Тема 4. Зарубежное образование: находки и проблемы
БОРЬБА С ОТСТАВАНИЕМ В США
Отныне роль федерального правительства в сфере образования состоит в том, чтобы ни один ребенок не был отстающим.
Как показывают данные национального тестирования, сегодня почти 70% четвероклассников, проживающих в центральных районах наших городов, не владеют навыками чтения на базовом уровне. Результаты международных тестов по математике свидетельствуют, что учащиеся старших классов наших школ отстают от своих сверстников с Кипра и из Южной Африки. Почти трети первокурсников в наших колледжах приходится проходить подготовительные курсы, прежде чем они могут приступить к регулярным занятия в высшей школе.
С 1965 года, когда федеральное правительство впервые выступило с серьезной инициативой в области среднего образования, федеральная политика оказывала сильное влияние на развитие школы в Америке. За прошедшие годы Конгресс принял сотни программ, которые должны были помочь справиться с проблемами в образовании, но мало интересовался эффектом этих программ и их влиянием на положение на местах. Кумулятивным эффектом политики «Для каждой проблемы своя программа» стала масса программ в сфере образования, на реализацию которых 39 федеральных агентств тратит $120 млрд. в год. Однако, потратив миллиарды долларов, мы по-прежнему далеки от достижения поставленной цели повышения его качества…
Мы стоим перед лицом настоящего общенациональной кризиса. Во все большей и большей степени мы из одной нации превращаемся в две разные. Одна умеет читать, а другая нет. Одной есть о чем мечтать, а другой нет…
Наш план действий в области образования состоит в следующем:
Усилить ответственность за успеваемость учащегося. Штаты, учебные округа и школы, в которых успеваемость возрастет, будут за это соответствующим образом вознаграждены. За неспособность достичь этого наказаны. Родители будут уведомлены об успехах их ребенка, а об успехах школы будут судить на основе ежегодных испытаний по письму и математике, которые будут проводиться для учащихся
3-8 классов…
Наш план предусматривает достижение семи конкретных целей, все из которых направлены на совершенствование системы образования:
- рост успеваемости учащихся из социально неблагополучных семей;
- повышение квалификации учителей;
- совершенствование знания английского языка учащимися, которые не владеют им достаточно бегло;
- поощрение осознанного родительского выбора школы и инновационных программ;
- содействие повышению уровня безопасности в школах
21-го столетия, расширенное финансирование мероприятий, предусмотренных законом об экстренной помощи (Impact Aid); - поощрение самодеятельности и ответственности в работе школ.
В помощь нуждающимся школам и учебным округам будут выделено дополнительное финансирование. Штатам и учебным округам будет предоставлена возможность проявлять инициативу для достижения поставленных целей, а те из них, кто не сможет их достичь, может лишиться федеральных фондов…
Предлагаемая Администрацией реформа образования включает в себя следующие основные положения, многие из которых будут законодательно оформлены в ходе пересмотра Акта о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education Act ESEA):
- проведение ежегодного контроля успеваемости; школы, которые окажутся не в состоянии обеспечить образование для учащихся из социально неблагополучных семей, будут нести за это ответственность;
- обучение чтению в раннем возрасте;
- все учащиеся должны получать образование у квалифицированных педагогов;
- финансирование использования тех методов, которые доказали свою эффективность;
- усиленное внимание преподаванию математики и естественных наук;
- сделать школы 21-го века безопасными;
- разрешить педагогам удалять из класса учеников, демонстрирующих склонность к насилию и постоянно мешающих учебному процессу;
- жертвам школьной преступности и ученикам школ с устойчиво высоким уровнем риска дать возможность перейти в безопасную школу.
ИНТЕГРАЛЫ И ДРОБИ
Во Франции я читаю студентам такие же лекции, как и в Москве. Принимаю там экзамены. И вот во время письменного экзамена парижский студент спрашивает меня: «Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?» Это студент четвертого курса, математик! Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру четыре седьмых. Но дальнейшие его расчеты шли двумя путями в зависимости от того, больше или меньше единицы оказывается полученный результат. Все, чему я его учил а это дифференциальные уравнения, интегралы и так далее, он понял, но я его не учил дробям, и дробей он не знает... Аналогичная ситуация грозит и нам. А это приведет к тому, что не только атомоходы будут тонуть, но и все остальное, не только башня будет гореть, но и остальное тоже...
Из речи академика В. И. Арнольда: сайт журнала «Наука и жизнь», naukaizizn\nauka.relis.ru\01\0012\01012002.
КАЛИФОРНИЙСКИЕ ВОЙНЫ
В американской Федеральной программе обучения, в частности, говорится, что школьник должен знать о двух фазовых состояниях воды, которая в холодильнике превращается в лед. Гленн Сиборг потребовал, чтобы в программу ввели три фазовых состояния еще и водяной пар. Однако конгресс и сенаторы запротестовали, прошли бурные дебаты, и штат Калифорния был осужден и осмеян за то, что посмел усомниться в качестве образования американцев. Один из сенаторов в своем выступлении сказал, что набрал 41,3 процента голосов избирателей, это свидетельствует о доверии к нему народа, а потому он всегда будет бороться в образовании только за то, что он сам понимает. Если чего-то он не понимает, то и учить такому не следует... Аналогичными были и другие выступления. Причем инициативе Калифорнии старались придать и расовую, и политическую окраску. Битва продолжалась два года. Победил все-таки штат Калифорния, так как его очень дотошный адвокат нашел в истории США прецедент, при котором закон штата становился в случае конфликта выше федерального закона. То есть образование в США временно победило...
Из речи академика В. И. Арнольда: сайт журнала «Наука и жизнь», naukaizizn\nauka.relis.ru\01\0012\01012002.
АМЕРИКАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Не может не вызывать восхищения разветвленность системы американского образования: 1964 университета (меньше сотни в России!) и 1416 двухгодичных колледжей, готовящих узких специалистов определенного профиля, эти цифры в комментариях не нуждаются. Добавить к этому несколько тысяч одногодичных профессиональных школ и кажется, не о чем говорить и спорить.
В. Сойфер, профессор университета имени Джорджа Мейсона (США). Газета «Известие», 15.09.1995.
САМОУБИЙСТВО УХОД ОТ ДАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ
В прошлом году в Гонконге одиннадцатилетний мальчик по имени Вонг Мингнаг выпрыгнул с 34-го этажа, оставив предсмертную записку, в которой писал, что боится идти в школу, так как не успел сделать домашнее задание. В Гонконге некоторые ученики начальной школы уделяют домашней работе по три часа в день полагают, что это одна из причин распространения самоубийств среди здешних школьников.
Источник утерян, факт из газеты.
ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ В АНГЛИИ
В прошлом году Советы по обучению и предпринимательству (организации, разбросанные по всей стране, возглавляемые местными предпринимателями, которые отвечают за правительственную политику в обучении и предпринимательстве) объединились с местными органами народного образования для учреждения
образовательно-деловых партнерств. Задача этих партнерств поощрение сотрудничества на местном уровне между образованием, коммерцией и общественностью по всей Британии. В 1991 году 26 000 учителей провели время в компаниях страны. Цель ПБП сводится к тому, чтобы каждый год 10% учителей данного района принимали участие в программе распределения...
Журнал «Англия», № 127, 1993.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ В АНГЛИИ, ВУЗ
Другая система оценки знаний в Англии, причем оцениваются и студенты, и преподаватели. Все экзамены письменные, работа оценивается двумя преподавателями, в случае несогласия студента с баллом ее отсылают в другой вуз. В течение года студенты пишут 5-6 эссе. В курсовой работе должно быть не менее 200 страниц, а в диссертации 1200.
Источник: утерян.
ЯПОНСКОЕ ЧУДО: ПОСЛЕДНИЙ МИФ XX ВЕКА
Большую часть своей учебы в школе японские дети тратят на то, чтобы... научиться читать по-японски. Однако и с этой скромной задачей школа справляется слабо. Обратимся к Преображенскому и его книге «Как стать японцем».
«Курс школьного обучения в Японии занимает двенадцать лет, и половина его приходится на начальную школу. Это объясняется исключительной сложностью и трудоемкостью японского языка. Ученики, например, должны усвоить 1850 иероглифов минимум, установленный министерством просвещения. В действительности же для чтения книг и газет требуется гораздо больше иероглифов до трех тысяч.
Половиной из официального иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. Каждый из иероглифов к тому же имеет несколько чтений, вариантов произношения, минимум два верхнее, китайское, и нижнее, японское...
Иностранный язык является «предметом по выбору», отсутствуют курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Их заменяют синтетические курсы естествознания и обществоведения, особенностью которых являются, по мнению справочника, «эклектика, бессистемный отбор тем».
Тавровский в «Двухэтажной Японии» говорит о том, что «в последнее время появились даже курсы подготовки для приемных экзаменов в... престижные детские сады». У него же читаем: «Наряду с системой 4-6-3-3-4 (имеется в виду обучение в детском саду, начальной, первой и второй ступенях средней школы и вузе. В.Д. и В.М.) действует параллельная система школ под названием «дзюку», что можно перевести как «зубриловка»... Усилия и жертвы на алтарь престижности приносят и дети, и родители. Отучившись с 8 часов утра до трех дня в школе, треть учеников средней школы первой ступени и треть старшеклассников отправляются еще и в «зубриловку», где корпят над дополнительными занятиями до вечера. Никакими цифрами не подсчитать цену, которую платят за престижность дети».
В. Дубровский, В. Моисеев. Газета «Европейское время», № 12, 1994. С. 10.
РЕФОРМА ЯЗЫКА В ГЕРМАНИИ
Ударим реформой по орфографии! Реформа орфографии немецкого языка, проект которой разработан специалистами Германии, Австрии и Швейцарии, может вступить в силу с 1 августа 1998 года. Реформа предусматривает изменение правописания нескольких тысяч слов, сокращение числа правил орфографии с 212 до 112, а правил расстановки запятых в тексте с 52 до десяти...
Газета «1 сентября», точная ссылка утеряна.
ПИТЬ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ
Ученые Брайтона пришли к выводу, что обезвоживание организма наносит серьезный вред учебному процессу, и теперь в британских школах на парте каждого ученика будет стоять бутылка воды.
Школьники во время учебного дня, как правило, не имеют свободного доступа к питьевой воде. Давно известно, что обезвоживание организма приводит к головным болям и потери концентрации внимания, а, следовательно, отрицательно сказывается на учебе.
Однако теперь проблема может быть решена. У каждого британского школьника на парте будет стоять бутылка воды, которую он сможет пить в любое время в течение урока или на перемене. Ежедневная норма для пятилетнего ребенка составляет 1,5 литра, а для десятилетнего 1,75 литра.
Новый проект уже реализуется в двух третях школ Британии, а к концу месяца планируется провести исследование результатов эксперимента.
http://www.aboutstudy.ru/news/h149.shtml.
МОФЕТ: ИЗРАИЛЬСКИЕ ФИЗМАТ ШКОЛЫ
В 1992 году в Израиле педагогами из физико-математических школ бывшего СССР совместно с учеными из ведущих советских вузов была создана всеизраильская система
физико-математических школ «Мофет».
Главная задача школ «Мофет» развитие у учащихся интереса к учебе, к углубленному изучению математики, физики, компьютеров, стремление в дальнейшем работать на производствах «хай-тек», заниматься наукой. Не менее важная задача системы «Мофет» помочь детям репатриантов в полной мере реализовать свои возможности, лучше адаптироваться в новой стране. Для решения этих задач «Мофет» использует опыт педагогов и ученых-репатриантов.
В первые годы своего существования «Мофет» представлял собой сеть вечерних школ (неформальное образование), обучение велось на русском языке, учащимися были только дети репатриантов. Успехи учащихся школ «Мофет» привлекли внимание детей и родителей коренных израильтян, израильских педагогов и ученых.
Сегодня «Мофет» одна из самых известных
физико-математических школ в Израиле. В 17 вечерних школах (неформальное образование) обучается более 1500 человек, а в специализированной физико-математической школе (формальное дневное образование) 800 учащихся. В 41 физико-математическом классе (формальное дневное образование) занимаются 1600 учеников.
Школы «Мофет» работают на русском языке и на иврите.
В школах «Мофет» не только углубленно изучают точные науки, но и уделяют большое внимание всестороннему развитию личности ребенка. Английский, русский, французский, арабский языки, история мировой культуры, музыка, живопись также являются профилирующими предметами в программе обучения системы школ «Мофет». Школы работают по собственным оригинальным программам и методикам.
Обучение в мофетовских школах трехступенчатое:
- с 5 до 12 лет (0 6 классы) неформальное вечернее образование;
- с 12 до 15 лет (7 9 классы) неформальное вечернее образование или формальное дневное образование (по выбору детей и родителей);
- с 15 до 18 лет (10 12 классы) обязательное формальное дневное образование с получением аттестата.
В школах «Мофет» один из самых высоких по стране процент получения аттестатов с максимально высокими баллами.
Материал предоставлен Генеральным директором всеизраильской системы физико-математических школ «Мофет» г-жой Орной Шнайдерман.
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В США практикуется система бюллетеней для родителей, которые знакомят с возможностями развития способностей и навыков детей.
Из картотеки Алексея Захарова, консультанта по ТРИЗ, США.
ПРЕСТИЖНОСТЬ ВУЗОВ, США
В США принята такая система показателей, по которой оценивается престижность университетов:
- академическая репутация;
- трудность поступления (по среднему проходному баллу);
- отношение числа выпускников к числу поступивших;
- качество преподавания (отношение количества «студенты/преподаватели»);
- финансовые затраты.
1 место по репутации Гарвард (6 Президентов США, 27 нобелевских лауреатов); по качеству преподавания Калтех (7 : 1); по трудности поступления Принстон (6 чел/место).
Из картотеки Алексея Захарова, консультанта по ТРИЗ, США.
РАССАДКА УЧЕНИКОВ В БЕНИНСКОЙ ШКОЛЕ
Меня удивило устройство классов: дети сидели за полукруглыми столами, установленными в светлых комнатах в кажущемся беспорядке. Но потом становилось ясно, что столы составлены как бы в ячейки и дети сидят лицом друг к другу. Учительских столов нигде не было видно, зато в каждом классе было по две доски, установленных в противоположных углах комнаты.
Подобное устройство классов не случайно, объяснил мне один из преподавателей. При такой системе нет передних и задних парт, а значит, нет разделения на плохих и хороших учеников. Вы знаете, есть такая традиция сажать впереди успевающих, а сзади учеников похуже. Дети есть дети, им хочется повертеться, покрутить головой, подвигаться. Одним словом, как-то выплеснуть переполняющую их энергию. Вот и пусть крутятся себе на здоровье. А опыт с двумя классными досками показал, что переключение внимания способствует лучшему усвоению материала.
Н. Баратов. Загадка арамейского кувшина (Книга о Бенине). М.: Мысль, 1982.
В АВСТРАЛИИ ВЫСОКИЙ ПРЕСТИЖ ОБРАЗОВАНИЯ
Австралия сегодня один из мировых лидеров системы дистанционного высшего образования. Собственных значительных научных школ здесь практически нет, например, как говорят сами австралийцы, их лучшие математики эмигранты из Советского Союза. Зато технологии развиты настолько, что позволяют сделать сервис максимально гибким. Один из главных принципов «Мы должны адаптировать технологии к клиентам». Такое же отношение к сотрудникам. Удобно сотруднику работать в «рваном» режиме пусть работает в «рваном». Предпочитает систематически и ежедневно пожалуйста. Школьники и студенты тоже сами планируют себе учебное расписание. Если студент считает, что один курс он может освоить за месяц, а на другой ему понадобится полгода, то университет обязательно идет ему навстречу. Федеральное правительство не разрабатывает стандарты. В Австралии шесть регионов (шесть штатов), и у каждого своя программа.
Вообще, в Австралии культ детей и высокий престиж образования. Дать хорошее образование своему ребенку вопрос не интеллигенции и не богатых людей, а просто повсеместно принятое правило. Я встречался там с представителями русской диаспоры, которые приехали в Австралию из Китая в 1954-55 годах. Они не получили высшего образования, но гордятся, что смогли дать хорошее университетское образование своим детям в сложных условиях, экономя на себе. В Австралии ведется очень интенсивная, даже, я бы сказал, агрессивная в хорошем смысле этого слова политика по привлечению студентов. Если у нас ждут, что выпускники школ сами пойдут в вуз, то там идет настоящая охота за потенциальными студентами.
Лекции существуют, но проходят они не в режиме двухчасового монолога, когда преподаватель стоит за кафедрой и что-то вещает, а студенты молча конспектируют. Во-первых, используется очень много иллюстративного материала, в аудиториях стоят компьютеры, проекторы, большие экраны. Это позволяет преподавателю сделать материал более наглядным и удержать внимание. Во-вторых, студенты очень активны. Они не просто подходят после лекции с вопросами, если что-то не поняли, а вклиниваются в любой момент преподавательского рассказа это абсолютно нормально. В этом плане австралийцы завидуют нам. Ведь лектору гораздо проще прийти и отчитать заранее заготовленный материал в тишине и, конечно, так легче удержать дисциплину.
В школах дети тоже ведут себя довольно раскованно: кто-то сидит на полу, кто-то лежит… Детишки с проблемами в развитии посещают ту же самую общеобразовательную школу. Они сидят в том же классе, но занимаются в таком режиме, который удобен им. Кстати, тоже важный принцип их воспитания: ребенок-инвалид находится среди здоровых детей, а не где-то «там». Это приучает их относиться к нему, как к нормальному человеку. Дети привыкают к мысли, что, возможно, он хуже двигается, но какие-то другие вещи будет делать лучше здоровых детей. И государственная политика направлена именно на социализацию таких детей, а не на изоляцию.
Выдержки из интервью зам. министра образования России Виктора Болотова газете «Большая перемена».
НАКАЗАНИЕ ВЫБИРАЕТ УЧИТЕЛЬ
Вообще существует некий миф о либеральной западной системе воспитания и жесткой российской. Это неверно, по крайней мере, для британских школ. Британские учителя очень авторитарны, очень часто кричат на учеников, для непослушных учеников существует целая система наказаний: дополнительные домашние задания (часто достаточно бессмысленные, но обидные, например, если ты жевал на уроке жвачку, учитель может велеть тебе написать сто раз: «Я не буду больше никогда жевать жвачку на уроке»), ученика могут заставить заниматься на перемене, в обеденный перерыв или после школы, а в случае серьезного проступка вызывают родителей и исключают из школы. Причем в отличие от российских частных школ эти правила действуют и в британских частных школах. Хотя родители платят за обучение своих детей в Великобритании очень большие деньги, десятки тысяч долларов в год, нельзя себе представить, чтобы ученик или
кто-то из родителей нагрубил учителю, а тем более сказал ему что-то вроде: «Я вам деньги плачу, а вы…».
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАРАБОТОК
Характерно, что чем выше уровень образования у жителя США, тем больше он может зарабатывать. Согласно исследованию, проведенному Employment Policy Foundation, степень бакалавра позволяет еe обладателю за 40 лет заработать дополнительно $2 млн по сравнению со своим сверстником, закончившим только среднюю школу. Мастерская степень (примерно уровень выпускника университета) дает за 40 лет в среднем дополнительных $2,3 млн.
РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА, США
Деления на читальный зал и абонемент нет, все книжки и журналы стоят в открытом доступе, можно читать, сколько угодно, а если хочешь взять домой. Первый этаж художественная литература. Слева раздел для малышей, рассортированный по возрастам шикарные яркие книжки, фильмы, кассеты. Все полочки низенькие, так что малышата САМИ могут ходить и выбирать... можно поваляться на коврике, можно посидеть, а мама почитает, можно сесть на огромное мягкое «кресло» в виде плюшевого мишки...
Правее раздел для более старших, тут полки высотой около 2-х метров, литература уже более серьезная. Это либо авторы, похожие на Н. Носова, или что-то подобное, либо адаптированная классика, либо различные серии например, рассказы о разных периодах американской истории через вымышленные дневники девочек разных эпох, или «Клуб бебиситтеров», и т. п. Параллельно полки с литературой на иностранных языках и периодикой, а самая правая часть первого этажа «взрослая» художественная литература, привычные библиотечные стеллажи. Столики и кресла для чтения, набивные бесформенные кресла-подушки для подростков, любящих читать лежа, в центре несколько справочных библиотечных компьютеров и доступ к интернету для детей, там же столики справки.
Налево от входа аудио-видео отдел, видео и DVD выдаются сроком на три дня, музыкальные CD на три недели, CD с компьютерными играми на неделю. (В каталоге 17 тыс. видео и 18 тыс. аудио кассет). Направо зал для лекций и киносеансов (тоже бесплатных), по краям витрины для временных выставок (например «Сокровища с бабушкиного чердака», «Школьный выпуск класс 1900 года», выставки игрушек и т. п.).
Второй этаж «не художественная» литература любые научные и научно-популярные книжки, книжки по ремонтам всего на свете, различным хобби, путешествия и т. п.
Зарегистрироваться для участия в летней программе чтения может любой ребенок или взрослый, естественно, совершенно бесплатно. Для детей порядок такой. Программа стартует в середине июня, каждому зарегистрированному ребенку выдается специальный листочек, в котором отмечаются его приходы в библиотеку.
Всего надо сделать 4 захода, в каждый заход прочитать по 4 книги, при этом одна из четырех обязательно должна быть с полки, помеченной определенным символом (во время Египетской программы, например, такими знаками были изображения различных божеств). Все прочитанные книги надо записать в свой листочек, и, когда приходишь их сдавать, в листочке ставят штампик, что все прочитано.
После первого «захода» дают купон на бесплатное мороженое в Ben & Jerry, после второго купон на кусок пиццы в Nancy's Pizza, а после четвертого выдают футболку в знак успешного окончания. ... Я понимаю, что ОЧЕНЬ сложно объяснить, почему НЕ ПРОВЕРЯЮТ, действительно ли книги прочитаны, и еще более сложно объяснить, почему дети НЕ ОБМАНЫВАЮТ, но это факт... Для взрослых программа попроще надо прочитать 5 любых книг, одну из них не художественную, и написать по
2-3 строчки аннотаций на каждую.
Летняя программа всегда имеет грандиозный успех, каждый ребенок считает делом чести прийти в сентябре в школу в новой «библиотечной» футболке.
Получается, что читать это еще и престижно.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В КАНАДЕ
В отличие от других развитых стран, у Канады нет общегосударственной системы образования: по конституции каждая провинция сама занимается этим вопросом. Каждая провинциальная система образования, хоть и в чем-то схожая с остальными, отражает религию, историю и культуру этой провинции. Провинциальные главы департаментов по образованию, которые возглавляет избираемый министр, устанавливают стандарты, утверждают предметы и финансируют образовательные организации. Ответственность за управление начальными и средними школами возложена на местные выборные школьные советы или комиссии. Советы планируют бюджеты школ, нанимают учителей и устанавливают школьное расписание в соответствии с требованиями провинциального законодательства.
Канада стоит на первом месте по уровню расходов на образование в расчете на душу населения. Высокий уровень образованных людей в Канаде (более половины жителей страны продолжают учиться после достижения 15 лет) успешно поддерживает и повышает уровень жизни канадцев и репутацию страны как места, где ценят и поощряют интеллектуальный рост.
Тема 3. Эффективность образования | Тема 5. Образование и мотивация |