Приемы письменного контроля
Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экзамены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.
Фактологический диктант
диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов -1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Жесткая форма работы. Невозможно списать на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об окончании работы (см. прием «Четкая команда» на стр. 51). Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.
Диалог: |
— Как часто следует проводить фактологический диктант? — Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта (номер базового листа) объявлялась за неделю); б) в начале работы с «разболтанными» классами, которые нужно было ввести в рабочее русло. В некоторых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала «писк и ропот». Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается. — Но ведь это бешеная нагрузка на учителя проверить столько работ?! — Нет, если применить следующий прием: |
Выборочный контроль
проверять работы учеников выборочно.
Перед учителем исписанные неровным почерком листки. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Коль времени в обрез учитель проверяет 5-6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один «подводный камешек». Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в «список избранных».
Тренировочная контрольная работа
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ | Организация труда учителя |