Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 26.01.2007]
[Обновлено 31.08.2007]

Главная / Практикум /
Игра «Код искусства»

Занятие № 1. Сделай себе извилину


(В качестве прототипа использована игра «Сделай себе извилину» Сергея Фаера)

Форма проведения: диалог-игра преподавателя с аудиторией.
Цель: показать неисчерпаемость мышления.
Навыки: навык напряженного креативного мышления.
Дидактические материалы: эволюты.

Ход занятия

I. Занятие начинается с разминки. Цели разминки: создать «креативный настрой», показать возможность творчества в самых разных областях жизни, в том числе в искусстве. Разминка проводится в форме решения задач всем классом, без разбиения на группы.

    ДЕНЬГИ ЗА ПОЖАР
    Было это еще до революции — в конце 19 века. Изобретательный крестьянин из Екатеринбургской губернии построил на ярмарке дом, а потом созвал большое количество народу, обложил дом сеном и поджег. Благодаря этому ему удалось заработать большое количество денег. Попробуйте сообразить — как?

    ИСПАНСКИЕ ГРАНДЫ, ФРАНЦУЗСКИЙ КОРОЛЬ
    Испанские гранды, гордясь своей победой над французским королем, взятым в плен в битве при Павии, потребовали от короля, чтобы он вошел в огромную дворцовую залу без головного убора и поклонился им. Король отказался пойти на это унижение. Тогда гранды приказали мастерам понизить верхнюю часть дверного проема. Гранды поставили короля перед «выбором»: или стукнуться лбом, или поклониться. Королю придется войти в зал, но при этом он не собирается терять свое достоинство. Как быть королю?

    ФРАНЦИСКО ГОЙА И КРИВОЙ КОРОЛЬ
    Кривой на один глаз король заказал свой портрет великому художнику Франциске Гойа.
    Гойа знал, что король казнил и того художника, который оставил оба глаза, и того, кто сделал правдивый портрет. Отказаться от заказа он тоже не мог. Гойя решил эту задачу и нарисовал портрет, который устроил короля. Как?

II. Отличие наших занятий — в их цели. Не узнать новые факты, а научиться творчески мыслить. Образно говоря, каждый человек, решая необычную задачу, становится немного умнее. Можно сказать, что у него добавляются извилины в мозгу. За восемь наших общих занятий каждый должен сделать себе много новых извилин.

Внимание: на доске написаны три слова: цветок, картина, храм…
Вам необходимо попарно объединять два любых слова таким образом, по таким признакам, чтобы третье слово было лишним… Начинаем!

Методические заметки:

  1. Подробно посмотреть, каким образом проводится подобное занятие, вы можете по этой ссылке: «Сделай себе извилину».
  2. Эволютами вознаграждаются только те решения, которые заслуживают «извилины», то есть не повторяют чью-то ранее сказанную идею с небольшими вариациями, а открывают новый подход, новый параметр исключения «третьего лишнего».
  3. Первые 10-15 решений обычно идут легко, а потом наступает пауза — все поверхностные решения сняты. Только тогда преподаватель и говорит: вот теперь вы получаете возможность заработать извилину!

Домашнее задание дается только для желающих — не хотите, не делайте. Домашнее задание — творческое. Кстати, не возбраняется вовлекать в решение задач и своих близких…

Первое домашнее задание:

             

Ползут друг за другом в одну сторону по одной прямой линии три черепахи.
Первая говорит: «Я ползу, и за мной ползут две черепахи».
Вторая — «Я ползу, передо мной одна и за мной одна».
Третья — «Я ползу и за мной еще две черепахи».
Вопрос: как это может быть?

Введение Занятие № 2. Смысл знака Следующая глава