Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 26.01.2007]
[Обновлено 31.08.2007]

Главная / Практикум /
Игра «Код искусства»

Занятие № 7. Как стать гением?

Форма проведения: лекция-диалог преподавателя с аудиторией, работа в малых группах.

Цели:

  • показать, как разрешаются основные противоречия живописи;
  • показать критерии эволюционного вклада в развитие искусств.

Навыки: оценивания произведений искусства.

Дидактические материалы: эволюты, карточки, набор слайдов.

Ход занятия

Д/З: анкета о Леонардо да Винчи.
Экспресс-анализ анкет.

I.

  1. «Тайная вечеря» Леонардо в сравнении с Боутсом (карточки, слайд).

    Ученики: какие отличия, почему? Сначала в работе со всем классом снимается верхний, очевидный пласт отличий. Потом группы опрашиваются по очереди — по одному отличию (отличия фиксируем и считаем их количество).

  2. Преподаватель подводит итог обсуждению.
    Картину «Тайная вечеря» современники считали наивысшим достижением Леонардо. Почему? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы должны вообще понять, почему Леонардо называют гением? Что и почему было достижением в живописи в его время?

II.

1. Но сначала мы вспомним с вами два основных противоречия живописи, которые
нашли на самом первом занятии:
  • Как на плоскости показать объем?
  • Как на статичной картине показать движение?

2. Ваши предложения: как, с помощью чего на плоскости изображается объем?

После обсуждения учитель показывает слайды с комментариями.

       

       

       

       

       

       

       

Комментарий для учителя:

    Гольбейн Ганс, «Посланники».

    Две важные и уверенные в себе персоны, изображенные на портрете — это Жан де Дентсвиль, французский посол в Англии, и его друг Жорж де Сельв, епископ Лаворский. Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей. Солнечные часы точно указывают время действия — 10.30 утра 11 апреля. Однако все это великолепие и надменность тщетны — по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне и искаженный череп на первом плане, который можно видеть, лишь смотря на картину под определенным углом зрения. Гольбейн, величайший портретист своего времени, был придворным живописцем при английском дворе. Его портреты Генриха VIII, королевы и министров свидетельствуют о мастерстве художника и его способности передать характер модели, Гольбейн умер в Лондоне от чумы.

       

    3. Как, с помощью чего в статичной картине можно показать движение?

После обсуждения учитель показывает слайды с комментариями.

       

       

       

       

Вывод: преодолевая основные противоречия, люди сделали множество изобретений. Гениальными люди обычно признают тех, кто смог сделать прорыв, крупное изобретение или открытие. Давайте посмотрим, какие же изобретения сделал в искусстве Леонардо да Винчи? При этом учтем, что список наверняка неполный — он ограничен знаниями автора курса.

III. Изобретения Леонардо

  1. Дама с горностаем.

    «Абсолютным новшеством в искусстве портрета следует признать композицию и движение женского торса, который развернут в пространстве по спирали, расходящейся со спиралью горностая».
    Веццози Алесандро. Леонардо да Винчи: Искусство и наука Вселенной. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, — 160 с.: ил.

    То есть в этой картине Леонардо нашел прием, делающий ее более объемной и динамичной. Поворот головы и торса изображенной на картине Цецилии Галерани создает динамику, которая дополняется еще одним явно выделенным в картине направлением, задаваемым взглядом зверька.

  2. Леонардо соединяет анатомию как науку с живописью, превращая анатомические зарисовки в шедевры рисования, в наброски для будущих, абсолютно точных с позиции анатомии изображений людей и животных. Зарисовывал конечности в трех измерениях. Исследовал трупы. Работал совместно с доктором анатомии университета Павии. То же с человеческим лицом — физиогномистика — тщательное изучение пропорций лиц, коллекция зарисовок уродцев. То же с механизмами — огромное число тщательных зарисовок деталей станков, мельниц и пр.

           

           

  3. Концепция живописи как «умственного дела», как науки. «Кто не математик, тот мне не указ».

  4. Разработал план памятника всаднику на вздыбленном коне с опорой на 2 ноги (геометрический расчет, модель). Нам известен единственный памятник на двух точках опоры — это памятник Николаю I в Петербурге перед Исаакиевским собором.

  5. Рисунок пером, запечатлевший долину Арно с высоты, Л. Хейденрайх (исследователь Леонардо) считает «первым настоящем пейзажем в искусстве». Схвачена динамика пейзажа, глубина, показана перспектива и воздушный слой.

  6. Ввел в картины воздух, то есть усилил впечатление глубины перспективы, «размазав» контуры задних планов, лишив их четкости.

А теперь мы можем возвратиться к картине «Тайная вечеря» и подвести итоги — почему эту картину называли высшим достижением Леонардо? Какие изобретения в области живописи были в ней использованы?

{Для преподавателей: описание картины см., например, в книге: Ирина Свеченовская. «Леонардо да Винчи. Зашифрованный гений». Изд. Дом «Нева». 2005. Стр. 187.}


Занятие № 6. Сделай свое изобретение! Занятие № 8. Код искусства Следующая глава