Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.03.2005]
[Обновлено 29.09.2009]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  KarF_1.pdf   (236 Kb)
Главная / Картотеки /
Картотека «История и теория образования»

Тема 4. Зарубежное образование: находки и проблемы

БОРЬБА С ОТСТАВАНИЕМ В США

Отныне роль федерального правительства в сфере образования состоит в том, чтобы ни один ребенок не был отстающим.

Как показывают данные национального тестирования, сегодня почти 70% четвероклассников, проживающих в центральных районах наших городов, не владеют навыками чтения на базовом уровне. Результаты международных тестов по математике свидетельствуют, что учащиеся старших классов наших школ отстают от своих сверстников с Кипра и из Южной Африки. Почти трети первокурсников в наших колледжах приходится проходить подготовительные курсы, прежде чем они могут приступить к регулярным занятия в высшей школе.

С 1965 года, когда федеральное правительство впервые выступило с серьезной инициативой в области среднего образования, федеральная политика оказывала сильное влияние на развитие школы в Америке. За прошедшие годы Конгресс принял сотни программ, которые должны были помочь справиться с проблемами в образовании, но мало интересовался эффектом этих программ и их влиянием на положение на местах. Кумулятивным эффектом политики «Для каждой проблемы — своя программа» стала масса программ в сфере образования, на реализацию которых 39 федеральных агентств тратит $120 млрд. в год. Однако, потратив миллиарды долларов, мы по-прежнему далеки от достижения поставленной цели — повышения его качества…

Мы стоим перед лицом настоящего общенациональной кризиса. Во все большей и большей степени мы из одной нации превращаемся в две разные. Одна умеет читать, а другая — нет. Одной есть о чем мечтать, а другой нет…

Наш план действий в области образования состоит в следующем:

Усилить ответственность за успеваемость учащегося. Штаты, учебные округа и школы, в которых успеваемость возрастет, будут за это соответствующим образом вознаграждены. За неспособность достичь этого — наказаны. Родители будут уведомлены об успехах их ребенка, а об успехах школы будут судить на основе ежегодных испытаний по письму и математике, которые будут проводиться для учащихся
3-8 классов…

Наш план предусматривает достижение семи конкретных целей, все из которых направлены на совершенствование системы образования:

  • рост успеваемости учащихся из социально неблагополучных семей;
  • повышение квалификации учителей;
  • совершенствование знания английского языка учащимися, которые не владеют им достаточно бегло;
  • поощрение осознанного родительского выбора школы и инновационных программ;
  • содействие повышению уровня безопасности в школах
    21-го столетия, расширенное финансирование мероприятий, предусмотренных законом об экстренной помощи (Impact Aid);
  • поощрение самодеятельности и ответственности в работе школ.

В помощь нуждающимся школам и учебным округам будут выделено дополнительное финансирование. Штатам и учебным округам будет предоставлена возможность проявлять инициативу для достижения поставленных целей, а те из них, кто не сможет их достичь, может лишиться федеральных фондов…

Предлагаемая Администрацией реформа образования включает в себя следующие основные положения, многие из которых будут законодательно оформлены в ходе пересмотра Акта о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education Act — ESEA):

  • проведение ежегодного контроля успеваемости; школы, которые окажутся не в состоянии обеспечить образование для учащихся из социально неблагополучных семей, будут нести за это ответственность;
  • обучение чтению в раннем возрасте;
  • все учащиеся должны получать образование у квалифицированных педагогов;
  • финансирование использования тех методов, которые доказали свою эффективность;
  • усиленное внимание преподаванию математики и естественных наук;
  • сделать школы 21-го века безопасными;
  • разрешить педагогам удалять из класса учеников, демонстрирующих склонность к насилию и постоянно мешающих учебному процессу;
  • жертвам школьной преступности и ученикам школ с устойчиво высоким уровнем риска дать возможность перейти в безопасную школу.
Краткие выдержки из первого радиообращения нового президента США Дж. Буша 27.01.2001, по материалам сайта «Курьер образования», http://www.courier.com.ru/, в сокращении.

ИНТЕГРАЛЫ И ДРОБИ

Во Франции я читаю студентам такие же лекции, как и в Москве. Принимаю там экзамены. И вот во время письменного экзамена парижский студент спрашивает меня: «Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?» Это студент четвертого курса, математик! Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру — четыре седьмых. Но дальнейшие его расчеты шли двумя путями в зависимости от того, больше или меньше единицы оказывается полученный результат. Все, чему я его учил — а это дифференциальные уравнения, интегралы и так далее, — он понял, но я его не учил дробям, и дробей он не знает... Аналогичная ситуация грозит и нам. А это приведет к тому, что не только атомоходы будут тонуть, но и все остальное, не только башня будет гореть, но и остальное тоже...
Из речи академика В. И. Арнольда: сайт журнала «Наука и жизнь», naukaizizn\nauka.relis.ru\01\0012\01012002.

КАЛИФОРНИЙСКИЕ ВОЙНЫ

В американской Федеральной программе обучения, в частности, говорится, что школьник должен знать о двух фазовых состояниях воды, которая в холодильнике превращается в лед. Гленн Сиборг потребовал, чтобы в программу ввели три фазовых состояния — еще и водяной пар. Однако конгресс и сенаторы запротестовали, прошли бурные дебаты, и штат Калифорния был осужден и осмеян за то, что посмел усомниться в качестве образования американцев. Один из сенаторов в своем выступлении сказал, что набрал 41,3 процента голосов избирателей, это свидетельствует о доверии к нему народа, а потому он всегда будет бороться в образовании только за то, что он сам понимает. Если чего-то он не понимает, то и учить такому не следует... Аналогичными были и другие выступления. Причем инициативе Калифорнии старались придать и расовую, и политическую окраску. Битва продолжалась два года. Победил все-таки штат Калифорния, так как его очень дотошный адвокат нашел в истории США прецедент, при котором закон штата становился в случае конфликта выше федерального закона. То есть образование в США временно победило...
Из речи академика В. И. Арнольда: сайт журнала «Наука и жизнь», naukaizizn\nauka.relis.ru\01\0012\01012002.

АМЕРИКАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Не может не вызывать восхищения разветвленность системы американского образования: 1964 университета (меньше сотни в России!) и 1416 двухгодичных колледжей, готовящих узких специалистов определенного профиля, — эти цифры в комментариях не нуждаются. Добавить к этому несколько тысяч одногодичных профессиональных школ — и кажется, не о чем говорить и спорить.
В. Сойфер, профессор университета имени Джорджа Мейсона (США). — Газета «Известие», 15.09.1995.

САМОУБИЙСТВО — УХОД ОТ ДАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ

В прошлом году в Гонконге одиннадцатилетний мальчик по имени Вонг Мингнаг выпрыгнул с 34-го этажа, оставив предсмертную записку, в которой писал, что боится идти в школу, так как не успел сделать домашнее задание. В Гонконге некоторые ученики начальной школы уделяют домашней работе по три часа в день — полагают, что это одна из причин распространения самоубийств среди здешних школьников.
Источник утерян, факт из газеты.

ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ В АНГЛИИ

В прошлом году Советы по обучению и предпринимательству (организации, разбросанные по всей стране, возглавляемые местными предпринимателями, которые отвечают за правительственную политику в обучении и предпринимательстве) объединились с местными органами народного образования для учреждения
образовательно-деловых партнерств. Задача этих партнерств — поощрение сотрудничества на местном уровне между образованием, коммерцией и общественностью по всей Британии. В 1991 году 26 000 учителей провели время в компаниях страны. Цель ПБП сводится к тому, чтобы каждый год 10% учителей данного района принимали участие в программе распределения...
Журнал «Англия», № 127, 1993.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В АНГЛИИ, ВУЗ

Другая система оценки знаний в Англии, причем оцениваются и студенты, и преподаватели. Все экзамены — письменные, работа оценивается двумя преподавателями, в случае несогласия студента с баллом ее отсылают в другой вуз. В течение года студенты пишут 5-6 эссе. В курсовой работе должно быть не менее 200 страниц, а в диссертации — 1200.
Источник: утерян.

ЯПОНСКОЕ ЧУДО: ПОСЛЕДНИЙ МИФ XX ВЕКА

Большую часть своей учебы в школе японские дети тратят на то, чтобы... научиться читать по-японски. Однако и с этой скромной задачей школа справляется слабо. Обратимся к Преображенскому и его книге «Как стать японцем».

«Курс школьного обучения в Японии занимает двенадцать лет, и половина его приходится на начальную школу. Это объясняется исключительной сложностью и трудоемкостью японского языка. Ученики, например, должны усвоить 1850 иероглифов — минимум, установленный министерством просвещения. В действительности же для чтения книг и газет требуется гораздо больше иероглифов — до трех тысяч.

Половиной из официального иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. Каждый из иероглифов к тому же имеет несколько чтений, вариантов произношения, минимум два — верхнее, китайское, и нижнее, японское...

Иностранный язык является «предметом по выбору», отсутствуют курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Их заменяют синтетические курсы естествознания и обществоведения, особенностью которых являются, по мнению справочника, «эклектика, бессистемный отбор тем».

Тавровский в «Двухэтажной Японии» говорит о том, что «в последнее время появились даже курсы подготовки для приемных экзаменов в... престижные детские сады». У него же читаем: «Наряду с системой 4-6-3-3-4 (имеется в виду обучение в детском саду, начальной, первой и второй ступенях средней школы и вузе. — В.Д. и В.М.) действует параллельная система школ под названием «дзюку», что можно перевести как «зубриловка»... Усилия и жертвы на алтарь престижности приносят и дети, и родители. Отучившись с 8 часов утра до трех дня в школе, треть учеников средней школы первой ступени и треть старшеклассников отправляются еще и в «зубриловку», где корпят над дополнительными занятиями до вечера. Никакими цифрами не подсчитать цену, которую платят за престижность дети».
В. Дубровский, В. Моисеев. — Газета «Европейское время», № 12, 1994. — С. 10.

РЕФОРМА ЯЗЫКА В ГЕРМАНИИ

Ударим реформой по орфографии! Реформа орфографии немецкого языка, проект которой разработан специалистами Германии, Австрии и Швейцарии, может вступить в силу с 1 августа 1998 года. Реформа предусматривает изменение правописания нескольких тысяч слов, сокращение числа правил орфографии с 212 до 112, а правил расстановки запятых в тексте — с 52 до десяти...
Газета «1 сентября», точная ссылка утеряна.

ПИТЬ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ

Ученые Брайтона пришли к выводу, что обезвоживание организма наносит серьезный вред учебному процессу, и теперь в британских школах на парте каждого ученика будет стоять бутылка воды.

Школьники во время учебного дня, как правило, не имеют свободного доступа к питьевой воде. Давно известно, что обезвоживание организма приводит к головным болям и потери концентрации внимания, а, следовательно, отрицательно сказывается на учебе.

Однако теперь проблема может быть решена. У каждого британского школьника на парте будет стоять бутылка воды, которую он сможет пить в любое время — в течение урока или на перемене. Ежедневная норма для пятилетнего ребенка составляет 1,5 литра, а для десятилетнего — 1,75 литра.

Новый проект уже реализуется в двух третях школ Британии, а к концу месяца планируется провести исследование результатов эксперимента.
http://www.aboutstudy.ru/news/h149.shtml.

МОФЕТ: ИЗРАИЛЬСКИЕ ФИЗМАТ ШКОЛЫ

В 1992 году в Израиле педагогами из физико-математических школ бывшего СССР совместно с учеными из ведущих советских вузов была создана всеизраильская система
физико-математических школ «Мофет».

Главная задача школ «Мофет» — развитие у учащихся интереса к учебе, к углубленному изучению математики, физики, компьютеров, стремление в дальнейшем работать на производствах «хай-тек», заниматься наукой. Не менее важная задача системы «Мофет» — помочь детям репатриантов в полной мере реализовать свои возможности, лучше адаптироваться в новой стране. Для решения этих задач «Мофет» использует опыт педагогов и ученых-репатриантов.

В первые годы своего существования «Мофет» представлял собой сеть вечерних школ (неформальное образование), обучение велось на русском языке, учащимися были только дети репатриантов. Успехи учащихся школ «Мофет» привлекли внимание детей и родителей коренных израильтян, израильских педагогов и ученых.

Сегодня «Мофет» — одна из самых известных
физико-математических школ в Израиле. В 17 вечерних школах (неформальное образование) обучается более 1500 человек, а в специализированной физико-математической школе (формальное дневное образование) — 800 учащихся. В 41 физико-математическом классе (формальное дневное образование) занимаются 1600 учеников.

Школы «Мофет» работают на русском языке и на иврите.

В школах «Мофет» не только углубленно изучают точные науки, но и уделяют большое внимание всестороннему развитию личности ребенка. Английский, русский, французский, арабский языки, история мировой культуры, музыка, живопись также являются профилирующими предметами в программе обучения системы школ «Мофет». Школы работают по собственным оригинальным программам и методикам.

Обучение в мофетовских школах трехступенчатое:

  • с 5 до 12 лет (0 — 6 классы) — неформальное вечернее образование;
  • с 12 до 15 лет (7 — 9 классы) — неформальное вечернее образование или формальное дневное образование (по выбору детей и родителей);
  • с 15 до 18 лет (10 — 12 классы) — обязательное формальное дневное образование с получением аттестата.

В школах «Мофет» один из самых высоких по стране процент получения аттестатов с максимально высокими баллами.
Материал предоставлен Генеральным директором всеизраильской системы физико-математических школ «Мофет» г-жой Орной Шнайдерман.

БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В США практикуется система бюллетеней для родителей, которые знакомят с возможностями развития способностей и навыков детей.
Из картотеки Алексея Захарова, консультанта по ТРИЗ, США.

ПРЕСТИЖНОСТЬ ВУЗОВ, США

В США принята такая система показателей, по которой оценивается престижность университетов:

  1. академическая репутация;
  2. трудность поступления (по среднему проходному баллу);
  3. отношение числа выпускников к числу поступивших;
  4. качество преподавания (отношение количества «студенты/преподаватели»);
  5. финансовые затраты.

1 место по репутации — Гарвард (6 Президентов США, 27 нобелевских лауреатов); по качеству преподавания — Калтех (7 : 1); по трудности поступления — Принстон (6 чел/место).
Из картотеки Алексея Захарова, консультанта по ТРИЗ, США.

РАССАДКА УЧЕНИКОВ В БЕНИНСКОЙ ШКОЛЕ

Меня удивило устройство классов: дети сидели за полукруглыми столами, установленными в светлых комнатах в кажущемся беспорядке. Но потом становилось ясно, что столы составлены как бы в ячейки и дети сидят лицом друг к другу. Учительских столов нигде не было видно, зато в каждом классе было по две доски, установленных в противоположных углах комнаты.

 — Подобное устройство классов не случайно, — объяснил мне один из преподавателей. — При такой системе нет передних и задних парт, а значит, нет разделения на плохих и хороших учеников. Вы знаете, есть такая традиция — сажать впереди успевающих, а сзади — учеников похуже. Дети есть дети, им хочется повертеться, покрутить головой, подвигаться. Одним словом, как-то выплеснуть переполняющую их энергию. Вот и пусть крутятся себе на здоровье. А опыт с двумя классными досками показал, что переключение внимания способствует лучшему усвоению материала.
Н. Баратов. Загадка арамейского кувшина (Книга о Бенине). — М.: Мысль, 1982.

В АВСТРАЛИИ ВЫСОКИЙ ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАНИЯ

Австралия сегодня — один из мировых лидеров системы дистанционного высшего образования. Собственных значительных научных школ здесь практически нет, например, как говорят сами австралийцы, их лучшие математики — эмигранты из Советского Союза. Зато технологии развиты настолько, что позволяют сделать сервис максимально гибким. Один из главных принципов — «Мы должны адаптировать технологии к клиентам». Такое же отношение к сотрудникам. Удобно сотруднику работать в «рваном» режиме — пусть работает в «рваном». Предпочитает систематически и ежедневно — пожалуйста. Школьники и студенты тоже сами планируют себе учебное расписание. Если студент считает, что один курс он может освоить за месяц, а на другой ему понадобится полгода, то университет обязательно идет ему навстречу. Федеральное правительство не разрабатывает стандарты. В Австралии шесть регионов (шесть штатов), и у каждого своя программа.

Вообще, в Австралии культ детей и высокий престиж образования. Дать хорошее образование своему ребенку — вопрос не интеллигенции и не богатых людей, а просто повсеместно принятое правило. Я встречался там с представителями русской диаспоры, которые приехали в Австралию из Китая в 1954-55 годах. Они не получили высшего образования, но гордятся, что смогли дать хорошее университетское образование своим детям — в сложных условиях, экономя на себе. В Австралии ведется очень интенсивная, даже, я бы сказал, агрессивная — в хорошем смысле этого слова — политика по привлечению студентов. Если у нас ждут, что выпускники школ сами пойдут в вуз, то там идет настоящая охота за потенциальными студентами.

Лекции существуют, но проходят они не в режиме двухчасового монолога, когда преподаватель стоит за кафедрой и что-то вещает, а студенты молча конспектируют. Во-первых, используется очень много иллюстративного материала, в аудиториях стоят компьютеры, проекторы, большие экраны. Это позволяет преподавателю сделать материал более наглядным и удержать внимание. Во-вторых, студенты очень активны. Они не просто подходят после лекции с вопросами, если что-то не поняли, а вклиниваются в любой момент преподавательского рассказа — это абсолютно нормально. В этом плане австралийцы завидуют нам. Ведь лектору гораздо проще прийти и отчитать заранее заготовленный материал в тишине и, конечно, так легче удержать дисциплину.

В школах дети тоже ведут себя довольно раскованно: кто-то сидит на полу, кто-то лежит… Детишки с проблемами в развитии посещают ту же самую общеобразовательную школу. Они сидят в том же классе, но занимаются в таком режиме, который удобен им. Кстати, тоже важный принцип их воспитания: ребенок-инвалид находится среди здоровых детей, а не где-то «там». Это приучает их относиться к нему, как к нормальному человеку. Дети привыкают к мысли, что, возможно, он хуже двигается, но какие-то другие вещи будет делать лучше здоровых детей. И государственная политика направлена именно на социализацию таких детей, а не на изоляцию.
Выдержки из интервью зам. министра образования России Виктора Болотова газете «Большая перемена».

НАКАЗАНИЕ ВЫБИРАЕТ УЧИТЕЛЬ

Вообще существует некий миф о либеральной западной системе воспитания и жесткой российской. Это неверно, по крайней мере, для британских школ. Британские учителя очень авторитарны, очень часто кричат на учеников, для непослушных учеников существует целая система наказаний: дополнительные домашние задания (часто достаточно бессмысленные, но обидные, например, если ты жевал на уроке жвачку, учитель может велеть тебе написать сто раз: «Я не буду больше никогда жевать жвачку на уроке»), ученика могут заставить заниматься на перемене, в обеденный перерыв или после школы, а в случае серьезного проступка вызывают родителей и исключают из школы. Причем в отличие от российских частных школ эти правила действуют и в британских частных школах. Хотя родители платят за обучение своих детей в Великобритании очень большие деньги, десятки тысяч долларов в год, нельзя себе представить, чтобы ученик или
кто-то из родителей нагрубил учителю, а тем более сказал ему что-то вроде: «Я вам деньги плачу, а вы…».

ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАРАБОТОК

Характерно, что чем выше уровень образования у жителя США, тем больше он может зарабатывать. Согласно исследованию, проведенному Employment Policy Foundation, степень бакалавра позволяет еe обладателю за 40 лет заработать дополнительно $2 млн по сравнению со своим сверстником, закончившим только среднюю школу. Мастерская степень (примерно — уровень выпускника университета) — дает за 40 лет в среднем дополнительных $2,3 млн.

РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА, США

Деления на читальный зал и абонемент нет, все книжки и журналы стоят в открытом доступе, можно читать, сколько угодно, а если хочешь — взять домой. Первый этаж — художественная литература. Слева — раздел для малышей, рассортированный по возрастам — шикарные яркие книжки, фильмы, кассеты. Все полочки — низенькие, так что малышата САМИ могут ходить и выбирать... можно поваляться на коврике, можно посидеть, а мама почитает, можно сесть на огромное мягкое «кресло» в виде плюшевого мишки...

Правее — раздел для более старших, тут полки высотой около 2-х метров, литература уже более серьезная. Это либо авторы, похожие на Н. Носова, или что-то подобное, либо адаптированная классика, либо различные серии — например, рассказы о разных периодах американской истории через вымышленные дневники девочек разных эпох, или «Клуб бебиситтеров», и т. п. Параллельно — полки с литературой на иностранных языках и периодикой, а самая правая часть первого этажа — «взрослая» художественная литература, привычные библиотечные стеллажи. Столики и кресла для чтения, набивные бесформенные кресла-подушки для подростков, любящих читать лежа, в центре — несколько справочных библиотечных компьютеров и доступ к интернету для детей, там же — столики справки.

Налево от входа — аудио-видео отдел, видео и DVD выдаются сроком на три дня, музыкальные CD — на три недели, CD с компьютерными играми — на неделю. (В каталоге 17 тыс. видео и 18 тыс. аудио кассет). Направо — зал для лекций и киносеансов (тоже бесплатных), по краям — витрины для временных выставок (например — «Сокровища с бабушкиного чердака», «Школьный выпуск — класс 1900 года», выставки игрушек и т. п.).

Второй этаж — «не художественная» литература — любые научные и научно-популярные книжки, книжки по ремонтам всего на свете, различным хобби, путешествия и т. п.

Зарегистрироваться для участия в летней программе чтения может любой ребенок или взрослый, естественно, совершенно бесплатно. Для детей порядок такой. Программа стартует в середине июня, каждому зарегистрированному ребенку выдается специальный листочек, в котором отмечаются его приходы в библиотеку.

Всего надо сделать 4 захода, в каждый заход прочитать по 4 книги, при этом одна из четырех обязательно должна быть с полки, помеченной определенным символом (во время Египетской программы, например, такими знаками были изображения различных божеств). Все прочитанные книги надо записать в свой листочек, и, когда приходишь их сдавать, в листочке ставят штампик, что все прочитано.

После первого «захода» дают купон на бесплатное мороженое в Ben & Jerry, после второго — купон на кусок пиццы в Nancy's Pizza, а после четвертого — выдают футболку в знак успешного окончания. ... Я понимаю, что ОЧЕНЬ сложно объяснить, почему НЕ ПРОВЕРЯЮТ, действительно ли книги прочитаны, и еще более сложно объяснить, почему дети НЕ ОБМАНЫВАЮТ, но это факт... Для взрослых программа попроще — надо прочитать 5 любых книг, одну из них — не художественную, и написать по
2-3 строчки аннотаций на каждую.

Летняя программа всегда имеет грандиозный успех, каждый ребенок считает делом чести прийти в сентябре в школу в новой «библиотечной» футболке.

Получается, что читать — это еще и престижно.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В КАНАДЕ

В отличие от других развитых стран, у Канады нет общегосударственной системы образования: по конституции каждая провинция сама занимается этим вопросом. Каждая провинциальная система образования, хоть и в чем-то схожая с остальными, отражает религию, историю и культуру этой провинции. Провинциальные главы департаментов по образованию, которые возглавляет избираемый министр, устанавливают стандарты, утверждают предметы и финансируют образовательные организации. Ответственность за управление начальными и средними школами возложена на местные выборные школьные советы или комиссии. Советы планируют бюджеты школ, нанимают учителей и устанавливают школьное расписание в соответствии с требованиями провинциального законодательства.

Канада стоит на первом месте по уровню расходов на образование в расчете на душу населения. Высокий уровень образованных людей в Канаде (более половины жителей страны продолжают учиться после достижения 15 лет) успешно поддерживает и повышает уровень жизни канадцев и репутацию страны как места, где ценят и поощряют интеллектуальный рост.

Тема 3. Эффективность образования Тема 5. Образование и мотивация Следующая глава