Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.10.2006]
[Обновлено 09.04.2007]

Главная / Книги /
Приемы педагогической техники

Организация труда учителя

КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ

Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказывания — и появилась известная «От двух до пяти». «Приемы педагогической техники» — тоже результат обработки картотеки...

ЗОЛОТЫЕ КРУПИНКИ

Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет, просмотренных за последнюю неделю, Вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени потрачено на это?

Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт — записали на листок бумаги. В газете — вырезали. В книге — выпечатали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги.

Все эти листики, листы, вырезки — карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно Вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или — для небольших объемов — наклеенными на стандартные картонки.

Какие «золотые крупинки» интересуют Учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемонические формулы, цитаты великих людей, типичные ошибки и «ляпы» Учеников...

НАКОПИТЕЛЬ

«в первый раз закинул он невод...»

Оп, попалась карточка! Со временем приходит азарт, как у рыбака... Все, что «попалось» — бросаем без разбору в большой конверт или папку — это наш «накопитель». В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям — разделам картотеки.

НАЧАЛО ПУТИ

«начало Дороги всегда рядом. А там уж как получится...»
Владислав Крапивин

Пока карточек мало, не будем городить огород с каталогом... Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку «всячина» — если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если таких занятностей накапливается несколько одной направленности — то это повод дополнить картотеку новой папкой...
Главное (!!!) — выработать привычку не упускать ценную информацию.

КАТАЛОГ

Ну вот, теперь у нас много карточек. Они разложены по папкам и конвертам... Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы:

Графа «номер карточки» заполняется последовательно. То есть, если у вас 125 карточек, то очередная будет 126-й. (Номера проставляются и на самих карточках) Графа «раздел» обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут разделы: «крылатые фразы о языке и литературе», «занимательные истории из жизни писателей», «интересные фразы из школьных сочинений» и т.п. Потом карточки из таких разделов служат интересным дополнительным материалом, основанием для публикаций.

Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа «адрес» указывает местонахождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней.

ПРИМЕР (Карточка из картотеки преподавателя биологии)
N 95 П 7/12 Выяснилось, что у людей, сломавших ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось. При переломе срабатывала система защиты организма, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы — в зоне перелома открывались резервные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу снова? Как быть?
Ответ: Врачами было предложено сделать в различных участках кости несколько небольших повреждений (высверлить небольшие кусочки). При этом повреждалась только наружная кортикальная пластина — прочность кости не нарушалась. Кость сверлят выше места закупорки артерий, в зоне, где давление крови несколько выше обычного. В ответ на это в зону притекает больше крови, что увеличивает приток крови к больному месту. В результате таких операций 99% больных выписываются с улучшением.
(Из книги В.И.Тимохова «Сборник творческих задач по биологии...», изд.
«ТРИЗ-ШАНС»,1996, стр. 47)

Запись в каталоге выглядит так:

Правда, карточка может относиться сразу к двум разделам. Например, последняя карточка может быть включена не только в раздел «Анатомия», но и «Медицина»... В таком случае разделы напишем рядом:

ШАГ В РАЗВИТИЕ

Иногда одни и те же карточки имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — учебные темы по литературе, а другое — по языку.

ПРИМЕР Карточка со стихом:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я речи русской не люблю
Пушкин

по литературному основанию относится к разделу «крылатые фразы...», а по языковому — к разделу «материалы для отработки правил пунктуации». Здесь-то и начинается самое интересное. Уроки языка и литературы начинают поддерживать друг друга через конкретный текстовый материал. Появляются красивые переплетения, материал свертывается в емкие конструкции.

Каталог будет выглядеть так:

Диалог:

    — Что может послужить вторым основанием для картотеки учителя биологии или физики, например?
    — Преподаватель любой специальности может взять первым основанием учебные темы, а вторым — с каким приемом педтехники можно применять данный материал.
ПРИМЕР (Из картотеки Учителя физики)
Содержание карточки:
В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскаленных железных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Ответ: железо и другие магнитные вещества при достижении определенной температуры — физики называют ее точкой Кюри — теряют свои магнитные свойства. Этот-то эффект и не учел незадачливый инженер.
(Из статьи в «Изобретение себя» в «Учительской газете»)

По основанию «учебные темы» карточка попадает в раздел «Магнетизм». По основанию «педприемы» — в разделы «удивляй», «лови ошибку» и «работа в группах».

Запись в каталоге:

Диалог:

    — В нашей школе большое внимание уделяют межпредметным связям, интеграции курсов. Можно ли вторым основанием сделать «смежные области знаний»?
    — Конечно. А можете ввести в каталог третье основание и соответственно третью графу: «раздел (3)». Все зависит от Вашего желания и целей.
    — И все же это удобнее делать на компьютере!
    — Да, когда есть такая возможность... Но в наших условиях компьютерная картотека не всегда заменяет бумажную. У последней свои преимущества.

Подготовка темы

Идеальность
ФОРМУЛА:
учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком.

В этом случае вы значительно сэкономите свое время на подготовку, улучшив ее качество.

Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает нас в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.

Обычно за время изучения темы мы трижды «прошиваем» учебный материал. Сначала обзор — чтобы ученик мог охватить тему в целом, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд с высоты птичьего

полета. Другая цель обзора — заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу на стр. 11). Затем — основной «проход» материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне.

ТЕХНОЛОГИЯ

Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно.

Вот примерная последовательность действий:

Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ

Готовим «Базовый лист контроля» (см. базовый лист контроля в разделе «Приемы устного опроса» на стр. 56). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.

Шаг 2. РЕКВИЗИТ

Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т. п.

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ

Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?

Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ

На каких уроках и в какой форме организовано повторение? (См. группу приемов «Повторение изученных ранее тем» на стр. 19.) Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по «велению» рулетки, например. Но в некоторых случаях тема повторения органично связана с изучаемой, и грех это не использовать.

Шаг 5. КОНТРОЛЬ

На каких уроках и в какой форме организован контроль? (См. приемы письменного контроля на стр. 62, 63).

Итак, шаги пройдены. Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом — следующий раздел.

А пока:

Диалог:

— С чего начать?

— Выберите на каникулах пару свободных деньков и сделайте разработку хотя бы одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет.

— Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть?

— Наживляйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает, достаточно повесить задолго до планового изучения плакатик с рисунком и объяснением нового понятия. Через неделю снять или заменить другим. Потом опять повесить... Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче — как знакомое. Если на каком-то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторыми из них просто необходимо.

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте — лучше письменно фиксировать свою цель. И письменно же — пусть одним предложением — подводить итог.
Приемы письменного контроля ПРИЛОЖЕНИЯ Следующая глава