Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.03.2005]
[Обновлено 29.09.2009]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  KarF_1.pdf   (236 Kb)
Главная / Картотеки /
Картотека «История и теория образования»

Тема 5. Образование и мотивация

ИЗОБИЛИЕ И ПАТОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Известный американский психолог Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и личность», вышедшей в русском переводе в 1999 году, предупреждает об опасности отсутствия меры. «Материальное изобилие (то есть удовлетворение потребностей низших уровней), — пишет он, — может послужить предпосылкой для возникновения таких патологических явлений, как скука, эгоизм, чувство элитарности, «заслуженного превосходства», приостановку личностного роста».
Л. Серова, доктор биологических наук.

МОТИВАТОРЫ ТРУДА

Основатель так называемой двухфакторной теории удовлетворенности трудом американский психолог Ф. Герцберг считает, что «мотиваторами» работы, то есть факторами, которые побуждают человека к труду и поддерживают это стремление на высоком уровне в течение профессиональной карьеры, являются: достижения в работе, общественное признание, работа сама по себе (содержание труда), ответственность, продвижение, возможности роста. Все остальные факторы Ф. Герцберг назвал «гигиеническими», к ним относятся: надзор за работой, линия поведения администрации, условия труда, оплата, межличностные отношения и ряд других. В отличие от первых они могут вызывать неудовлетворенность работой, поскольку человек стремится избежать дискомфорта, неприятностей, тревоги, но побудителями профессиональной деятельности быть не могут.
«Педагогика и психология», № 11, 1991. С. 41.

КАК ФИЗИКА ВОШЛА В МОЮ ЖИЗНЬ…


Рассказывает Академик Виктор Анатольевич Матвеев.

Главную роль сыграл мой отец. Мы жили во Владивостоке. Там сопки над бухтой Золотой Рог. Сверху открывается великолепная панорама. Мы шли с отцом по дороге в сопках над бухтой, он держал меня за руку и рассказывал про атом. Я еще и в школу не ходил... Отец тогда произнес слова, которые меня поразили и показались загадочными. Он сказал: «Расщепление атома». Понять смысл этих слов я, конечно же, не мог, но, вернувшись домой, записал их... Отец был кораблестроитель.

Я поступил в первый класс, и отец принес две брошюрки. Одна была о детекторных приемниках, другая о ламповых. Дал мне сначала первую, а вторую, мол, пока рано. Но меня разбирало любопытство, поэтому я быстренько освоил одну и получил другую... Потом я делал приемники в огромном количестве и таким образом пристрастился к технике.

Тогда в школе шла очень активная жизнь: постоянно организовывались всевозможные конкурсы, и я обязательно в них участвовал. Проводились соревнования и между школами, и все, что касалось техники, лежало на мне. Физика в какой-то степени меня, конечно, интересовала, в том числе и потому, что очень много статей о теории относительности, о тех или иных работах физиков печаталось в научно-популярных журналах: «Наука и жизнь», «Техника — молодежи», «Знание — сила», каждый свежий номер которых изучался от корки до корки. И все же выбор профессии большинству из нас был ясен: наука, техника. Мы с другом поступили в Дальневосточный университет во Владивостоке на физико-математический факультет.

Однако вскоре судьба наша круто изменилась, и решающую роль в этом сыграл академик Александр Данилович Александров, ректор Ленинградского университета. Он приехал во Владивосток с группой ученых прочитать цикл лекций для студентов. Темы самые различные, но это был необычайно высокий научный уровень. Мы с другом старались попадать на все эти лекции и на каком-то этапе задумались, а не поехать ли в Ленинград, ведь именно там, как мы убедились, был центр знаний... Помню, академик Александров выступил с блестящей статьей о том, что знание — это факел, который должен вести молодых по жизни! Он был страстным пропагандистом науки и умел зажигать людей...

Вскоре после отъезда Александра Даниловича из Владивостока мы с другом перевелись-таки в Ленинградский университет. Причем попали на кафедру теоретической физики. Это было огромное везение! Кафедру возглавлял академик Владимир Александрович Фок. Невероятным счастьем было попасть именно к нему... Дух, атмосфера, стандарты на кафедре были наивысочайшие, и это, безусловно, определяло судьбу всех близких к ней людей.

В судьбе ученого большую роль играет научная школа. Талант необходим. Удача не помешает. Везение должно присутствовать. Но главное все-таки — школа. Причем не только в науке. В той же живописи, например. В школе человек старается преодолеть то, что сделали другие, в том числе и учитель. В ней хорошо видна достигнутая грань, поэтому нужно идти дальше. Подражательство, копирование тоже сразу видны... Молодежи, и в первую очередь талантливой, надо знать те стандарты, что существуют в науке. И именно школа позволяет это сделать. В ней же возникает желание шагнуть дальше, преодолеть непреодолимое...

БРОСИЛ ШКОЛУ — БЕЗ ПРАВ!

В штате Западная Виржиния пару лет назад власти штата приняли закон, согласно которому каждый, кто бросает школу, автоматически лишается водительских прав. Причем неважно, есть ли у того или иного школьника, так сказать, средство передвижения. Бросаешь школу — не получишь разрешения водить машину или мотоцикл. И что же? В нынешнем году число выпускников средних школ в Западной Виржинии побило все рекорды. Не только резко снизился отсев, но закон многих вернул обратно в классы. Последних насчитали около 2000.
Газета «Правда», 28.06.1989.

По данным статистики США ежегодно бросают учебу около миллиона детей, Америка обеспокоена. Принят закон штата Западная Виржиния: тот, кто не имеет аттестата, не имеет права получить водительские права. Сразу число выпускников школы побило все рекорды...
Из картотеки Алексея Захарова.

УЧЕБА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Почти каждый пятый студент признается, что он учится в первую очередь ради развлечения и приятного времяпровождения. 73 процента студентов и преподавателей заявляют, что студенты посещают институты прежде всего ради получения диплома об его окончании. От трети до половины преподавателей считают, что студенты не проявляют большой заинтересованности в учебе. Таковы результаты недавнего опроса Центра социологических исследований Московского университета, к которому были привлечены 1324 студента и 904 преподавателя.

ТОЛСТОЙ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ГРАММАТИКИ

Л. Н. Толстой в Яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, так как не смог заинтересовать ею детей.
Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. С. 205.

ПРЕСТИЖ НАУКИ ПАДАЕТ

Многочисленные опросы учащихся старших классов показали, что они готовы идти в бизнесмены, в сферу досуга и развлечений, стать госслужащими, фотомоделями... Многие готовы учиться в университетах в интересах дальнейшей коммерческой деятельности, но мало кто сознательно и целеустремленно хотел бы стать ученым.
А. Ракитов, доктор философских наук, действительный член Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации. NaukaiZizn\nauka.relis.ru\01\9812\01812002.

ПООЩРЕНИЕ И ИНТЕРЕС

Как влияет поощрение или наказание на интерес? Существует стереотип, что поощрение всегда поддерживает интерес. Существует и ровно противоположный стереотип: запретный плод сладок. Одна из самых распространенных в этом мире историй — история грехопадения Адама и Евы — яркая иллюстрация того факта, как запретное будоражит интерес. Социальными психологами статистически выверено, что подкрепление интереса сторонними поощрениями приводит к его падению. То есть если ребенок уже заинтересовался физикой, не надо акцентироваться на его отметках — это только губит интерес. А что по этому поводу думают учителя?

Тема 4. Зарубежное образование: находки и проблемы