Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Уважаемые учителя! Мы старались, чтобы эта книга получилась интересной и для детей, и для вас. Ведь без вашей помощи невозможно добиться главной ее цели — воспитания у ваших детей и учеников творческого мышления — качества, самого необходимого человеку в наши дни.

Может быть, вам покажется, что мы ломимся в открытые двери. Ведь существует разветвленная сеть станций юных техников, кружков технического творчества, уроки труда... Все это есть. Но зайдите на любую выставку юных техников — от скромной школьной до роскошного павильона на ВДНХ в Москве. Творчества, как правило, на этих выставках вы не обнаружите. Модели крейсеров, самолетов, копирующие известные образцы. Механические или электрические роботы, похожие на продающиеся в магазинах игрушки и немногим больше «умеющие». Электронные приборы, собранные по известным схемам на безнадежно устаревших элементах. Многие экспонаты тщательно выполнены, несомненно, они потребовали от их создателей знаний, усидчивости, мастерства. Но в них нет хоть какого-то элемента новизны! Конечно, много лет назад, когда система детского технического творчества только делала первые шаги, очень важно было как можно раньше привить ребятам трудовые навыки, приохотить к работе с инструментом. Но сегодня уже нельзя подменять техническое творчество техническим рукоделием! Безусловно, уметь работать руками очень важно, но в наше время этого недостаточно! Более того, мы и наши коллеги — преподаватели РТВ — столкнулись со странным явлением: у ребят, с юного возраста занимающихся в кружках технического творчества, уровень фантазии, воображения ниже, чем у сверстников, мышление чересчур конкретное, утилитарное, пристрастие к слепому перебору вариантов. «Некогда думать, пилить надо... паять надо... полировать надо...» Трудно будет с такой психологией в XXI веке! А какими бы мы хотели их видеть? Творческими людьми, мышление которых «на ты» с диалектической логикой, позволяющей видеть в развитии единство и борьбу противоположностей, противоречия, качественные скачки, целенаправленно отыскивать и использовать закономерности развития. Они должны овладеть системным подходом, дающим возможность охватывать и увязывать в единую систему разрозненные факты и сведения. Мы хотим, чтобы управляемое раскованное воображение сочеталось с умением эффективно работать по заданным алгоритмам, чтобы в их мышлении в единый комплекс слились понимание красоты настоящих изобретательских решений, психологическая готовность к восприятию новых идей, умение преодолевать психологическую инерцию, знание приемов решения изобретательских задач, владение информационно-поисковым аппаратом. Чересчур сложно? В том-то и дело, что нет! Нужно только поддержать в них естественную тягу к творчеству, продолжить начатую нашими коллегами и нами работу. И ваша помощь, товарищи взрослые, в этом деле неоценима. Прочитайте вместе с ребятами эту книгу, познакомьтесь с приведенной ниже литературой, помогите им организовать кружки РТВ!

Мы не ищем таланты. Не стараемся выявить «будущих Эдисонов». Творческой личностью может стать каждый ребенок. Если захочет. И если ему помогут.

Товарищи взрослые!
Помогите вашим детям стать
творческими людьми!



ЗАДАНИЯ ТУРНИРА РЫЦАРЕЙ ТВОРЧЕСТВА

Задания 1 — 4

Задание 5 В трубе под большим давлением течет вода. Но появилось отверстие, сквозь которое бьет струя. Нужно заделать дыру, но по производственным причинам нельзя отключить магистраль. Заплату приваривают под давлением воды. Сварка идет нормально, пока не доходит до самого последнего участка сварного шва. Когда пытаются его заварить, струя под давлением «выдувает» расплавленный металл и ничего не получается. Как же быть?

Задание 6 В двадцатых годах была выведена новая порода кроликов Рекс с ценным плюшевым мехом. Вывоз роликов этой породы из Германии был запрещен. Но советский биолог Александр Сергеевич Серебровский, находившийся в это время там в научной командировке, вернувшись домой, развел в СССР этих необыкновенных кроликов. Однако закона он не нарушал. Как же ему это удалось?

Задание 7 Дан параллелепипед из стекла. Как непосредственно измерить его большую диагональ, не разрушая его и не прибегая к вычислениям?

Задание 8 Нелегко определить, какую освещенность предпочитают те или иные растения. Нужны длительные опыты: высадить растения, освещать их по-разному, ждать, какие лучше будут расти. А если требуется еще узнать, какая освещенность «приятна» растению в разном возрасте, в разное время суток? Как быть?

Задание 9 Из-за неожиданно суровой зимы в водопроводной трубе образовались ледяные пробки. Как их ликвидировать?

Задание 10 Известный шахматист Иоганн Цукерторт, один из трех сильнейших шахматистов мира того времени, заключил пари с двумя другими (Стейницем и Блекберном), которые были сильнее его, что проведет с ними сеанс одновременной игры вслепую, набрав при этом не менее одного очка. Цукерторт пари выиграл, но благодаря не шахматному искусству, а собственной изобретательности. Как ему это удалось?

Задание 11 Контрразведка задержала шпиона. Было известно, что секретные сведения «спрятаны» в записной книжке или на магнитофонной кассете с песнями. Но никакие, самые тщательные исследования записей в книжке, прослушивания кассеты на любых частотах даже с помощью ЭВМ не помогли узнать секрет. Как же его обнаружить?

Задание 12 Как с помощью химической реакции получить магнитное поле?

Задание 13 Во время Великой Отечественной войны в жгучие декабрьские морозы на одном из уральских заводов необходимо было установить мощный пресс для штамповки листов брони танков. Основание пресса весом в несколько сот тонн нужно было опустить в подготовленную для него яму, но не было подъемных кранов. А ждать нельзя, танки нужны фронту. Как быть?

Задание 14 Жильцы частного пансиона, в котором поселился американский физик Роберт Вуд, подозревали, что жареное мясо на завтрак хозяйка готовит из остатков обеда, собранных с тарелок. Через несколько дней Вуд представил неопровержимые доказательства недобросовестности хозяйки. Как ему это удалось?

Задание 15 В террариуме зоопарка сотни ядовитых змей. Однажды понадобилось измерить длину каждой из них. Как быть?

Задание 16 В астрономической обсерватории ведут поиск новых и сверхновых звезд. Для этого ежедневно фотографируют один и тот же участок неба. И хотя он невелик, на нем в телескоп видно несколько десятков тысяч звезд. Как среди них обнаружить новую звезду, которой вчера еще не было?

Задание 17 Однажды на стройке возникла проблема: нужно было измерить горизонтальность плиты, расположенной за поворотом вентиляционного хода. Такой замер сделать легко с помощью обычного жидкостного уровня с воздушным пузырьком, да вот беда — просунуть туда уровень еще можно, а вот заглянуть — никак. Полдня промучились, пытаясь как-то приспособить зеркала, потом решили ломать уже готовую бетонную стенку. Нельзя ли обойтись без этого?

Задание 18 На химическом заводе между двумя цехами необходимо было проложить трубопровод из стеклянных труб. Выкопали траншею, насыпали на дно песок и стали укладывать трубы. Но из-за совсем небольших неровностей дна трубы стали ломаться, особенно при засыпке их землей. Можно было бы, конечно, выровнять дно траншеи очень точно, но это долго и дорого. Как быть?

Задание 19 При изготовлении стальных труб очень важно отрезать от слитка заготовку точно заданного веса — тогда все трубы будут иметь нужную длину. А слитки имеют разные размеры и форму. Как быть?

Задание 20 Как разбить число 10 на два числа, в произведении дающих 40?

Задание 21 Для полного осаждения мути на дно пробирки (при исследовании чистоты воды) требуется несколько часов. Сегодня для ускорения этого процесса используют центрифуги или специальные активаторы (например, химическое осаждение), но это требует дорогой и сложной аппаратуры. Однажды изобретатель показал такой «фокус»: взял пробирку с жидкостью в руки, отвернулся, недолго «поколдовал» над ней и показал всем осажденную муть. Как ему это удалось?

Задание 22 Корпус плавильной печи охлаждается водой, циркулирующей по трубам, проложенным позади огнеупорного слоя. Иногда трубы прорываются, поток воды попадает в расплавленный металл, что приводит к взрыву. Как предотвратить взрыв, сохранив водяное охлаждение?

Задание 23 В капле воды миллионы микробов. Как отделить одного из них для наблюдения под микроскопом?

Задание 24 В карьерах скапливаются отработанные газы от экскаваторов и самосвалов. Известен способ проветривания карьеров, при котором грязный воздух нагревают, чтобы он стал легче и поднялся вверх. Однако нагретый воздух перемешивается с холодным, и это снижает эффективность проветривания. Как, сохранив прежний способ проветривания, снизить смешивание горячего грязного и чистого холодного воздуха?

Задание 25 Довольно много инкубаторских цыплят гибнет в первые сутки после вылупления из яиц из-за отсутствия рефлекса на местоположение корма и воды. Приходится надеяться, что некоторые из них случайно найдут и то и другое, а другие станут им подражать. Как уменьшить потери цыплят?

Задание 26 При протезировании ног очень важно, чтобы искусственная нога была точь-в-точь как другая, живая. Казалось бы, сделать это несложно — снять слепок с живой ноги и отлить в нем искусственную. Но так не получается, потому что две левые или две правые ноги никому не нужны. Как же быть?

Задание 27 Одним из видов боевых действий авиации является прикрытие своих наступающих войск от возможной бомбардировки противника. Истребители прикрывают войска, летая на небольшой высоте и с малой скоростью, чтоб не расходовать много горючего. Но при появлении противника они оказываются в очень невыгодном положении: у них нет запаса высоты и большой скорости, что очень важно для успеха боя. А патрулировать на большой высоте нельзя: можно не успеть прикрыть войска. Как быть?

Задание 28 Лучший самолет войны Ил-2 разработан под руководством С. В. Ильюшина. При создании самолета было решено много изобретательских задач. Вот одна из них. Попадание пули в бензобак, заполненный горючим, не очень опасно. Но если бак не полон, пустое пространство заполняется парами бензина, которые легко взрываются. Как обеспечить пожаро-безопасность при неполном баке?

Задание 29 Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Задание 30 «Ну конечно, телепатия существует, я сам это проверил!» — заявил однажды Уильям Крукс, знаменитый физик, президент Лондонского королевского общества. Вот что он рассказал: «Ко мне пришли два брата, оба высокие, с пронзительными черными глазами. Они проделывали удивительные вещи. Я запер одного из них в подвал, второго поместил в комнату на четвертом этаже своего дома. Этому второму я тихо говорил первое пришедшее на ум слово. Телепат клал мне руки на плечи и долго вглядывался в глаза. После этого я запирал комнату и спускался в подвал к первому. Тот тоже обнимал меня, вглядывался в глаза, а потом безошибочно называл сказанное мной слово! Я ручаюсь, что никакой связи между братьями не было!» Телепаты оказались жуликами. Но как их разоблачить?

Задание 31 На месте преступления найдена пуговица, обычная, от мужской рубашки. А вот и сама рубашка, изъятая у подозреваемого. И действительно, четыре оставшиеся на ней пуговицы точь-в-точь как найденная пришиты на машине, а пятая — вручную и немного отличается от остальных. Все ясно! Улики налицо! Но не тут-то было... На злополучной пуговице остались нитки, причем часть ниток оборвана, а часть — целые стежки. Целые нитки могут сохраниться только в том случае, если пуговица вырвана грубо, «с мясом», на рубашке в этом месте должна остаться дырка. А ее нет. Значит, не та пуговица? Но между стежками застряла ниточка ткани, именно такой, из которой сшита рубашка. В чем же дело?

Задание 32 Однажды молодой художник взялся написать портрет старого некрасивого банкира. Друзья предупреждали его: зря взялся! Если нарисует похожим, банкир не заплатит, скажет, что портрет плохой. Если художник приукрасит его, старый скупец тоже откажется платить, на этот раз придравшись к отсутствию сходства. Друзья оказались правы. «Это не я, а какое-то чучело!» — вспылил банкир и ушел, не заплатив ни копейки. Однако через несколько дней он снова появился у художника и с трудом уговорил его продать злополучный портрет за цену, в десять раз больше первоначальной. Что же произошло?

Задание 33 Из истории известно, что английский король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из второго крестового похода, бесследно исчез по пути домой. (Впоследствии выяснилось, что его пленил и заточил в крепость герцог Австрийский.) Найти Ричарда взялся трубадур Блондель Нельский. Он очень любил своего короля — рыцаря и поэта, с которым они вместе сочинили и спели немало песен. Но как найти Ричарда? Расспрашивать нельзя, можно пострадать самому. Получается, что можно проехать мимо темницы, в которой томится друг, и не знать, что он — за стеной. Как быть?

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТУРНИРА РЫЦАРЕЙ ТВОРЧЕСТВА

  1. Противоречие; костюмы должны быть пышными, чтобы казаться старинными, и не должны быть пышными, чтобы казаться простонародными. Разрешение противоречия в пространстве. Часть платья роскошная, а часть — простонародная. Одно из решений — грубые заплаты на нарядных платьях.
  2. Достроим веполь. B1 — резиновый мячик (болт, медная гайка). Нужно ввести B2 и поле П. В случае резинового мячика это вода и поле архимедовых сил; железного болта — магнит и магнитное поле; медной гайки — вода и тепловое поле (охлаждение жидким азотом, гайка вмерзает в лед и поднимается вместе с ним либо под действием архимедовых сил воды, либо одновременно с гайкой вмораживается и веревка).
  3. Художник сделал Александра Невского на портрете похожим на артиста Н. Черкасова, который играл роль князя в известном всем фильме.
  4. Обращенная задача: как сделать, чтобы в перчатке оказался камень? Противоречие: нужно взять камень, чтобы сильно ударить, и нельзя взять, потому что это обнаружит судья. Разрешение во времени: камень или что-то подобное должно появиться во время боя. Усиленный ИКР: камень получается из ресурсов. Решение: боксер присыпал бинты быстро схватывающимся цементом, который, смешиваясь с влагой от потеющих рук, застывал. Вариант — быстро твердеющая жидкость.
  5. Противоречие: небольшое отверстие должно оставаться, чтобы дать выход струе, и оно не должно оставаться, чтобы можно было заварить заплату целиком. Разрешение в пространстве — отверстие расположено там, где не нужно варить. Разрешение во времени: отверстие должно быть во время сварки и его не должно быть после окончания работы. Решение: заплата с небольшим краном, который открыт пока идет сварка и наглухо закрывается после ее окончания.
  6. Противоречие: вывезенные кролики должны быть породы Рекс, чтобы развести их в стране, и не должны быть породы Рекс, чтобы не нарушить закон. Решение: были вывезены помеси обычных кроликов с кроликами породы Рекс. Признаки породы Рекс — рецессивные, проявились только во втором поколении.
  7. Противоречие: параллелепипед нужно разбить, чтобы измерить большую диагональ (попасть внутрь), и нельзя разбить, потому что это запрещено по условию задачи. Прием — использование копии, модели. Решение: на столе отмечается точка, в которой находится нижняя вершина параллелепипеда, затем па¬раллелепипед сдвигается на расстояние, равное его длине. Измеряется расстояние от отмеченной точки до ближайшей верхней вершины.
  8. ИКР; растение само показывает, где ему лучше. Решение; растение устанавливается на тележке с двигателями, которые включаются от датчиков, расположенных на листьях растения. Известно, что растение, когда не хватает света, тянется к нему, а если света избыток — отодвигается. Датчики фиксируют микродвижения растений и включают соответствующий двигатель. «Переехав» несколько раз с места на место, растение «выбирает» наилучший режим освещения.
  9. Достроим веполь. B1 — ледяная пробка. Нужно ввести B2 и поле П, например тепловое поле. Решение; пропустить по трубам электрический ток, который нагреет их и растопит пробку.
  10. Обращенная задача; как сделать, чтобы более слабый шахматист с гарантией выиграл хотя бы одну партию у двух более сильных шахматистов (либо сделал две ничьи)? Нужно использовать ресурсы — шахматистов-противников. Решение: Цукерторт не играл, а только передавал своим противникам ходы друг друга. В конечном итоге шахматисты играли между собой. Ничьи или одна победа были обеспечены, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в шахматы.
  11. Шпион использовал изобретательский прием «сделать наоборот». На магнитной пленке запись была сделана механическим способом (карандашом), а листы записной книжки были изготовлены с добавками ферромагнитного порошка, благодаря чему на них можно было сделать магнитную запись.
  12. Задача на преодоление психологической инерции. Источником магнитного поля может быть электрический ток, вырабатываемый аккумулятором, гальваническим элементом. Очень много химических реакций, в результате которых возникает электрический ток, обязательным спутником которого является магнитное поле.
  13. Усиленный ИКР: пресс опускается в яму с помощью ресурсов. Дело было зимой, значит, есть холод. И всегда найдется вода. Решение: яма заливалась водой, на поверхность образовавшегося льда подтаскивали тяжелую станину, а затем растапливали лед горелками.
  14. Обращенная задача: как незаметно пометить остатки мяса за обедом, чтобы распознать их потом за завтраком? Задача на обнаружение. B1 — мясо. Необходимо ввести B2, являющееся источником легко обнаружимого поля. Решение: Вуд посыпал остатки мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу, ни по внешнему виду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия). За завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблюдал красную линию лития.
  15. Первая группа решений — на прием «использование копии»: фотографирование, измерение сброшенной кожи. Другое решение — змея сама вытягивается на линейке. Для этого можно использовать стеклянную трубку с делениями, через которую по очереди проползают змеи.
  16. ИКР для задач «на обнаружение»: видно только то, что нужно. Применен прием «использование копий» в сочетании с системным переходом (объединение системы с антисистемой). Решение: на позитив (белые точки звезд на черном фоне) накладывают вчерашний негатив (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды, кроме новой, которой вчера не было, совпадут и не будут видны.
  17. Противоречие: уровень должен находиться за стенкой, чтобы измерять то, что нужно, и должен находиться снаружи, чтобы на него можно было посмотреть. Разрешение в пространстве: сначала уровень там, потом — снаружи. Но для этого пузырек должен быть зафиксирован. Решение: заморозить уровень во время нахождения за стенкой. Другое решение — уровень из легкоплавкого материала.
  18. ИКР: дно выравнивается с помощью ресурсов. Противоречие: дно должно быть жидким, чтобы выравниваться, и должно быть твердым, чтобы поддерживать трубы. Разрешение во времени: во время укладки дно жидкое, а потом затвердевает. Решение: дно траншеи заливается пульпой — смесью песка с водой. Потом вода уходит в землю, оставляя ровный слой песка.
  19. Решение: измерение массы заготовки по весу вытесненной воды.
  20. Задача — психологическая ловушка. Вместо того чтобы в уме пытаться разбить число 10 на два, нужно составить систему уравнений и решить. Ответ: 5+ V — 1 5 и 5 — \/ — 1 5. Произведение этих комплексных чисел равно 40, а сумма 10.
  21. Скорость осаждения зависит от свойств среды, размера осаждаемых частиц и от длины пути, который должны пройти осаждающиеся частицы. Свойства среды и размеры частиц изобретатель не мог изменить. А путь можно было изменить, положив пробирку на бок. Подержав ее так некоторое время, изобретатель осторожно вернул ее в вертикальное положение. При этом осевшая муть сползла на дно.
  22. Нужно разрушить вредный веполь: B1 — вода, B2 — металл, поле П — давление, толкающее воду из трубы в печь к металлу. Можно попытаться разрушить его введением противополя. Самое простое — ввести обратное давление. Но повышать давление в печи нельзя. Решение: прокачивать воду при пониженном давлении.
  23. ИКР: микроб с помощью ресурсов отделяется от остальных. Решение: рядом с культурой микробов капают каплю чистой жидкости, затем обе капли с помощью иглы соединяют тончайшей дорожкой, по которой микробы могут переходить по одному из одной капли в другую. Как только один микроб перешел, дорожка разрывается.
  24. Вредный веполь: B1 — нагретый воздух, B2 — холодный воздух, между ними вредное поле конвекции, перемешивания. Разрушаем веполь, вводя между B1 и B2 третье вещество. Одно из решений — наполнять горячим грязным воздухом оболочку аэростата и выпускать его, подняв аэростат на большую высоту. Другое решение — нагретый воздух пропускается через мыльный раствор и наполненные загрязненным воздухом мыльные пузыри взлетают над карьером, лопаясь на большой высоте.
  25. Множество только что вылупившихся цыплят — типичная однородная полисистема. В соответствии с законами развития, чтобы она была управляемой, среди цыплят должен появиться лидер, знающий, где корм и вода. Предложение подсаживать в группы «новорожденных» цыплят возрастом 3 — 4 дня с уже выработанным рефлексом на пищу и воду резко снижает гибель малышей.
  26. Противоречие: нужно сделать слепок, чтобы искусственная нога была похожа на живую, и нельзя делать слепок, пегому что получается две левые (или правые) ноги. Решение: слепок делается в виде тонкой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.
  27. Противоречие: самолет должен быть высоко, чтобы иметь преимущество в воздушном бою, и должен быть низко, чтобы хорошо прикрывать войска. Или; скорость самолета должна быть большой, чтобы иметь преимущество в бою, и должна быть малой, чтобы не расходовать много горючего. Разрешил это противоречие во времени выдающийся советский летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Он предложил новый метод патрулирования: чередование высоты и скорости, как на качелях. Истребители с большой высота, резко снижались, а затем снова взмывали вверх. Таким образом, была и высокая скорость, и большая высота. Поскольку при пикировании самолета бензин почти не расходуется, получалась экономия горючего. И тактически метод был выгоден.
  28. Противоречие: бак самолета должен быть полон, чтобы не опасаться пожара от попадания пули, и бак не должен быть полон, так как бензин в полете расходуется. Решение; заполнять пустое пространство бака негорючим газом, например углекислотой. Но тогда получается новое противоречие; нужно возить с собой баллон с углекислым газом, чтобы постепенно перекачивать его в бензобак, и нельзя возить его с собой, чтобы не перегружать самолет. Значит, нужно найти негорючий газ среди ресурсов. Например, это могут быть выхлопные газы.
  29. Обращенная задача: как заставить медвежат залезть на дерево? Проще всего — их испугать. Но тогда они полезут на любое дерево, не обязательно тонкое. В каких случаях тонкое дерево защищает лучше, чем толстое? Очевидно, когда оно выдерживает медвежат, но не выдерживает кого-то более тяжелого. Но кого? Решение: медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А вдруг это чужой взрослый медведь, который может обидеть? Вот и получается — тонкое дерево взрослого медведя не выдержит.
  30. Для разоблачения жуликов необходимо обнаружить между ними не телепатическую, а вполне реальную связь. Обращенная задача: как эту связь создать? Очевидно, для этого нужно использовать ресурсы. У нас такой ресурс есть — сам Крукс. Но как сделать, чтобы Крукс переносил информацию, не подозревая об этом? Брат, находящийся в подвале, может воспринимать информацию только с помощью пяти органов чувств (исходим из того, что шестое, телепатическое, не существует), то есть глазами, на слух, на ощупь, на вкус, с помощью обоняния. Из этого списка нужно исключить слух (Крукс молчал), обоняние (с его помощью трудно передать слово), вкус. Увидеть слово можно только написанным. Записка? Как ее передать? Из условия задачи известно, что оба брата обнимали Крукса. Решение: записка с загаданным словом незаметно прикреплялась к спине Крукса одним жуликом (он писал ее, засунув руку в карман) и снималась вторым во время объятий.
  31. Обращенная задача: как сделать, чтобы нитки на пуговице остались целы, а дырки на рубашке, от которой она оторвана, не оказалось? Противоречие: нитки должны проходить через ткань рубашки, чтобы пуговица была пришита, и не должны проходить через ткань, чтобы на ней не образовались дырки при отрыве. Разрешение во времени: сначала прошить пуговицу нитками без ткани, потом подложить ткань и прошить снова. Выяснилось, что такие случаи на швейной фабрике бывают. Работница случайно закладывает в машину пуговицу без ткани, делает несколько стежков, а потом, заметив ошибку, подкладывает ткань и пришивает пуговицу правильно. Вот и получается, что при отрыве при¬шитой таким образом пуговицы часть стежков может остаться целыми, а дырки в рубашке не будет.
  32. Решение; художник поместил портрет на выставке под названием «Скупец». Над жадным банкиром потешался весь город, и ему пришлось заплатить большую сумму, чтобы, став владельцем портрета, забрать его с выставки и спрятать.
  33. Задача на обнаружение, причем двойное: сначала Ричард должен узнать, что его разыскивает друг, потом найти способ дать себя обнаружить. Достроим веполь: B1 — Ричард, B2 — трубадур, а поле П нужно ввести. Ричард и трубадур могут друг друга либо увидеть, либо услышать. Но увидеть очень сложно, а вот услышать можно. Решение с использованием ресурсов: трубадур ходил по дорогам и пел песни, сочиненные вместе с Ричардом и известные только ему. И однажды он услышал из подвала подхваченный припев.

ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ