Коллективная учебная деятельность
УМЕЕМ ЛИ?
Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Верховного Совета. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику...
Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да ведь они просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято... И учить поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, научим детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща.
ФАКТОР УСПЕХА
Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке? Как бы ответили на этот вопрос вы?
Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов... Но больше всего класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя.
В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.
СТАРОЕ СТАНОВИТСЯ НОВЫМ
Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю. Речь идет о работе в группах. Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
Организация работы в группах
СХЕМА 1
группы получают одно и то же задание.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Урок природоведения в 3 классе по теме «Явления природы». В конце урока класс разбивается на группы. Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорными схемами по методике сочинения загадок А. А. Нестеренко.
Вот загадки, которые сочинили дети:
Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; долгожданный, но не каникулы; грибной, но не суп. (Дождь)
Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идет, но не человек. (Дождь)
Сверкает, но не алмаз; ударяет, но не ток; пугает, но не привидение. (Молния)
Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся», и учитель на острие их заинтересованности строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
Ученики еще не знакомы с понятием «плотность». Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить массу и объем как можно точнее. У каждой группы свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы группы заносят результат в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Масса в граммах | 22 | 42 | 90 | 50 | 150 | 74 | 55 |
Объем в миллилитрах | 15 | 30 | 150 | 35 | 100 | 53 | 25 |
Учитель: Вот общая таблица результатов. Посмотрите на нее внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?
В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят... Наконец, возникает смутная догадка: масса, деленная на объем, дает число, примерно одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие «плотность». Теперь оно будет осознано как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками...
СХЕМА 2
группы получают разные задания.
Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. |
Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая готовит разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвертая заняты подобным же образом, но по другой теме. По завершении работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладами. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.
Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.
СХЕМА 3
группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
Группы получают разные карты Южной Америки: политическую, физическую, климатическую... Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В результате складывается общее представление о Южной Америке.
Каждая группа определяет плотность какого-либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу. Психологический сверхэффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. А учитель использует это и не раз еще обратится к полученной таблице.
ДИАЛОГ: |
— Можете ли вы точнее указать число учеников в группе? — Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадет. Вы будете чувствовать, как именно лучше разбить на группы данный класс для конкретной работы. |
Лови ошибку!
ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них неверны. Найти и доказать ошибочность.
Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: «Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем». В результате работы ребята заменяют его на такое: «Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем».
Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками... Есть где развернуться фантазии учителя.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: к сожалению, практически нет готового дидактического материала к этому приему. Нет сомнений, что со временем найдутся авторы и такой материал по разным предметам будет сделан. Может быть, вы и займетесь разработкой?
Пресс-конференция и вопрос к тексту
ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.
Группы могут работать над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.
Своя опора
группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект, или...
Подготовка к докладу | Мозговой штурм |