Занятие № 6. Сделай свое изобретение!
Форма проведения: лекция, диалог с классом, мозговой штурм.
Цели:
- дать возможность ученикам найти решение задачи высокого ранга;
- закрепить навыки коллективной творческой работы;
- получить опыт изучения общественного мнения;
- показать поверхностность распространенных знаний об искусстве.
Навыки: типовые для мозгового штурма.
Дидактические материалы: эволюты, слайды, анкета.
Оборудование: проектор.
I.
- Искусство – это еще и искусство решения задач. А большие достижения искусства – это всегда новые изобретения.
- Несколько примеров больших изобретений:
- Русский композитор А.Н. Скрябин (1872-1915). Придумал светомузыкальное представление, он написал партитуру симфонической «поэмы огня», включающую световую клавиатуру: лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.
- Кукольный оперный театр был открыт несколько лет назад в Италии.
- Панорама: живопись стали сочетать с настоящими объемными предметами.
- Объединение сюжетных картин – комиксы.
Что объединяет все эти примеры? (Ученики отвечают на этот вопрос.)
Один прием: объединение искусства с другим видом искусства, или объекта искусства с другими объектами искусства. Этот прием применялся с древнейших времен и применяется в настоящее время.
Вот еще примеры:
- Песня: соединение стиха и музыки.
- Трансформер-арт: современное изобретение.
А что объединяет следующие примеры?
- Импрессионизм в живописи стал возможен только после того, как был изобретен тюбик для красок. Это позволяло долго рисовать на природе, а не в мастерской, быстро смешивать краски и не опасаться, что они засохнут. До этого краски долго растирались и смешивались в мастерской и быстро засыхали.
- Индивидуальный скульптурный портрет получил массовое развитие только после изобретения бурава – инструмента, позволившего высверливать зрачки глаз и завитки волос. Лица скульптур получили индивидуальную выразительность [6].
- Только после того, как балерина Камарго предложила короткие платья, а затем были изобретены пуанты, балет стал самостоятельным видом искусства, а не сюжетным танцем на сцене.
- Фейерверк.
Ученики ищут ответ на поставленный вопрос: новый инструмент породил новый жанр или поджанр искусства. (Другие примеры: скрипка – стиль романтизм, саксофон – современный джаз) [6]
А что объединяет следующие примеры?
- Мозаику стали выкладывать цветными камнями.
- Картины – природными материалами.
- На праздниках складывание картин прямо из фигур людей (костюмы, щиты).
Что объединяет все эти примеры? Ученики находят ответ: новый материал, из которого складывают изображение.
Итак, три приема изобретения новых жанров или поджанров искусства.
Работаем индивидуально (кто хочет – в группах).
Попробуйте, пользуясь этими приемами, изобрести что-то новое в искусстве.
Домашнее задание для желающих: анкета.
1. Ваш возраст
- До 18 лет
- 18-25 лет
- 26-40 лет
- 41-60 лет
- Больше 60 лет
2. Ваш пол
- Мужской
- Женский
3. Знакомо ли вам имя: Леонардо да Винчи?
- Да
- Нет
4. В какое время жил Леонардо да Винчи?
- До нашей эры
- VI век нашей эры
- XI – XII века нашей эры
- XV – XVI века нашей эры
- XVIII век нашей эры
5. Согласны ли вы, что немало современных художников смогли бы нарисовать картины не хуже Леонардо да Винчи?
- Да
- Нет
6. Знаете ли Вы, почему Леонардо да Винчи считают Великим художником, гением?
- Да
- Нет
7. Если Вы ответили на предыдущий вопрос «Да», попробуйте в свободной форме ответить на вопрос «Почему?»
8. Какие самые высокие достижения Леонардо Вы можете назвать?
Занятие № 5. Слова и смыслы | Занятие № 7. Как стать гением? |