Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 21.02.2004]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  Kniga_Mur.pdf   (3264 Kb)
Главная / Книги /
Закономерности развития искусств

12а. Задачи на решение противоречий

ЗАДАЧА 58.

Советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина работала над небольшой скульптурой «Ветер». Это должна была быть фигура женщины, сопротивляющейся сильному порыву ветра. Чтобы показать колоссальное напряжение сопротивления у скульптуры есть только одно средство — мускулы фигуры. Показать их в полной мере можно лишь в том случае, если фигура будет обнаженной. Но в начале двадцатых годов естественным персонажем скульптуры была крестьянка. А ее не сделаешь обнаженной.

Как же поступить скульптору?

ЗАДАЧА 59.

Византией правил император. Власть его была огромной. Как и положено, он восседал на троне. Но Византия была не просто империей, а империей христианской. Высшим ее правителем считался сам Иисус Христос. По идее, именно он должен был бы сидеть на троне. Но куда же тогда деваться императору? Ведь его власть не меньше, он — богоравный.

Что же делать в случаях, когда император должен предстать перед людьми, сидя на троне («в официальной обстановке»)? (Мы решаем задачу не политическую, а художественную. Ведь оформление императорского трона относится к декоративно-прикладному искусству.)

ЗАДАЧА 60.

В 1927 г. во МХАТе ставился спектакль «Бронепоезд 14-69». Одна из ключевых сцен спектакля — «Колокольня». Партизан пытается объяснить американскому солдату, что такое советская власть. Он произносит монолог, кульминацией которого было имя Ленина.

Артист Марк Прудкин, игравший роль партизана, на репетиции уже хрипел, а режиссер все еще был недоволен — слово «Ленин» произносится недостаточно эмоционально. Однако громче Прудкин кричать уже не мог.

Что предпринять в этой ситуации?

ЗАДАЧА 61.

Образ Ахилла в гомеровской «Илиаде» — это образ героя, не имеющего себе равных. О нем говорят люди и боги. Но простые описания его героизма, даже со стороны богов и «коллег», не дают нужного эффекта — впечатления сверхгероизма. Так уже описаны подвиги других героев.

Как, не увеличивая описаний подвигов, еще больше подчеркнуть героизм Ахилла?

ЗАДАЧА 62.

При строительстве православных храмов сперва возводился собор — символ веры, а в обобщенном смысле символ России. Затем строилась колокольня, выполнявшая чисто служебные функции. При строительстве Петропавловского собора колокольню было решено сделать в светском, европейском стиле. Именно она, с непривычным острым шпилем, должна была символизировать новую жизнь, славу новой столицы. Но строительство собора отвлекло бы жителей Санкт-Петербурга, подчеркнуло бы религиозный аспект храма. Петр I же как раз хотел принизить роль религии в России.

Что предпринять в таком случае?

ЗАДАЧА 63.

Боги вавилонских царей обитали в священных рощах. Самим царям, как живым божествам, тоже надлежало иметь такую рощу, в которой они могли бы бродить, как и положено небожителям. Насадить такую рощу нетрудно — земля вокруг Вавилона была удивительно плодородна. Да вот беда — царю положено было жить в высоком дворце — его божественная нога не должна была касаться грешной земли. Он не имел права спускаться для прогулок по роще. Носить его на носилках тоже нельзя — смертные, вроде носильщиков, в священную рощу не допускаются.

Что же делать несчастному царю?

ЗАДАЧА 64.

В первых советских звуковых фильмах речь персонажей должна была нести кроме сюжетной еще и учебную функцию. Нужно было показать зрителям, как правильно говорить. Но персонажи фильмов были отнюдь не грамотные люди. Правильная речь в их устах звучала бы нелепо.

Что же делать?

ЗАДАЧА 65.

Руслан подъезжает к Голове, будит ее. Разъяренная Голова раскрывает рот и... У Пушкина дальше идут такие слова: «Но вот раздался голос шумный».

В опере «Руслан и Людмила» «голос шумный» — это значит, что партия Головы должна звучать гораздо громче партии Руслана. Но в дуэте Руслан тоже не может петь тихо — он злится на неожиданное препятствие. Его партия должна звучать максимально громко.

Как же показать «голос шумный» партии Головы?

ЗАДАЧА 66.

При съемках фильма «Гамлет» режиссер Козинцев с художником Вирсаладзе долго размышляли над костюмом принца Датского. Костюм тех времен можно было воспроизвести довольно точно. Но по замыслу режиссера, фильм должен был быть современным — иначе нет смысла снимать, документальный фильм о Гамлете не нужен никому, кроме историков. Сделать же костюм Гамлета современным тоже нельзя, так как все представляют себе, какая одежда была в ту эпоху.

Как же одеть Гамлета для этого фильма?

12. Разделяй — и властвуй 12б. «Конструктор» для сюжетов, или История «Капитанской дочки» Следующая глава