ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ
ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ!
Предотъездная суета. Автобусы придут после обеда. Мы в последний раз собрались в нашем классе. Грустно смотреть на пустые стены, с которых сняты плакаты, репродукции. Кажется, только вчера мы их развешивали, обживали комнату... Ребята разъедутся по всей стране. Как сложится их судьба? С кишиневцами, пожалуй, все ясно — они пополнят группу старичков в школе РТВ при Дворце пионеров и школьников. А каковы планы у других?
- — Мы с Геной хотим организовать кружок РТВ у себя в Тирасполе, только не знаем, с чего начать, да и литературы нет.
— Вот эту книгу вы всегда найдете в библиотеке. — Преподаватель показал книгу Г. Альтова «И тут появился изобретатель». — Постарайтесь найти и другие книги по ТРИЗ, список у вас есть. Не забывайте и про публикации в газетах. Если возникнут трудности, пишите нам — мы ответим.
— А как сделать, чтобы занятия шли хорошо?
— Самое главное, ведите кружок так, чтобы самим было интересно. Давайте побольше задач! Не стремитесь к солидности, серьезности. Чем больше внешней солидности, тем меньше ее в деле! На занятиях должно быть весело!
— А вдруг у нас не получится?
— Обязательно получится! И помните, в первую очередь преподавание нужно вам самим, потому что это лучший способ как следует освоить ТРИЗ. Вы это сами почувствуете, даже те, кто не собирается преподавать. Все равно вы будете рассказывать о ТРИЗ своим родителям, друзьям, может быть, и учителям. Постарайтесь сделать их своими союзниками.
— Я через год заканчиваю школу, в будущий лагерь уже не попаду, как мне продолжать заниматься ТРИЗ? Конечно, я постараюсь прочитать книги и газетные выпуски тоже, но этого мало, — говорит Саша.
— А что ты решил делать, когда закончишь школу?
— Я хочу поступать в Ленинградский педагогический институт, на физический факультет.
— В Ленинграде у тебя будет отличная возможность не расставаться с ТРИЗ и РТВ. Там уже больше десяти лет работает народный университет научно-технического творчества, которым руководит В. В. Митрофанов.
— Я раньше занимался в секции физики, — говорит Миша, — и, наверное, буду продолжать. И постараюсь использовать ТРИЗ для решения задач в физике.
— А я бы хотел заняться исследовательской работой в ТРИЗ. Это возможно?
— И нужно. Сегодня в ТРИЗ — огромное поле деятельности для исследователя. Новая наука всегда щедра к первопроходцам. Вот Фарадей — великий электротехник. Его именем названы единицы измерения, законы, постоянные... А представьте себе, что он родился в наши дни и тоже стал заниматься электротехникой. Добился бы он таких успехов?
— Трудно сказать, хотя, пожалуй... да нет, наверное. В те времена электротехника находилась на начальном участке S-образной кривой развития, новое было всюду. А сегодня это сильно развитая наука, новое найти трудно. Да и не стал бы Фарадей ею заниматься! Он был по характеру пионер, шел нехожеными путями.
— Про Фарадея мы можем только предполагать, — говорит Женя, — а о Королеве его ближайший соратник сказал, что если бы сейчас Сергей Павлович был совсем молодым человеком, он не пошел бы в ракетную технику. Пошел бы в какое-нибудь другое, совсем новое дело.
— Да, это слова его соратника, Бориса Викторовича Раушенбаха, — уточнил Преподаватель. — А как вы думаете, чем бы стал сегодня заниматься Королев?
— Подземходами! Ведь глубины Земли гораздо менее исследованная область, чем Космос!
— Проблемой бессмертия!
— Нет, это не техническая область.
— А почему он обязательно должен был бы заниматься техникой? Сегодня столько проблем в биологии или экологии — еще лучше!
— А почему не ТРИЗ?
— В принципе, ТРИЗ — хорошая работа для молодого человека. Здесь легче начинать — нет лавины информации, как в «старых» науках, можно быстрее выйти на передовой край. Людей здесь еще немного, легче добиться, чтобы тебя заметили. Но, конечно, не нужно думать, что в ТРИЗ можно сходу, без подготовки сразу делать открытия. Любая работа в ТРИЗ начинается со сбора патентного фонда, с его анализа, выявления закономерностей. Готовые работы придирчиво проверяются другими специалистами.
— А где сегодня передний край ТРИЗ? Какую тему можно выбрать?
— Есть очень интересные направления; изучение закономерностей становления и развития творческих личностей и коллективов. А можно взять какую-то конкретную систему, техническую или нетехническую, подробно проанализировать, как в ней выполняются известные законы развития. Найти отклонения — они почти всегда бывают, попытаться выяснить, почему они возникли. Может быть, нащупаете какие-то новые закономерности, тогда их нужно будет проверить на других системах. Если вам попадется система недостаточно развитая, законы подскажут, какой следующий шаг должен быть сделан в ее развитии, какое изобретение. Так исследовательская работа сомкнётся с изобретательской. Тем много, выбирайте любую. И конечно, пишите — мы всегда рады будем помочь. И не прекращайте решения задач, иначе все навыки быстро исчезнут. Как в «Алисе...»: чтобы удержаться на месте, нужно все время бежать.
А сейчас всем встать! Суд идет!
Пора завершать начатое в первые дни нашей школы судебное заседание. Сейчас наши судьи зачитают приговор. Правда, мантии и шапочки уже упакованы, но это не снижает торжественности события.
- — Высокий суд рассмотрел иск гражданина МПиО к секции РТВ, а также встречный иск секции РТВ к МПиО. Суд изучил представленные документы, факты из истории науки, техники, искусства, познакомился с деятельностью сторон по решению изобретательских задач. Суд постановил:
- Отклонить иск гражданина МПиО о запрещении деятельности секции РТВ и поголовном направлении ее членов на кухню для исправительных работ как необоснованный.
- Отклонить иск секции РТВ о полном и окончательном уничтожении гражданина МПиО как необоснованный.
- Признать давние заслуги МПиО в развитии человечества, эффективность его в решении задач первого уровня и приветствовать его дальнейшую работу с такими задачами.
- Одновременно осудить попытки МПиО единолично решать задачи высокого творческого уровня как тормозящие научно-технический прогресс и предупредить его пособников и защитников об ответственности за это перед человечеством!
- Приветствовать борьбу секции РТВ за повсеместное применение методов, позволяющих решать задачи высокого уровня без МПиО!
- Предложить секции РТВ и МПиО заключить договор о сотрудничестве: секция РТВ с помощью ТРИЗ переводит задачи высокого уровня в задачи первого уровня, которые МПиО обязуется быстро решать.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Автобусные размышления
...И снова серпантин дороги. Мы возвращаемся в город. Летняя школа позади. Все ли удалось, как хотелось? Курс ТРИЗ изучили около 40 ребят. Все они занимались увлеченно, но продолжат занятия, скорее всего, не более половины. Почему? Пожалуй, слишком велик был отряд, мы не могли уделить достаточно внимания каждому, разработать индивидуальный план дальнейшей самостоятельной работы (большинство ребят из других городов, где еще нет кружков и секций РТВ). Нужно было ограничиться 15 — 20 ребятами, но тогда остальные не прошли бы даже первичного курса. Другой недостаток — мы практически не задавали ребятам домашних заданий, не приучили их тщательно и неторопливо анализировать задачи. К сожалению, в условиях летней школы это невозможно — слишком много разных дел, мероприятий. Мы в книге упомянули только о некоторых из них, так или иначе касавшихся жизни нашей секции. А ребята участвовали во всех. Разве можно не участвовать или не болеть за своих в математическом бою, на который вызвал весь лагерь отряд математиков, не принять участие в проходивших чуть ли ни каждый день предметных олимпиадах, не играть в электронные игры в дисплейном классе?!
Лучше всего овладели материалом ребята, ранее знакомые с РТВ, участники изобретательских конкурсов нашей заочной школы, старшеклассники, уже определившиеся в выборе профессии и знающие, для чего им нужен ТРИЗ. Что будут дальше делать младшие — трудно сказать. С одной стороны, их легче заинте¬ресовать, у них впереди больше времени, чтобы еще до окончания школы стать квалифицированными специалистами в ТРИЗ. С другой — в этом возрасте интересы неустойчивы, сегодня понравилась ТРИЗ, завтра — что-нибудь другое, не менее увлекательное. Со старшеклассниками в этом смысле проще, если они заинтересовались, то начинают работать, но их труднее увлечь. Больше всего получили наши старички: проходя курс второй раз, они воспринимали его по-новому, осваивая не только предмет, но и методику преподавания, готовясь к проведению самостоятельных занятий.
Будут ли они эти занятия вести? Начинать такое дело в одиночку трудно даже для взрослого. Создать кружки можно там, где собралось несколько прошедших обучение ребят, которые и помогут друг другу. И конечно, там, где они встретят поддержку со стороны взрослых. Но независимо от дальнейших планов обучение ТРИЗ сказалось на всех ребятах. Это легкость в формулировании противоречий, настрой на «идеальность», хорошее владение вепольным анализом. Пожалуй, наибольшего успеха мы добились в воспитании. Мы опасались, что наш отряд, в который вошли ребята от шестого до десятого класса, окажется недружным. Но сработал принцип А. С. Макаренко — совместный творческий труд сдружил ребят.
Большую роль в этом сыграли и дискуссии, беседы о творческих личностях на занятиях. Осталось довольно много неиспользованного материала: задач, разработок для ДКМК. Впрочем, это было предусмотрено. Наш принцип — к каждому занятию материала должно быть заготовлено в два-три раза больше, чем можно реально пройти. Всегда есть вероятность, что какой-то раздел «не пойдет», что задачу, которую намечено серьезно разбирать, кто-то из ребят «снимет» сразу и ее придется заменить другой.
Настроение у нас хорошее. Отпуск прошел отлично! Несмотря на заботы, беготню, волнения и недосыпание, мы поздоровели. Домой везем множество записей, магнитофонные кассеты, фотопленки — то, что ляжет в будущую книгу, в основу новой исследовательской работы в ТРИЗ. Автобусы остановились около Дворца пионеров и школьников. Последние фотоснимки на память. До свидания в будущем году!
ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ |