Ленин в час читал до 340 страниц. Главная причина медленного чтения — проговаривание текста. У некоторых можно заметить, как губы шевелятся. А у других при помощи рентгена наблюдают шевеление гортани. Из-за этого скорость чтения не может превысить скорость речи. Проговаривание — навык, который возникает из-за того, что мы учимся читать вслух, без него это невозможно, но потом этот навык становится настоящим врагом быстрого чтения. Другая причина медленного чтения — привычка возвращаться по многу раз к одним и тем же строчкам. При скоростном чтении глаза движутся не горизонтально, по строчкам, а идут по странице сверху вниз — используется боковое зрение, которое позволяет сразу захватить всю строку. Научиться скорочтению можно за 100 — 200 часов учебы.
    — Ну вот, еще 100 — 200 часов! Да где же их взять, когда и так времени в обрез! Получается заколдованный круг!
    — Именно этот вопрос и я задал себе лет 10 назад, — вмешался преподаватель РТВ. — Я тогда вел большую исследовательскую работу на заводе, занимался в аспирантуре, увлекался ТРИЗ, а еще требовала времени семья, только что полученная квартира. Я недосыпал, но времени все равно катастрофически не хватало. И я попробовал в течение нескольких дней записывать, на что оно уходит. В первый раз, подведя итог, я ужаснулся! Оказалось, что в среднем в день полезно используется три — от силы четыре часа! Остальное уходило на бессмысленные разговоры, повторное чтение, разглядывание пейзажа за окном в курилке, просмотр неинтересных и ненужных передач по телевизору. И я завел специальный блокнот, куда стал записывать расход времени уже постоянно — и полезно потраченное время потихоньку увеличилось. Стало стыдно тратить его просто так — в подсознании сидела мысль: за это придется отчитываться!

А потом я прочел удивительную книгу Даниила Гранина «Эта странная жизнь» о профессоре Александре Александровиче Любищеве. Он поставил себе огромную цель — создать единую систематику живых организмов. Насколько велика была эта цель, можно судить сейчас, потому что за 70 лет, прошедшие с того времени, она скорее отдалилась, чем приблизилась. Но это не смущало ученого. Работы было много, а времени, конечно, не хватало. И Любищев разработал систему контроля за временем. Каждый день он вел подробные записи. Учитывалось все: время на преподавание, научную работу, чтение литературы, переписку с коллегами, хозяйственные заботы. Система позволила ему точно знать потери времени и приучила с ними бороться. Оказалось, что можно вообще не допускать этих потерь, если правильно организовать свою жизнь. Он привык читать, а иногда и писать в очередях, в транспорте... А уж думать можно вообще в любых условиях, если научиться не отвлекаться.

В молодости Любищев не считался подающим большие надежды биологом. Но шло время, и система создавала нового Любищева — человека с глубокими знаниями, мыслителя и философа. К нему теперь обращались за советами в областях, далеких от биологии, и получали квалифицированные, продуманные ответы. После смерти А. А. Любищева остался громадный архив — более 15 ООО страниц, он постепенно становится достоянием общества, и растет, растет слава этого не особенно заметного при жизни человека.

    — А что еще нужно, чтобы стать творческой личностью?
    — Наверное, хорошо заранее приучить себя к возможным трудностям, умению работать в любых условиях, не обращать внимания на пустяки — как Рахметов! И не гоняться за модными тряпками, иначе всю жизнь будешь на них работать, а на творчество не останется ни времени, ни сил!
    — Но ведь Пушкин писал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей!»
    — Оставим эту фразу на совести классика. Исследования Г. Альтшуллера и И. Верткина показали, что самоограничение, сознательное снижение потребностей — характернейшая черта творческой личности. Например, А. А. Любищев писал: «По-моему, для ученого целесообразно держаться самого низкого уровня приличной одежды, потому что: 1) зачем конкурировать с теми, для кого хорошая одежда — предмет истинного удовольствия; 2) в скромной одежде — большая свобода передвижения; 3) некоторое, даже сознательное «юродство» неплохо: несколько ироническое отношение со стороны мещан — полезная психологическая зарядка для выработки независимости от окружающих...»

    — А спорт нужен творческой личности?
    — Кто это здесь говорит о спорте? Вас даже на зарядку не выгонишь! — довольно ядовито замечает физорг.
    — А он отвлекает от научной работы, — защищаются ленивые «ноушата».
    — Огромных затрат времени и сил требует «большой спорт», а физкультура необходима для «накопления» здоровья, формирования требуемой ученому работоспособности — ведь в его работе хватает и нервных, и физических перегрузок.
    — Главное для творческой личности — добиваться поставленной цели. А какими средствами?

Взаимоотношения цели и средств непростые. Трагическим узлом оказались связаны судьбы двух ученых: Николая Ивановича Вавилова и Трофима Денисовича Лысенко. Последний, возможно, тоже начинал с благородных целей — дать как можно быстрее народу высокоурожайные сорта, изобилие. А средства: подтасовка фактов, демагогия, вместо научного спора с противниками — их прямое уничтожение. И произошло неизбежное — деформация, перерождение цели. Главным стало не служение народу, а расправа с несогласными. Средства растоптали цель! Наверное, должны быть согласованы между собой цели и средства. История доказывает, что не может быть достигнута благородная цель с помощью недостойных средств. Даже небольшие поблажки, позволенные себе в выборе средств для ускорения ее достижения, в итоге отодвигают цель, а иногда и делают недостижимой.

    — Вы говорите о согласовании цели и средств. Наверное, в развитии творческой личности есть и другие законы, аналогичные законам развития технических систем, науки, искусства?
    — Это очень интересный вопрос — каковы законы развития творческой личности. О переходе в надсистему целей мы раньше говорили. А как работает этот закон в развитии творческих личностей? Например, би-системы. Можете привести примеры?
    — Братья Стругацкие! Братья Вайнеры! Ильф и Петров!
    — А в науке есть примеры таких пар?
    — Советские физики Л. Д. Ландау и Е. М. Лифшиц вместе создали многотомный курс теоретической физики, которым пользуются во всем мире!
    — Известно, что созданию квантовой механики очень помогли плодотворные споры Нильса Бора с Альбертом Эйнштейном!
    — А дальше виден путь — переход к полистеме — к творческим коллективам. Вокруг одной творческой личности группируются другие, единомышленники, благородная цель одного становится целью коллектива. Становление и развитие творческих коллективов — совсем еще не исследованная область. Может быть, кто-то из вас захочет ею заняться? Вполне Достойная Цель!

***

Последнее заседание ДКМК продолжается после обеда. Выступает наш Комиссар.

    — Чаще улыбайтесь людям! Ведь у любого человека улыбка вызывает желание улыбнуться в ответ. А человек, который вам улыбнулся, скорее всего, и отнесется к вам по-доброму — когда улыбаешься, сами собой приходят добрые мысли!
    — Проявляйте к людям искренний интерес, заводите разговор на тему, интересующую собеседника. Умейте внимательно слушать, дайте человеку почувствовать его превосходство!
    — Начинайте беседу всегда с дружеского тона, с похвалы и искреннего восхищения. Не говорите никогда человеку прямо, что он не прав. А если сами неправы — признавайте это быстро и категорично. Старайтесь получить сначала положительный ответ. Хвалите человека за малейшие достижения, будьте искренни в одобрении и щедры в похвалах, создайте человеку хорошую репутацию, чтобы он старался ее оправдать!
    — Относитесь с сочувствием к желаниям других. Прибегайте к благородным мотивам. Старайтесь смотреть на вещи глазами другого, пользуйтесь эмпатией (она хоть и не самый надежный помощник в изобретательстве, но отличный союзник в общении с людьми). Ребята старательно записывают советы, но украшают свои записи закорючками вопросов. Комиссар продолжает:
    — Лучший способ одержать победу в споре — не начинать его. Если хотите, чтобы человек поддержал вашу идею — дайте ему почувствовать, что идея принадлежит ему, а не вам.
    — Да я таких рецептов могу хоть сотню придумать! И все неправильно, — возмущается спорщица Лена. — Как это не спорить? Нужно же доказывать свою правоту!
    — Вот интересно, если я буду улыбаться, искренне восхищаться человеком, во всю использовать эмпатию, а потом попрошу его отдать свой кошелек, он отдаст? — ехидно спрашивает Игорь.
    — Все это чепуха, пособие для лицемеров! — заявляет Таня. — И никому это не поможет, лицемера быстро раскусят и еще больше обозлятся на него! Ребята с Таней в принципе согласны. Попытки Комиссара доказать, что эти правила помогают, никто не слушает. Нужно ему помочь.
    — Давайте сначала. Вот вы разрабатываете методику «Как быть коммуникабельным человеком». С чего начнете?
    — Да ясно, как и в создании ТРИЗ — с патентного фонда. Нужно изучить самых коммуникабельных людей, как они себя ведут, выявить приемы.
    — Вот именно это и сделал американец Дейл Карнеги. Он проанализировал биографии многих людей: реальных и литературных героев, политиков, бизнесменов, тех, кто добился в жизни успеха, и неудачников. Выявил несколько десятков приемов — большинство из них вам только что назвал Комиссар. Книга Карнеги пользовалась огромным успехом на протяжении десятков лет, породила множество подражаний. Но попытки продолжить работу Карнеги оказались малоэффективными — самые сильные приемы уже были выявлены, на этом развитие психологии общения приостановилось. То есть она все время пережевывает приемы Карнеги, пытается их улучшить, но ничего принципиально нового пока больше нет. Почему?
    — Наверное, приемы себя исчерпали. Может быть, теперь нужно создать что-то вроде АРИЗ? (Например, АРПЗ — алгоритм решения психологических задач, — рассуждают «эртэвэшники».
    — Появятся свои стандарты на решение задач общения. И фонд психологических эффектов...

    — Может быть, улыбка — из этого фонда?
    — Значит, когда такой алгоритм появится, можно будет уговорить человека отдать кошелек? — настаивает Игорь.
    — Нет, конечно. Комиссар не успел вам сказать, что все эти приемы действуют, как правило, в безразличных ситуациях — когда человек в принципе может сказать и «да», и «нет», когда спор не имеет принципиального значения, а сохранить с человеком хорошие отношения важнее победы. Между прочим, три четверти встречающихся в жизни ситуаций именно такие!
    И последнее — о лицемерии. Действительно, похоже, Карнеги не обратил внимания на то, что его правила напоминают инструкцию для лицемеров, справедливо ненавидимых людьми. Как же быть?
    — А почему обязательно лицемерить? — спрашивает Света — В конце концов, что нам рекомендуют эти правила? Относиться хорошо, с интересом к другим, уважительно, по-доброму. Не спорить из-за мелочей, не обижать. Да ведь именно так поступают просто хорошие, благородные люди! Таким, между прочим, общаться всегда легко.
    — Ну а если ты не такой? От природы?
    — Значит, нужно к этому стремиться. А правила помогут, подскажут, на что в первую очередь нужно обратить внимание.
    — В самом деле, правила предлагают играть роль хорошего человека. Но в эту роль можно вжиться, чтобы она стала сутью человека.
    — Как по системе Станиславского! Нам в театральном кружке рассказывали, что по-настоящему можно сыграть роль, если будешь искренне переживать то, что происходит на сцене!
    — Я когда-то читал стихотворение, только не могу все вспомнить. Там были строчки: «Трус притворялся храбрым на войне, поскольку трусам спуску не давали... Так, научившись притворяться, он стал храбрецом почти уже природным...»
    — Так и закончим. Будем стараться стать очень хорошими людьми — и не будет проблем с общением.
    — Есть еще вопрос! Получается, что я к любому человеку должен относиться так, как будто он хороший. А если он плохой? И будет злоупотреблять моим хорошим отношением? — спрашивает Игорь.
    — А ты сам плохой или хороший?
    — Я? Не знаю... Есть, наверное, и плохое, и хорошее... — добросовестно пытается ответить на трудный вопрос Игорь.
    — Вот и другие такие. Немного того, немного этого. Какой стороной ты к нему станешь, такой и он к тебе повернется. Здесь в отличие от электротехники одноименные заряды не отталкиваются, а притягиваются. Поворачивайся к людям хорошей стороной, и они будут к тебе относиться хорошо.
    — Но ведь бывает и иначе?
    — Бывает, но редко. Можно нарваться просто на психически больного человека. А в основном прав Е. Евтушенко: «А люди — народ хороший...»
    — А вы сами пользуетесь этими правилами? — спрашивают Преподавателя ребята.
    — Да, последние 15 лет. А до этого общаться с людьми мне очень мешала одна безобразная черта, которая, кстати и многим из вас свойственна. — Какая черта?
    — Остроумие! Привычка зло подшучивать, «подначивать».
    — Но ведь острая шутка всем нравится!
    — Да, за исключением того, к кому она обращена. Человек обижается.
    — У него просто нет чувства юмора!
    — Есть, уверяю вас! А вот у таких остряков не хватает такта, доброты и, в конечном счете, ума!
    — Зато их уважают!
    — Да нет, скорее боятся. А тех, кого боятся, как правило, не любят.
    — А почему вы изменились?
    — ТРИЗ заставил. Я стал специалистом по ФСА, и мне пришлось много работать с людьми, вести заседания временных рабочих групп. О правилах Карнеги я и раньше слышал, но тут пришлось ими овладевать. Вот я видел, когда Комиссар сказал, что нужно уметь дать почувствовать человеку, что идея его, а не ваша, вам не понравилось. Еще бы — свою идею — и дарить! А это одна из заповедей специалиста по ФСА. От идеи до реализации — долгий путь. И для того чтобы ее подхватили, развили, помогли внедрить, у специалистов должны быть к ней «родительские» чувства!
    — Но ведь нельзя же просто сказать: «На тебе мою идею, пользуйся».
    — Нет, конечно, люди обидятся. Просто нужно не высказывать идею, как только она тебе в голову пришла, а постараться «вывести» на нее группу с помощью специальных вопросов. Иногда настоящий театр приходится устраивать. Например, использовать ролевые установки. Один член группы назначается «критиком», другой — «потребителем», третий — «производственником» или «экологом». Теперь они должны рассматривать предложения с позиций порученной им роли. Иногда, когда двое слишком увлекаются спором, полезно предложить им поменяться ролями, взглянуть на предмет чужими глазами. Это очень способствует объективности.

Вообще, в коллективной творческой работе приходится прибегать не только к правилам Карнеги, но и к другим психологическим «хитростям». Например, критиковать не человека, а неудачную идею, причем некатегорично, допуская возможность собственной ошибки. А вот хвалить решительно, и не только идею, но и человека, ее высказавшего. И нельзя допускать, чтобы обстановка накалялась, нужно уметь разрядить «психологическую» бомбу, вовремя пошутить, рассказать забавную историю, технический курьез. А еще нужно уметь общаться с начальством, патентными экспертами, экономистами, выступать с лекциями. Без искусства общения не обойтись!

Беседа закончилась. После ужина — последние отрядные огоньки. Очень грустно расставаться. Ребята обмениваются адресами, надеются встретиться в летней школе через год. Непросто сюда попасть, но если знаешь, чего хочешь…

Вечерние размышления

После дискуссионного клуба ребята упрекнули нас в том, что о таком важном деле, как техника общения, мы заговорили только в конце летней школы, когда у них уже не осталось возможности тут же опробовать наши рекомендации. Конечно, они попытаются это сделать, вернувшись домой, но так было бы здорово уже в лагере приобрести новых друзей «по науке»!

Упрек справедлив, и мы решили в следующий раз с этой темы начать заседания ДКМК.

С большим вниманием ребята отнеслись и к разговору о развитии своих способностей. Большинство из них стремятся к самосовершенствованию (правда, многие хотели бы его достичь без особого труда, ничем не жертвуя). Они записывали советы, названия книг по скорочтению, перерисовывали из блокнота Преподавателя таблицы учета времени. Некоторые даже заведут такие блокноты. Но быстро забросят, потому что это — пока игра. Все закономерно — система экономии времени имеет смысл только, когда знаешь, для чего его экономить, когда есть Большая Цель. Пока у них ее нет, но когда появится, они вспомнят о системе. Правда, срисованные таблицы им не понадобятся — каждый вырабатывает свою систему учета...



ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ Следующая глава