Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 21.02.2004]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  Kniga_Mur.pdf   (3264 Kb)
Главная / Книги /
Закономерности развития искусств

12. Разделяй — и властвуй

Отражение природы в мысли человека надо понимать не «мертво», не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их.
В. И. Ленин

Итак, мы научились делать три мысленных операции, три шага к решению противоречивой ситуации. Различных ситуаций может быть великое множество. Нет ничего удивительного в том, что искусствоведение до сих пор не сумело в них разобраться. Скорее всего, это просто невозможно.

На уровне ХП задачи уже вполне можно типизировать. Но типов этих все еще слишком много.

На уровне же ФП остается всего несколько типовых приемов разрешения. К которым и сводится все бесконечное многообразие задач. И которые придают смысл предыдущим операциям.

Формулировка ФП сводит задачу к парадоксальному состоянию, когда к одному и тому же объекту предъявляются противоположные требования. Эти требования исключают друг друга. И единственный способ справиться с парадоксом — это развести требования. Так, чтобы они не мешали друг другу. Мы сейчас рассмотрим шесть способов разрешения физических противоречий в искусстве.

1. Разделить противоречивые требования В ПРОСТРАНСТВЕ

Это значит, что на каждое из требований отвечает не весь объект, а только его часть (части). А другая часть (другие части) отвечают на другое требование. Если инструмент по условиям ФП должен проявить свойства А и Б, то разделить в пространстве можно по схемам:

1а. ААА-БББ (часть системы со свойством, часть с антисвойством);

1б. АБАБАБ (части со свойством и антисвойством поочередно).

Вспомним задачу 54 о готической стене. По требованиям ФП стена должна быть и толстой, и тонкой. Разделим ее по схеме 1б. Получится стена следующего сечения: на участках «а» стена толстая, а на участках «б» — тонкая.

Противоречие разрешено. Именно таким образом поступили архитекторы, с работ которых и начинается история готического стиля. (Guze Joanna. Na tropach sztuki. — Warszawa, Nasza Ksiкgarnia, 1982.) Решение маленького противоречия привело к огромным изменениям в культуре. Ведь изобретение нового стиля — это, по нашей схеме, изменение пятого уровня.

В задаче 55 — о скульптурах байроби — ситуация совершенно аналогичная. Только разрешить ФП удобнее по схеме 1а. Часть скульптуры будет бесформенной, а часть человекообразной, узнаваемой. Действительно, эти бесформенные фигурки имеют человеческое лицо. (Терехов В. Ожерелье Индии. На суше и на море. 1986. — М.: Мысль. — С. 211.)

По той же схеме решена и задача 56 — о рифме в поэтической драматургии. Часть монолога пишется свободным нерифмованным стихом, а часть — имеет рифму. По чисто психологическим причинам удобнее рифмованной сделать последнюю часть. Например, так:

В том и забава, чтобы землекопа
Взорвать его же миной: плохо будет,
Коль я не вроюсь глубже их аршином,
Чтоб их пустить к луне; есть прелесть в том,
Когда две хитрости столкнутся лбом! («Гамлет», III, 4.)

2. Разделить противоречивые требования ВО ВРЕМЕНИ

Это означает, что в какой-то период времени инструмент проявляет одно свойство (отвечает на одно требование), а в другой период — другое свойство (отвечает на другое требование). Здесь тоже возможны несколько схем:

ПРИМЕР 86.

Допустим, в пьесе есть только отрицательные персонажи. Но кроме действий персонажей, автор хотел бы высказать некоторые свои — положительные — мысли. Произнести их может только один из персонажей. Но отрицательный персонаж не может говорить положительные вещи — это будет неестественным.

Как высказать положительные мысли, не рискуя естественностью персонажа?

ХП-1: Если персонаж выскажет положительные мысли, то он выразит идеи автора, но будет неестественным.

ХП-2: Если персонаж не будет высказывать положительных мыслей, то он будет естественным, но не выскажет авторских идей.

Инструмент: персонаж.

ФП: Персонаж должен быть положительным, чтобы иметь возможность высказать авторские мысли, и должен быть отрицательным, чтобы сохранить естественность в пьесе.

По схеме 2а персонаж должен быть сперва, например, положительным, а затем — отрицательным.

А. Н. Островский в пьесе «Доходное место» дает возможность главному герою — Жадову — высказать положительные авторские идеи. Жадов поначалу выглядит естественно положительным. Но затем развитие действия показывает, что Жадов отрицательный персонаж. Положительные слова в его начальном монологе оказываются СВ для дополнительной подтемы: Жадов еще и позер. (Добролюбов Н. А. Темное царство. — Собр. соч. в 9-ти томах. — М.- Л., 1961-1964, Т. 5. — С. 25-27.)

Сравните эту ситуацию с совершенно аналогичной, о которой писал М. Горький:

«В пьесе много лишних людей и нет некоторых — необходимых — мыслей, а речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако — кроме Сатина — ее некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку. Но — ни черта не поделаешь!» (Горький. М. Письмо к К. П. Пятницкому от 14 или 15 июля 1902 г. — Собр. соч. Т. 28. — С. 265.)

Писатель прекрасно осознавал противоречивость ситуации, но не сделал даже попытки решить противоречие. Результат — явно слабый эпизод в пьесе.

ПРИМЕР 87.

Фильм «Кабирия» в начале века заслуженно считался самым грандиозным по своей постановке. Для его съемок изготовили неслыханно большие по тем временам декорации. Но в процессе съемок режиссер Джованни Пастроне и оператор Хомон обнаружили, что декорации, изображающие огромный храм, не помещаются в кадр. Они попробовали установить камеру подальше. Декорации вошли в кадр, но теперь оказались не видны тщательно выписанные детали декораций.

Как же показать на экране и декорации в целом, и все детали?

ХП-1: Если установить камеру близко к декорациям, то будут видны детали, но в кадр не войдет декорация целиком.

ХП-2: Если установить камеру далеко от декорации, то декорация войдет в кадр целиком, но не будут видны детали.

Инструмент: камера.

ФП: Камера должна быть «близкой» к декорации, чтобы видны были детали, и должна быть «далекой» от декорации, чтобы вся декорация поместилась в кадр.

По схеме 2б камера должна быть то близкой, то далекой. То есть, должна перемещаться. Именно тогда-то и был изобретен прием «тревелинга» — движущейся камеры, который сейчас является одним из основных приемов кинематографа. (Соболев Р. Как кино стало искусством. — Киев: Мистецтво, 1975.)

ПРИМЕР 88.

В повести некий генерал сыграл роковую роль в жизни мелкого чиновника. Чиновник и без того был в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Но когда генерал совершенно несправедливо и незаслуженно сделал ему выговор, чиновник заболел и умер. Нужно показать, что весь долгий и трагичный финал чиновничьей жизни связан именно с генералом. Генерал должен как бы непрерывно «нависать» над чиновником. Но фигура генерала будет явно лишней, ему нечего делать в описании жизни мелкого служащего. Он эпизодически появится только в самом конце.

Как показать его постоянное влияние?

ХП-1: Если показывать генерала на протяжении всей повести, то можно передать его постоянное влияние, но это перегрузит повествование.

ХП-2: Если показать генерала только в самом конце, то это не перегрузит повествование, но не покажет его постоянное влияние.

Инструмент: генерал.

ФП: Генерал должен быть «постоянным» на протяжении всей повести, чтобы показать его постоянное влияние на жизнь чиновника, и должен быть «временным», чтобы не перегружать повествование.

По схеме 2в следует ввести генерала предварительно. А чтобы он и в таком виде не перегружал повесть, можно воспользоваться схемой 2г — и вводить его краткими, незаметными упоминаниями.

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» с самого начала четырежды упоминается генеральский чин Значительного Лица. И еще трижды в сцене с портным Петровичем внимание читателя обращается к табакерке Петровича, на которой нарисован генерал.

3. Разделить противоречивые требования МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И ЕЕ ПОДСИСТЕМАМИ

Это означает, что каждая из подсистем обладает одним свойством, а вся система в целом — другим, противоположным.

ПРИМЕР 89.

Идет грамзапись песни. По замыслу автора фоном должен служить шум ярмарки, карусели — такой, как это было в прошлом. Подобные записи существуют. Одну из них — запись парового органа — и попытались использовать в качестве фона. Но мелодия записи отвлекала от самой песни. Сделать фон тише тоже нельзя — он перестает быть слышен.

Как же записать песню с нужным фоном?

ХП-1: Если в качестве фона песни будет звучать запись парового органа, то создастся нужное «ярмарочное» впечатление, но пропадет сама песня.

ХП-2: Если в качестве фона не будет звучать запись парового органа, то песня будет слышна хорошо, но не создастся «ярмарочного» впечатления.

Инструмент: запись парового органа.

ФП: Запись парового органа должна быть, чтобы создать «ярмарочное» впечатление, и не должна быть, чтобы не забивать песню. (Обратите внимание: нужным качеством инструмента в данном случае является само его наличие. Этот вариант ФП встречается довольно часто.)

Прием 3 подразумевает, что фоном для песни должны служить части записи (они — есть), а записи как целого быть не должно (записи — нет).

... рассказывает Джордж Мартин (музыкальный руководитель «Beatles» — Ю. М.): «Однажды Джон сказал мне: «У меня есть песня под названием «Being for the Benefit of Mr. Kite», и хотелось бы, чтобы она звучала так, как шумит ярмарка на площади с веселой каруселью». <...> ...я достал ленты старых паровых органов с записями, начиная с марша, исполняемого на саксофоне, и кончая звучанием свободного колокола. Эти ленты я разрезал по 30 сантиметров. Звукорежиссер разбросал их, вновь собрал и соединил. Затем мы снова немного перемешали отдельные части, пока не получилась запись, которая не имела музыкальной формы и была бессмысленной. Но, несмотря на проделанную работу, шум парового органа остался. Эту запись я соединил с пением «Битлз», и таким образом в качестве фона получился шум ярмарки и карусели». (Шмидель Г. BEATLES. Жизнь и песни. — М.: Музыка, 1990.)

Вспомним ПРИМЕР 23: «Песню про горы», которую А. П. Бородин использовал в опере «Князь Игорь». Он воспользовался тем же приемом: песни в целом нет, а в виде частей она есть.

ПРИМЕР 90.

Вспомните самую первую задачу этой книги. Повторим условие. Финский архитектор Рэйм Пиэтиле был приглашен в Кувейт для строительства правительственного здания. Кувейт — типичная арабская страна, с характерной арабской архитектурой. Здание правительства должно быть точно таким же — витиеватым, прихотливо извилистым, как арабская вязь. Но Пиэтиле — финский архитектор. Он привык работать с прямыми линиями, прямоугольными плоскостями. Именно этот стиль он задумал применить и в новом заказе. Но такое здание не вписалось бы в окружающую архитектуру.

Какой же должна быть концепция здания?

ХП-1: Если построить здание в финском стиле, то архитектор исполнит свой замысел, но здание не впишется в окружающую архитектуру.

ХП-2: Если построить здание в арабском стиле, то оно впишется в окружающую архитектуру, но архитектор не исполнит свой замысел.

Инструмент: контур здания. (Помните? — минимальный ранг, на котором задача сохраняется.)

ФП: Контур здания должен быть прямолинейным, чтобы исполнился замысел архитектора, и должен быть извилистым, чтобы здание вписалось в окружающую архитектуру.

В соответствии с приемом 3 все конструктивные элементы здания должны быть прямолинейными, но собраны они в извилистую арабскую конструкцию. Именно так и построено здание правительства Кувейта.

ПРИМЕР 91.

В античном искусстве категорически запрещалось изображать или описывать безобразное (в Фивах за это полагалась даже смертная казнь).

В поэме Гомера «Илиада» есть персонаж — Терсит. По замыслу автора Терсит не только глупый, трусливый и наглый, но и крайне безобразный.

Как же описать внешность Терсита, не нарушая тогдашних канонов искусства?

ХП-1: Если описать Терсита безобразным, то его внешность будет соответствовать его характеру, но нарушатся каноны.

ХП-2: Если описать Терсита не безобразным, то каноны не будут нарушены, но его внешний вид не будет соответствовать его характеру.

Инструмент: описание Терсита.

ФП: Терсит должен быть описан безобразным, чтобы его внешность соответствовала его характеру, и должен быть описан не безобразным, чтобы не нарушать канонов.

Очевидно, что описывать безобразного Терсита нужно по частям, по возможности отделив части описания друг от друга.

«...Гомер изобразил самую безобразную наружность в лице Терсита, притом изобразил по частям. На каком же основании позволил он себе при описании безобразного то, чего так старательно избегал в описании прекрасного? Разве впечатление от безобразного не ослабляется, как и впечатление от красоты, благодаря постепенному перечислению составляющих его частей?» (Лессинг Г. Э. Лаокоон. Избранное. — М.: Художественная литература, 1980. — С. 467.)

4. Разделить противоречивые требования МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И НАДСИСТЕМОЙ

Это значит, что одно свойство присуще системе самой по себе, а другое, противоположное относится к объединению этой системы с другими (одинаковыми или разными).

ПРИМЕР 92.

Пушкин и его единомышленники-писатели зло и далеко не всегда заслуженно высмеивали своего современника писателя Н. Полевого. Как раз в тот период в моде были эпиграммы. И они посыпались на Полевого.

Сам Полевой был неплохим писателем, удавались ему и пародийные стихи. А вот эпиграммы не получались столь же острыми и злыми, как у Пушкина. Поэтому ответить эпиграммой он не мог — это вызвало бы дополнительные насмешки. Отвечать пародией на стихи Пушкина тоже лишено смысла, так как это уже не будет ответ на эпиграммы.

Как же отбиться от незаслуженных нападок?

ХП-1: Если ответить эпиграммой, то жанр ответа будет соответствовать жанру нападок, но не будет достаточно острым.

ХП-2: Если ответить не-эпиграммой (например, пародией), то ответ будет достаточно острым, но не «попадет в жанр».

Инструмент: жанр ответа.

ФП: Жанр ответа должен быть эпиграммой, чтобы соответствовать жанру нападок, и должен быть не-эпиграммой (например, пародией), чтобы быть достаточно острым.

Прием 4 подразумевает объединение эпиграммы с каким-нибудь другим жанром (тогда ответ будет иметь свойство эпиграммы, а объединение ответа с чем-то еще будет иметь нужное свойство не-эпиграммы). Конечно, в данном случае выгоднее объединить с пародией, в которой Полевой силен. И написать пародию на пушкинские эпиграммы.

«Полевой начал отбиваться от нападавших на него писателей пушкинского круга. Не обладая даром эпиграмматиста в прямом смысле этого слова, Полевой принял оригинальное решение — он контаминировал (т. е. объединил — Ю. М.) два жанра: эпиграмму и пародию... Пример — блестящая победа Полевого над Пушкиным по поводу «Собрания насекомых». (Гиллельсон М., предисловие к книге «Русская эпиграмма», — Л.: Советский писатель, 1988. — С. 27-29.)

ПРИМЕР 93.

В альбоме «Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band» группы «Beatles» есть песня Дж. Харрисона «Within You, Without You». Это был период, когда Харрисон увлекся индийской музыкой. Протяжные индийские мотивы и философские темы лежат в основе этой песни. Аккомпанемент — заунывные звуки индийских инструментов. Песня очень длинная и довольно скучная. Она представляет собой разительный контраст с мажорными, ироничными песнями «Beatles».

Как, сохранив песню, не испортить ироничную атмосферу альбома?

ХП-1: Если песню сделать скучной, то это не будет противоречить замыслу автора, но будет противоречить атмосфере альбома.

ХП-2: Если песню сделать веселой, то это согласуется с атмосферой альбома, но будет противоречить замыслу автора.

Инструмент: песня.

ФП: Песня должна быть скучной, чтобы не противоречить замыслу автора, и должна быть веселой, чтобы согласоваться с атмосферой альбома.

Очевидно, нужно добавить к песне что-то, что сделает смешным, ироничным весь комплекс этого «чего-то» с песней. Таким образом, песня останется скучной, а ее комплекс с «чем-то» — будет веселым. Самое простое — реакция самих музыкантов на эту песню.

«В альбоме только одна песня Харрисона — «Within You, Without You». <...> Песня очень длинная и, окрашенная индийским колоритом, создает атмосферу одиночества и скуки. Чтобы развеять это впечатление, Харрисон в конце смеется». (Воробьева Т. История ансамбля «Битлз». — Л.: Музыка, 1990. — С. 182.)

ПРИМЕР 94.

В кинофильме режиссера Антониони «Забриски пойнт» главная героиня — Дария — секретарша крупного босса, бросает ненавистный ей мир делячества и уезжает в уединенную долину. Через время она возвращается на виллу босса посмотреть, что там происходит. Дария идет по вилле, видит серию творящихся там безобразий и вдруг бежит прочь. Отъехав подальше, она оборачивается и мысленно взрывает виллу.

Проблема заключается в том, что кадр, показанный на экране, в самом себе заключает реальность.

Если на экране взрыв — то это «реальный» взрыв по сюжету. Никакие наплывы, закрытые глаза героини и т. п. тут не помогут.

Как же показать именно мысленность этого взрыва?

ХП-1: Если показать кадры взрыва, то это будет соответствовать сюжету, но не отразит то, что эпизода этого в действительности не было.

ХП-2: Если не показывать кадры взрыва, то этого эпизода как бы не будет, но это не соответствует сюжету.

Инструмент: кадры взрыва.

ФП: Кадры взрыва должны быть реальными, чтобы соответствовать сюжету, и должны быть не-реальными, чтобы показать, что эпизода в действительности не было. В соответствии с приемом 4 сам эпизод должен быть «реальным», т. е. показан на экране, а его объединение с «чем-то» должно быть нереальным. Поскольку ничего подходяще-нереального в сугубо реалистическом фильме нет, то можно объединить этот эпизод «с самим собой», т. е. повторить его несколько раз подряд. Будет очевидным, что несколько одинаковых взрывов одной и той же виллы подряд — нереальны, мысленны. У Антониони этот эпизод повторяется десять раз. (По кн.: Соболев Р. Как кино стало искусством. — Киев: Мистецтво, 1975.)

5. Разделить противоречивые требования МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И АНТИСИСТЕМОЙ

Это значит, что свойство проявляет система, а антисвойство — антисистема или ее объединение с системой. Варианты получения антисистем: вверх ногами, от конца к началу, часть объекта заменить ее антисистемой, ввести дополнительную антисистему.

Возможные схемы этого приема:

5а. АБ + БА (система вместе с антисистемой);

5б. (А) Б (антисистема вместо системы);

5в. АБ БА (части системы поменять свойствами).

ПРИМЕР 95.

Микеланджело был одним из руководителей флорентийского восстания. Когда войска Медичи подавили восстание, Папа Римский предложил Микеланджело построить капеллу Медичи. Внутри должны были стоять скульптурные портреты семейства Медичи. Микеланджело едва ли испытывал любовь к людям, отнявшим свободу Флоренции. И согласился на эту работу потому, что хотел создать карикатуру на Медичи. Это было, на первый взгляд, несложно: Медичи не отличались красотой и умом. Но карикатурно подчеркнуть эти качества было невозможно — это означало бы конец художника (да и не дошли бы эти скульптуры до зрителя). А врать, создавая хвалебные портреты, Микеланджело не мог.

Как же выполнить задуманное?

ХП-1: Если создать карикатурные скульптуры, то можно высказать свое отношение к Медичи, но скульптуры не дойдут до зрителя.

ХП-2: Если создать хвалебные скульптуры, то они будут выставлены для зрителя, но не удастся показать отношение автора к Медичи.

Инструмент: внешний вид скульптур.

ФП: Внешний вид скульптур должен быть искаженным, чтобы достичь карикатурного эффекта, и должен быть приукрашеным, чтобы скульптуры были выставлены для обозрения. Схема 5б идеально подходит к этому случаю: вместо карикатурных скульптур можно сделать супер-приукрашенные. Для современников, знавших Медичи, это будет лучшей карикатурой.

«Создай Микеланджело карикатуру на Медичи — ничто не стало бы ему броней. Он поставил им памятники с идеально красивыми лицами (Медичи не отличались правильными чертами). Правда, фигуру Лоренцо называли «Мыслителем», «Задумчивым», но нет в этой задумчивой мысли ни тревоги, ни заботы». (Липатов Виктор. Краски времени. — М.: Молодая гвардия, 1983. — С. 27.)

ПРИМЕР 96.

У Гомера боги иногда спасают своих любимцев. Для этого они окружают их облаком, т. е. делают невидимыми, и выводят из опасной ситуации. Так Венера спасает Париса, Гефест — Идея, Аполлон — Гектора. Прием начинает повторяться, становится неинтересным. Использовать его в дальнейшем нежелательно. Но вот в опасную ситуацию попадает Эней. Ему угрожает копье Ахилла. Покровительствующий Энею Нептун должен спасти своего протеже. Снова окружить Энея облаком Гомер уже не мог. Но по сюжету он должен был остаться в живых благодаря вмешательству Нептуна.

Как же Гомеру спасти Энея?

ХП-1: Если сделать Энея невидимым, то Ахилл его не убьет, но прием повторится.

ХП-2: Если не делать Энея невидимым, то прием не будет повторяться, но Ахилл убьет Энея.

Инструмент: Эней.

ФП: Эней должен стать невидимым для Ахилла, чтобы он был спасен, и не должен становиться невидимым, чтобы не повторялся прием.

Исходная система (старый прием) выглядела бы так: Ахилл смотрит на Энея, но из-за облака Эней невидим. Антисистема в таком случае должна быть следующей: Эней вполне видим, но Ахилл не может на него посмотреть.

Гомер по схеме 5б переходит к анти-приему: для спасения Энея от копья Ахилла Нептун на время ослепляет Ахилла. (По кн.: Лессинг Г. Э. Лаокоон. Избранное. — М.: Художественная литература, 1980. — С. 427-428.)

ПРИМЕР 97.

Перед cъемками фильма «Гамлет» режиссер Г. М. Козинцев тщательно изучил историю постановок этой пьесы. Он обратил внимание на тенденцию: режиссеры все больше и больше форсируют несчастный, страшный внешний вид сумасшедшей Офелии. Питер Брук просто делает ее «грязной оборванкой». Козинцев не хотел идти таким путем.

(Отрывок из режиссерского дневника: «Сумасшествие Офелии. Величайшая трудность: уровень поэтического выражения. Именно поэтического. Никакая патология, клинические симптомы помешательства и т. п. тут ни при чем».)

Задача, поставленная Козинцевым, была другой: сошел с ума мир, а не только Офелия. Можно было, конечно, сделать сумасшедшим и окружение. Но тогда на этом фоне пропадет безумие Офелии.

Что делать?

ХП-1: Если снять безумную Офелию на фоне безумного мира, то будет отражен режиссерский замысел, но потеряется важная для сюжета картина безумия Офелии.

ХП-2: Если снять обычный вариант — сумасшедшая Офелия на фоне обычного мира, — то безумие Офелии будет подчеркнуто, но не будет отражен режиссерский замысел.

Инструмент...

При первых попытках решения этой задачи на семинарах у слушателей возникали трудности с выбором инструмента. Но если мы вспомним рекомендацию по выбору ранга, на котором решается задача, то все станет на место. Ни для одной Офелии, ни для одного окружающего ее мира задача даже не возникает. Она существует только в паре Офелия-окружающий ее мир.

Инструмент: Офелия-мир.

ФП: Офелия и окружающий ее мир должны быть одинаково безумными, чтобы реализовать режиссерский замысел, и не должны быть одинаково безумными, чтобы не потерялась картина безумия Офелии. Эту задачу прекрасно решает схема 5в — обмен свойствами. Офелия должна выглядеть «нормальной» на фоне безумного мира.

«...Безумие Лаэрта: неистовый бег к бессмысленной цели. Уничтожить красивость его костюма, измазать лицо. Окровавленная, грязная, перекошенная гримасой маска мести. Глаза безумца. Безумие восставших (кого короновать вместо Клавдия?.. Лаэрта?) Безумие наемников; вывернутые руки схваченных. «И ни одного ровного места, разве следы ног, наполненные кровью» (Леонардо да Винчи). И только один счастливый человек... — Офелия». (Козинцев Г. М. Наш современник Вильям Шекспир. — Л.-М.: Искусство, 1966.)

6. Разделить противоречивые свойства В СРАВНЕНИИ

Это значит, что система сама по себе должна обладать свойством, а по сравнению с другой системой (или с элементами надсистемы) — приобретать антисвойство.

ПРИМЕР 98.

Вспомним задачу 23, предложенную в главе 5 для самостоятельного решения. Повторим условие:

В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» есть такой эпизод. Физик Гусев (главный герой фильма) заходит в лабораторию, где стоит созданный им фазотрон. Это сооружение предназначено для исследования мощных ядерных реакций. Режиссер хотел в этом кадре поставить перед зрителем вопрос: «в силах ли человек справиться с джином, которого он сам выпустил из бутылки — с атомной реакцией?»

Как это сделать без монологов и закадрового голоса — одним видеорядом эпизода?

(Для тех, кто не видел фильма, нужно пояснить. Гусев по сценарию — великий физик, один из создателей атомной энергетики. Играть его был приглашен А. Баталов — актер крупный, по внешним данным соответствующий роли великого ученого — в кинотрадициях тех времен.)

ХП-1: Если актер будет крупным, то это будет соответствовать роли великого ученого, но не передаст сомнений в способности его справиться с мощными ядерными силами.

ХП-2: Если актер будет маленьким, то это передаст сомнения в его способности справиться с ядерными силами, но не будет соответствовать роли великого ученого.

Инструмент: внешний вид, облик актера в этом эпизоде.

ФП: Актер должен выглядеть крупным, чтобы соотвествовать роли великого ученого, и должен выглядеть маленьким, чтобы передать сомнения в способности справиться с ядерными силами. По приему 6 актер должен сам по себе быть крупным (что и проявляется во всех остальных эпизодах), а по сравнению с чем-то (в данном эпизоде) выглядеть маленьким. Удобным объектом для сравнения является фазотрон.

«В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» (он вышел на экраны в 1962 году)..., герой — физик Гусев — меряется силой и ростом со своим собственным созданием. Камера установлена так, что зримый перевес получается явно на стороне машины. В силах ли человека справиться с джином, которого он сам выпустил из бутылки — с атомной реакцией? На этот вопрос и пытается ответить режиссер в своем фильме. Задает же вопрос внимательному зрителю не кто-то из героев, а сам кадр: Гусев на фоне фазотрона». (Польская Л. Кто делает кино? — М.: Детская литература, 1988. — С. 70-71.)

ПРИМЕР 99.

«Какая она была чудесная девушка! Она вокруг себя излучала свет!» — писал Ренуар об актрисе Жанне Самари, чей портрет он собирался написать. Но как показать, что лицо изображенной на полотне девушки излучает свет? Сделать его светлым? — будет просто светлое лицо. Сделать еще светлее — будет неестественно.

Что же делать?

ХП-1: Если лицо на портрете нарисовать сверхсветлым, то оно будет «светиться», но станет неестественным.

ХП-2: Если лицо на портрете нарисовать «нормальным» (не-сверхсветлым), то оно будет естественным, но не станет «светиться».

Инструмент: изображение лица.

ФП: Изображение лица должно быть сверхсветлым, чтобы «светиться», и должно быть нормальным (не-сверхсветлым), чтобы быть естественным.

Опять сравнение: само по себе лицо нормального тона, но выглядит сверхсветлым по сравнению с... например, нижней частью портрета.

«Эффект «излучения света» Ренуар создает тем, что голова и шея написаны ярко, а оголенные руки и платье — того же цвета, но тусклые, почти синие». (Dolgopolovs I. Stasti par maksliniekiem. — Riga: Zinatne, 1984. — Lpp. 93).

ПРИМЕР 100.

В 1918 г. скульптор А. Т. Матвеев сделал памятник Марксу из гипса (памятник не сохранился). Тема памятника — величие мысли, интеллектуальной деятельности Маркса. С давних времен такие темы в портретах (в том числе и скульптурных) выражались некоторым увеличением размеров лба. Но нельзя же лоб увеличивать бесконечно!

Как же показать несравнимую с предыдущими мыслителями значимость идей Маркса?

ХП-1: Если сделать лоб скульптуры увеличенным, то это отразит величие идей Маркса, но будет неестественным.

ХП-2: Если сделать лоб скульптуры обычного размера (неувеличенным), то это будет естественным, но не отразит величие идей Маркса.

Инструмент: лоб скульптуры.

ФП: Лоб скульптуры должен быть увеличенным, чтобы показать величие идей Маркса, и должен быть обычного размера (неувеличенным), чтобы оставаться естественным. Обычного размера лоб должен выглядеть увеличенным по сравнению с чем-то. На скульптурном портрете (бюст) кроме остальной части лица ничего нет. Значит, черты остальной части лица должны быть помельче.

«Общая мысль Матвеева достигает своего естественного завершения в характерной голове, с ее прекрасным высоким лбом и несколько мелкими чертами лица». (Яхонт О. В. Советская скульптура. — М.: Просвещение, 1988. — С. 14.)

Разделение на отдельные приемы весьма условно. Четких границ между приемами нет. Они сливаются, перекрывают друг друга. Одно и то же решение можно иногда описать, как применение разных приемов. Или сразу нескольких.

ПРИМЕР 101.

Телебалет — особый вид искусства со своими жанровыми законами. Одна из особенностей: кордебалет не может состоять более чем из пяти человек. Больше просто не поместится в кадр. В балете на музыку Р. Щедрина «Озорные частушки» нет солистов. Это произведение для большого смешанного (мужская и женская труппы) кордебалета. Вся суть постановки именно в большом кордебалете.

Как же снять телебалет «Озорные частушки»?

ХП-1: Если снимать большой кордебалет, то будет отражена тема произведения, но танцоры не войдут в кадр.

ХП-2: Если снимать маленький кордебалет, то танцоры войдут в кадр, но не будет отражена тема произведения.

Инструмент: кордебалет.

ФП: Кордебалет должен быть большим (больше пяти), чтобы отразить тему, и должен быть маленьким (не больше пяти), чтобы войти в кадр.

Постановщики решили это противоречие следующим образом: разделили кордебалет на небольшие группы — мужскую и женскую. В кадре эти группы были поочередно. (Белова Е. П. Телевизионный балет. — М.: Знание, 1983. — С. 15.)

Какой это прием? С одной стороны, это разделение между системой и подсистемами. Весь кордебалет большой, а части его — маленькие. С другой стороны это разделение во времени. Группы показаны поочередно. Приемы слиты, работают только в паре.

Больше того, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что применение одного приема в чистом виде — явление весьма редкое.

Хотелось бы предупредить еще об одном. Для этой главы подобраны примеры достаточно простые. ХП в них очевидны, инструмент выделяется просто, приемы применимы без особых хитростей. Таких задач в искусстве много. Правда, простота их обманчива. Я несколько раз проделывал такой эксперимент: на семинаре давал эти задачи до объяснения темы «противоречия». Даже в коллективном обсуждении решается не более десятой части задач. После объяснения и тренировки такого рода задачи на 80-90 процентов решаются на уровне контрольного ответа, а нередко и интереснее.

Но есть множество задач более сложных. Механизм их решения, в конечном счете, сводится к уже известной нам схеме. Но не так легко. Об этом речь пойдет дальше.

И последнее предупреждение. Есть много прекрасных лекарств, которые надежно лечат многие болезни. Но ни одному разумному человеку не придет в голову использовать их до постановки диагноза. Приемы, описанные в этой главе, — это «лекарства» от противоречий. Но совершенно бессмысленно применять их до того, как вы поставите «художественный диагноз» — сформулируете ХП, выберете инструмент, сформулируете ФП. Шесть приемов — это приемы разрешения именно ФП. И ничего другого.

Почти на каждом семинаре слушатели задают вопрос: а не будут ли впоследствии обнаружены и другие приемы разрешения ФП?

Возможно, возможно...

Но пока не встречались.

* * *

При всем многообразии проблем в искусстве все они на уровне физического противоречия сводятся к нескольким типам. И разрешаются шестью типовыми приемами. Других ситуаций пока не обнаружено.
11а. Слова разные — суть одна 12а. Задачи на решение противоречий Следующая глава