Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.10.2006]
[Обновлено 09.04.2007]

Главная / Книги /
Приемы педагогической техники

ДИДАКТИКА

Повышение интереса к учебному материалу

Удивляй!

ОткрытостьОбратная связьИдеальность
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Тема: «Вода».
И я сразу заставляю ребят удивиться.
— Однажды, — говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Введение в «Натуральные числа».
— Дети, назовите самое большое число! — Дети после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать невозможно.
Пример. МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дети с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10, легко запоминают. А 4 и 5 — плохо... Тогда я дала каждому по 9 счетных палочек в руки и предложила разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих открытием стало, что этого сделать не удается. И сами пришли к выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт отлично!
Пример. БИОЛОГИЯ
— Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
Пример. ГЕОМЕТРИЯ, 7 КЛАСС
Учитель предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не возникало сомнений в необходимости доказывать теоремы.
Пример. ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС
СССР в 20-30-е годы. Великая Отечественная война.
— Вы уже изучали роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд — какой он? Зло наказывает зло?
«...Желая зло, творит одно лишь благо» («Фауст»). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?.. (Утверждение литературного критика В. Котова со ссылкой на признание самого Булгакова.)

Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием:

Отсроченная отгадка

ДеятельностьИдеальность
ФОРМУЛА 1:
в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ФОРМУЛА 2:
загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Пример.
—Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! — Такими словами автор начал изучение новой темы в кружке ТРИЗ. — В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?
(Не буду томить читателя: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.)

Читатель согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».

Пример. БИОЛОГИЯ
— На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, — говорит учитель. — Как вы думаете — о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...) Нет, — продолжает учитель, — это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное — ... Впрочем, не будем торопиться — продолжение следует...
На следующем уроке учитель откроет секрет: это животное — кролик. Да-да, вы не ослышались — кролик! (Далее идет речь об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биоценозе.)
Пример. ИСТОРИЯ
— Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока.
В результате анализа исторической ситуации ученики подвели итог: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых, частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить славян к восприятию христианского мировоззрения.

ДИАЛОГ:

— Мне кажется, этот прием имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие интригующие факты к конкретному уроку.

— Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих «Картотеку учителя».

— И как же ее вести?

— Об этом мы подробно поговорим в разделе «Организация труда учителя».

— Замечательно! Но все же, что делать в ситуации: удивить хочется, да нечем?

— В таком случае иногда выручает подприем «Фантастическая добавка».

Пресс-конференция

ОткрытостьДеятельностьОбратная связьИдеальность
ФОРМУЛА:
учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно — ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них — повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Пример
Рассказ учителя о терморегуляции животных:
«Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холоднее. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон ими все время обмахивается...»
Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону большие уши? Почему слон все время машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов?
Расширяющие вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона?
Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?
Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на «кучки»:
— вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке;
— вот те, на которые можно найти ответ в литературе;
— вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.

Дополнительно можно:
— провести конкурс на: самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос;
— организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;
— использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует вообще контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.

ДИАЛОГ:

— Какие есть рекомендации для выбора темы пресс-конференции?

— Содержание должно быть ярким, интересным для ребят. Например, я проводил на уроке физики пресс-конференцию на тему «Искровой разряд».

Алгоритм такой: сначала 5-7 минут введение, из которого учащиеся узнали несколько удивительных фактов, в том числе то, что молния — тоже искра (см. прием «Удивляй!»). Потом 1 минуту ребята думали над вопросами, 3-4 минуты на задавание вопросов, несколько минуток на их классификацию по «кучкам» с краткими комментариями. Попутно добавил несколько штук, которые, на мой взгляд, ученики «прозевали». Затем продолжил объяснение с опорой на наработанные вопросы.

— Я воспитатель д/с. Что делать, если я подозреваю, что дети не смогут задавать вопросы — не та у них пока подготовка?

— В этом случае проведите предварительную подготовку. Например, вы рассказываете им о животных Африки. Попробуйте раскрывать эту тему, задавая как бы самой себе вопросы и отвечая на них. А потом проведите пресс-конференцию на тему «Животные Австралии».

— Я учитель иностранного языка. Хорошо бы использовать этот прием при изучении темы «Семья». Но не рассказывать же о своей семье?

— Но вы ведь можете давать пресс-конференцию от имени любого интересного для ребят человека — будь то популярный артист или рок-музыкант.

— Можно даже вести разговор от имени семьи животных, например львов (добавление учителя биологии).

— Конечно. Или ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее «рассекретить».

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Эту форму работы тоже можно сделать более интересной и эффективной, применив прием «Вопрос к тексту».
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Повторение пройденного на уроке Следующая глава