Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.10.2006]
[Обновлено 09.04.2007]

Главная / Книги /
Приемы педагогической техники

Приемы письменного контроля

Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экзамены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.

Фактологический диктант

Обратная связьИдеальность
ФОРМУЛА:
диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов -1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы (см. прием «Четкая команда» на стр. 51). Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

Диалог:

— Как часто следует проводить фактологический диктант?

— Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта (номер базового листа) объявлялась за неделю); б) в начале работы с «разболтанными» классами, которые нужно было ввести в рабочее русло. В некоторых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала — «писк и ропот». Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.

— Но ведь это бешеная нагрузка на учителя — проверить столько работ?!

— Нет, если применить следующий прием:

Выборочный контроль

Обратная связьИдеальность
ФОРМУЛА:
проверять работы учеников выборочно.

Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5-6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один «подводный камешек». Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в «список избранных».

Тренировочная контрольная работа

Обратная связьИдеальность
ФОРМУЛА:
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.

Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ Организация труда учителя Следующая глава