Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.10.2006]
[Обновлено 09.04.2007]

Главная / Книги /
Приемы педагогической техники

Деловые игры

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания — деловые игры. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность.

В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости — как по возрастам, так и по учебным предметам.

Игра 2. «НИЛ»

Свобода выбораОткрытостьДеятельностьОбратная связьИдеальность
Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ — это всего лишь научно-исследовательская лаборатория.

Участники:

задачедатель — эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;

изобретатели, или исследователи, или решатели — в зависимости от вида задания — группа или несколько групп учеников;

приемная комиссия — эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.

До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие — желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу!

Пример. КРУЖОК ТРИЗ
Речь задачедателя:
— Известно, что нефть нужна всем. Только не всегда она там, где ее удобно добывать, поэтому и возникла такая задача: «В северном море установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, это может привести к аварии. Как избавиться от нежелательного эффекта?»
Попробуйте обратиться к разным людям — каких только советов не услышите: полить лед бензином и поджечь, перенести вышку в южное море, или пусть вокруг нее ледокол каждый день плавает... А вот мнение взрослого специалиста: предлагается распилить этот лед гигантскими фрезами. Решение, прямо скажем, очень затратное: нужно разработать технологию, изготовить фрезы и двигатели к ним, доставить все это далеко на север, установить, организовать обслуживание и ремонт. Вам предлагается найти другое решение. Более экономичное.
(Поскольку читателю интересны результаты работы детей, то не будем его томить. Ребята предложили несколько решений, среди которых 2-3 представляют собой практический интерес. Вот одно из них: на вышке круглосуточно трудится дизель-двигатель, и при этом раскаленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицитным на севере теплом. Наверняка, можно использовать это тепло, чтобы «задаром» защищать вышку ото льда.)

Во время игры:

1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. стр. 32). Задачедателя можно привлекать как консультанта.

2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.

3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.

Можно предложить разновидность игры, назовем ее «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше.

Пример. КРУЖОК ТРИЗ
— Уважаемые сотрудники! Не секрет, что за последнее время конкурентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление новых фирм изрядно поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог бы вернуть нашей фирме былую славу. За работу, коллеги!
Это не стенограмма производственного совещания — идет очередное занятии кружка ТРИЗ. Задача поставлена, и ребята, разделившись на две группы, принимаются за работу. На этом этапе совместного творчества мне не приходится вмешиваться. Зато есть прекрасная возможность понаблюдать, как рождаются идеи.
Вот разгорелся спор между Алиной и Андреем: нужен ли чемодан для переноски нестандартных вещей? Алина убеждена в его необходимости:
— Мама недавно собирала вещи. Каблуки туфель то с одной стороны вылезут, то с другой. Так замок закрыть и не удалось.
— Значит, необходимо сделать эластичные стенки.
— Ну, конечно, — иронизирует девочка, — пусть все каблуки выпирают через стенки и царапают ноги при ходьбе, так?
— Тогда сформулируем противоречие: эластичная стенка должна быть, чтобы легко упаковывать негабаритные предметы, но эластичной стенки быть не должно, чтобы выпирающие вещи не мешали нести чемодан.
— Верно: одну стенку нужно сделать твердой, а другую — эластичной, — завершает обсуждение Алина.
Молодцы ребята, четко сформулировали противоречие и нашли верный выход. Подхожу к другой группе. Здесь тоже кипят страсти...

Пример. ФИЗИКА, 9 КЛАСС
Вы знакомы с простейшим устройством для измерения силы — пружинным динамометром. Теперь разработайте конструкцию прибора для измерения максимального усилия трактора, тянущего за собою борону. Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра.

Маленькая подсказка: отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Пример. ФИЗИКА
Речь задачедателя:
— Господа научные сотрудники! Наша фирма изготавливает резиновые шнуры. Перед нами стоит задача: исследовать, как зависит эластичность резины от различных факторов — мелких механических повреждений, проколов, влажности окружающей среды и даже наличия электрического или магнитного полей... Вам предстоит разработать проект серии экспериментов. Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде.
Понятно, что учитель получит результат, имеющий развитие. Эти самые проекты он осуществит в лабораторных работах на физическом практикуме. И делать их ребята будут с гораздо большим интересом, чем стандартные работы из учебника. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру.

Диалог:

— Правильно ли я поняла, что и экспериментальные задания могут быть использованы в игре «НИЛ»?

— Конечно! В том числе домашние эксперименты.

Пример. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, БИОЛОГИЯ
Ученики на уроке получили задание разработать проект исследования: как зависит рост лука от состава воды? Проект выглядел так: отобрать 10 примерно одинаковых по весу луковиц, посадить луковицы парами (для страховки): пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную, пару в талую воду, пару в подсоленную морской солью и пару в подсахаренную; наблюдать и измерять результаты проращивания луковиц.
После разработки проекта той же группой учеников были организованы домашние эксперименты. А другие группы параллельно прорабатывали проекты: как зависит рост лука от количества воды? Как зависит рост лука от освещения?

Диалог:

— Мне кажется, что проведение деловых игр дает богатые возможности для приема «Театрализация» (см. стр. 43). Можно ввести роль психолога, который будет наблюдать за «лабораториями» и оценивать их с позиции дружности работы и делать замечания тем, кто ведет себя «непсихологично». Может быть, даже штрафные баллы давать...

— Я рад, что вы заметили это. Пользуйтесь таким правилом: если в игре проявляется какой-то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников?

— А можно ли сыграть в педагогические «НИЛы»?

— Замечательно! Ребята славно поработают над созданием дидактики, которая пригодится в будущей работе. А о том, что именно они могут разрабатывать, мы уже говорили подробно на стр 21.

— Мне кажется, игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название.

— Согласен!

Игра 3. «ТОЧКА ЗРЕНИЯ»

Свобода выбораОткрытостьДеятельностьОбратная связьИдеальность

Участники:

оппоненты — группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;

наблюдатели — учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох...

До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности...)?

Пример.
Один из крупнейших ученых-экспериментаторов, академик П. А. Капица, рассказывал, как в студенческие годы они проводили диспуты. Нужно было доказать, что черное — это белое, а белое — это черное. Подготовка к такому диспуту заключалась именно в «перевертывании доски», то есть в обдумывании того, что может сказать противник.
Пример.
За несколько дней до занятий все ребята прочитали роман Джованьоли «Спартак» и должны были подготовить ответ на вопрос: мог ли Спартак победить?

Диалог начинает Сергей Г. Он считает неудачным политический план Спартака и предлагает: а) поднять против Рима покоренные им племена; б) использовать союз гладиаторов с разоряющимися крестьянами. Сергей уверяет, что, действуя так на месте Спартака, он бы победил.

Учитель (В. Ф. Литовский): Итак, Сергей-Спартак, поднимай племена на бой. Я — вождь племени гермогаллов. Я слушаю тебя.

Сергей-Спартак: Вы должны восстать против Рима, поддержать нас в этой борьбе.

Учитель-вождь: Почему? Зачем?

Сергей-Спартак: Рим угнетает вас. Вы должны завоевать свободу.

Учитель-вождь: Нам совсем неплохо живется под властью Рима. Рим не вмешивается в наши дела.

Сергей-Спартак: Рим грабит вас!

Учитель-вождь: Да, кое-что приходится отдавать... Но не больше, чем жизнь мужчин племени, которые погибли бы в борьбе с Римом. И не больше личной свободы оставшихся в живых после возможного поражения.

Сергей-Спартак: Вы трусы! Вы недостойны звания человека!

Попытка навязать логику современного человека вождю племени оказывается неудачной. Исторический материал обнаруживает способность сопротивляться укладыванию в схемы современного мышления. Учащиеся сталкиваются с историческим персонажем как с субъектом истории. Он предстает как «не снимаемый» последующим развитием культуры, является уже не «мальчиком для битья», которого следует учить смелости и достоинству, а равноправным Собеседником в диалоге. Столкнувшись с этим противоречием, Сергей не выдерживает его, обращаясь к абстрактным лозунгам и декламации.

Сергей Г. умолкает. Гена З. cменяет его.

Гена З.-Спартак: ...Но поход против Рима выгоден для нас. Мы научились громить римские легионы. Поддержите нас, и мы поделимся с вами добычей.

Учитель-вождь: Каким образом? Сколько? Как будем делить?

В разговор вмешивается Сергей Г. Он перестроился и пытается теперь вернуть себе положение лидера в диалоге.

Сергей-Спартак: Мы дадим вам грабить города. Три дня вам хватит.

Учитель-вождь (несколько выходя из роли): А что станет делать славный Спартак, если его сплоченные и дисциплинированные легионы тоже захотят принять участие в грабеже?

Вопрос ставит детей в тупик. Первоначального самомнения как не бывало. Оно смешалось с целым рядом вопросов, проблем, загадок, обращенных к истории.

Диалог:

— И это все?

— Все. В этой книге. Конечно, сюжетов деловых игр больше. Но изобретательный читатель давно принял к сердцу наш общий лозунг: дорогу смекалке и творчеству!

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще общие схемы деловых игр, не сводящиеся к уже описанным, применимы в школе? Как (и нужно ли) принимать экзамены в форме деловой игры? Какие типовые проблемы возникают при проведении таких игр с детьми различных возрастов?
Примерные темы УМШ для разных учебных предметов УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ Следующая глава