Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.03.2005]
[Обновлено 29.09.2009]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  KarF_1.pdf   (236 Kb)
Главная / Картотеки /
Картотека «История и теория образования»

Тема 3. Эффективность образования

«Многое из того, что мы считаем образованием, на самом деле не образование, а просто ритуал».

Дэвид К. Гарднер

Как читают дети?

Жан Фукамбер, сотрудник Национального института педагогических исследований (Франция), говорит:
«20 процентов детей в возрасте до 12 лет воспринимают только треть информации, содержащейся в тексте, 30 процентов читают слишком медленно и только один из шестидесяти читает быстро и осмысленно».

Что знает школьник?

По результатам опроса, проведенного клубом начинающих журналистов «Тусовка», выяснилось, что средний новочебоксарский школьник знает 12 видов жвачки, 15 марок автомобилей, 11 пород собак и лишь 2 фамилии русских и советских ученых (в основном называли Ломоносова и Менделеева).
// Юношеская газета. — 1993. — № 2. Перепечатано из дайджеста
«24 часа».

США импортирует технологии

С 1986 года США больше импортирует высокоточные технологии, чем экспортирует. Наибольшее число американских патентов взято тремя неамериканскими фирмами — Канон, Тошиба, Хитачи.
//Изобретатель и рационализатор, 1992.

      Комментарий
      Интересно, насколько это связано с кризисом образования, о котором часто пишут американские журналы?

Японское чудо: последний миф XX века

Большую часть своей учебы в школе японские дети тратят на то, чтобы... научиться читать по-японски. Однако и с этой скромной задачей школа справляется слабо. Обратимся к Преображенскому и его книге «Как стать японцем»:
«Курс школьного обучения в Японии занимает двенадцать лет, и половина его приходится на начальную школу. Это объясняется исключительной сложностью и трудоемкостью японского языка. Ученики, например, должны усвоить 1850 иероглифов — минимум, установленный министерством просвещения. В действительности же для чтения книг и газет требуется гораздо больше иероглифов — до трех тысяч.
Половиной из официального иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. Каждый из иероглифов к тому же имеет несколько чтений, вариантов произношения, минимум два — верхнее, китайское, и нижнее, японское...
Иностранный язык является «предметом по выбору», отсутствуют курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Их заменяют синтетические курсы естествознания и обществоведения, особенностью которых являются, по мнению справочника, «эклектика, бессистемный отбор тем».
Тавровский в «Двухэтажной Японии» говорит о том, что
«в последнее время появились даже курсы подготовки для приемных экзаменов в… престижные детские сады». У него же читаем: «Наряду с системой 4-6-3-3-4 (имеется в виду обучение в детском саду, начальной, первой и второй ступенях средней школе и вузе. — В. Д. и В. М.) действует параллельная система школ под названием «дзюку», что можно перевести как «зубриловка»... Усилия и жертвы на алтарь престижности приносят и дети, и родители. Отучившись с 8 часов утра до трех дня в школе, треть учеников средней школы первой ступени и треть старшеклассников отправляются еще и в «зубриловку», где корпят над дополнительными занятиями до вечера. Никакими цифрами не подсчитать цену, которую платят за престижность дети».
В. Дубровский, В. Моисеев//Европейское время. — 1994. —
№ 12. — С. 10.

Успеваемость школьников разных стран

Средние показатели успеваемости по математике у 13-летних школьников в различных странах мира (данные Международной службы по оценке успеваемости):

Страны мира

Продолжительность учебного года (дни)

Результаты
(в баллах)

CHINA

251

80

SOUTH KOREA

222

73

SWITZERLAND

207

71

FORMER U.S.S.R.

210

70

FRANCE

174

64

ISRAEL

215

63

CANADA

188

62

BRITAIN

192

61

U.S.А.

180

55

JORDAN

191

40

Больше дней за партой — лучше успеваемость?

Конечно, никаких денег не жаль для развития умственных способностей молодого поколения. «Но было бы наивно полагать, что, удлинив учебный год на 10 процентов, мы тем самым на 10 процентов повысим успеваемость учеников», — считает Крис Пифо из Национальной комиссии по образованию (США). В самом деле, если школьник не усваивает программу, сидя в классе ежедневно по 5 часов, то разве за 6 он овладеет знаниями? По мнению многих педагогов, лишний час занятий приведет лишь к тому, что ученики начнут зевать от скуки, а учителя — падать от усталости.

Домашнее задание необходимо

Исследование больших групп учащихся, отобранных по разным характеристикам: личные способности, этнические признаки, семейные доходы, образовательный уровень родителей — показали, что домашняя работа имеет устойчивое влияние на успеваемость учеников с разным уровнем способностей. Более того, Тимос и Кейс из университета Айовы обнаружили, что воздействие домашних занятий на успеваемость сильнее влияния расы и семейного происхождения.
В 1901 году в Калифорнии под нажимом реформаторов образования были запрещены домашние задания школьникам вплоть до тринадцатилетнего возраста. Стивен Шлоссман, занимающийся историей образования в университете Карнеги, обращает внимание на тот факт, что даже в конце шестидесятых годов многие прогрессивные педагоги рассматривали домашнюю работу как вредную для детского здоровья и препятствующую обучению, поскольку якобы она перегружает ребят и заставляет дилетантов-родителей вмешиваться в деятельность профессионалов-учителей. Сегодня ясно, что эти теоретики были не правы.
Когда учитель Джон Стайлс проанализировал деятельность средних школ Бангкока, он обнаружил, что американские школьники выполняют на 22 процента меньше домашних заданий, чем их сверстники в Азии, и на 45 процентов меньше европейских. Поэтому не удивительно, что американские ученики получают 75 процентов плохих оценок.
// 1 сентября. — 28.09.1995. Пер. О. Щепова (журнал «Экономист»).

Реформа образования по Хрущеву

...Хрущев ... в 1958 году провел реформу высшего образования, усложнив условия приема как в институты и университеты, так и в аспирантуру. В частности, появился так называемый «двухлетний трудовой стаж», дававший преимущества при поступлении. В результате академический уровень студентов стал неуклонно снижаться, особенно если они шли в вуз через армию: этой категории студентов достаточно было сдать экзамены хотя бы на тройки. ... Добавим к этому, что проведя реформу среднего и высшего образования в интересах охранительной части партаппарата, он заложил основы нынешней стагнации, приведшей к катастрофе.
В. Львов. Дряхлый гриф над рынком//Изобретатель и рационализатор. — 1992. —№ 5-6. — С. 27.

Пол Пот — выпускник Сорбонны

Самые разные факты свидетельствуют о том, что уровень образования сам по себе не является гарантией нравственного поведения. Например, кампучийский диктатор Пол Пот, замучивший тысячи безвинных людей, был выпускником... Сорбонны.
Евгений Ямбург, директор московской школы-комплекса № 109, член-корреспондент РАО (из выступления).
Новая парадигма образования // Первое сентября: Управление школой.

Американские дети плохо считают

Американские школьники все хуже знают математику. Исследование, проведенное Brown Center on Education Policy показало, что число семнадцатилетних школьников, знающих математику, в 2002 году самое низкое за последнее десятилетие. В городских школах положение удовлетворительное, но сельские школьники демонстрируют потрясающие пробелы в знаниях.
Для определения уровня знаний, школьникам предложили решить определенное количество задач за ограниченное время. Образец задания: «Вы заплатили за обед $11.45 и хотите дать «на чай» официанту 15 процентов от этой суммы. Сколько всего Вы потратите денег на обед?».
Исследование показало, что начиная с 1990 года американские школьники не демонстрировали прогресса в области математики. Впрочем, эти данные были жестко раскритикованы, поскольку чиновники, отвечающие за школьное образование в США, заметили, что невозможно определить подлинный уровень математической грамотности, поскольку для этого не существует универсальных тестов. Кроме того, плохое знание математики, характерное для учащихся обычных школ, отнюдь не характерно для школьников, приобретающих знания в частных школах, в которых учится примерно 8 процентов юных американцев.
Любопытно, что на международном уровне американские подростки-математики выглядят отнюдь не безнадежно. По данным Национального Центра Статистики Образования США, в 1999 году исследовавшего положение дел в 38 странах мира, американские школьники набрали 502 бала по универсальной шкале. Российские школьники — 526, Тайваньские — 585, молдавские — 469, латышские — 505, литовские — 482,
финские — 520, израильские — 466, английские — 496, сообщает Washington ProFile.
Опрос, проведенный среди иностранных школьников, обучающихся в американских школах показал, что 29 процентов из них считают, что в американской школе «легче» учиться, 56 процентов — «намного легче». Половина опрошенных тратит на выполнение домашних заданий намного меньше времени, чем у себя на родине. Любопытно, что и коренные американцы, учащиеся в школах, примерно также оценивают сложность школьной программы. Обе группы школьников отметили, что иностранцы по всем статьям обходят американцев в области математики, зато американцы дают иностранцам фору в области спорта.
http://www.proext.com/news/tech/9552

Заповеди Нагорной проповеди

Заповеди Нагорной проповеди известны две тысячи лет, ничего более высокого никто никогда не произнес, а многое ли они изменили в поведении человека?
Академик Российской академии наук Никита Николаевич Моисеев.
// Наука и жизнь. — 2001. — № 1.

Интегралы и дроби

Академик В. И. Арнольд: «Во Франции я читаю студентам такие же лекции, как и в Москве. Принимаю там экзамены. И вот во время письменного экзамена парижский студент спрашивает меня: «Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?» Это студент четвертого курса, математик! Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру — четыре седьмых. Но дальнейшие его расчеты шли двумя путями в зависимости от того, больше или меньше единицы оказывается полученный результат. Все, чему я его учил — а это дифференциальные уравнения, интегралы и так далее, — он понял, но я его не учил дробям, и дробей он не знает... Аналогичная ситуация грозит и нам. А это приведет к тому, что не только атомоходы будут тонуть, но и все остальное, не только башня будет гореть, но и остальное тоже...»
// Наука и жизнь. — 2001. — № 12.

Калифорнийские войны

Академик В. И. Арнольд: «Процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Несколько лет назад в Америке шли так называемые калифорнийские войны. Штат Калифорния вдруг заявил, что выпускники школ недостаточно подготовлены, чтобы учиться в университете. Молодые люди, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказывается, подготовлены гораздо лучше американских школьников. Причем не только в математике, но и в физике, химии, в других науках. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных сопутствующих предметах — тех, которые я называю кулинариями и вязаниями, а в настоящих науках сильно отстают. Таким образом, при поступлении в университет американцы не выдерживают конкуренции с китайцами, корейцами, японцами.
Американцы тут же создали общенациональную комиссию по образованию, чтобы определить круг проблем, вопросов и задач, которые старшеклассник должен уметь решать при поступлении в университет. Комитет по математике возглавил нобелевский лауреат Гленн Сиборг. Он составил требования к выпускнику школы. Главное из них — умение сто одиннадцать разделить на три! К семнадцати годам школьник должен эту арифметическую операцию производить без компьютера. Оказывается, сейчас они этого делать не умеют... Более того, 80 процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях, не могут сложить половину с третью. А среди учеников таких — 95 процентов!
В американской Федеральной программе обучения, в частности, говорится, что школьник должен знать о двух фазовых состояниях воды, которая в холодильнике превращается в лед. Гленн Сиборг потребовал, чтобы в программу ввели три фазовых состояния — еще и водяной пар. Однако конгресс и сенаторы запротестовали, прошли бурные дебаты, и штат Калифорния был осужден и осмеян за то, что посмел усомниться в качестве образования американцев. Один из сенаторов в своем выступлении сказал, что набрал 41,3 процента голосов избирателей, это свидетельствует о доверии к нему народа, а потому он всегда будет бороться в образовании только за то, что он сам понимает. Если чего-то он не понимает, то и учить такому не следует... Аналогичными были и другие выступления. Причем инициативе Калифорнии старались придать и расовую, и политическую окраску. Битва продолжалась два года. Победил все-таки штат Калифорния, так как его очень дотошный адвокат нашел в истории США прецедент, при котором закон штата становился в случае конфликта выше федерального закона. То есть образование в США временно победило...»
// Наука и жизнь. — 2001. — № 12.

Почему наступает зима?

Академик Виталий Лазаревич Гинзбург, известный
физик-теоретик: «Почему меняются сезоны (зима, весна, лето, осень)? Мой опыт свидетельствует о том, что даже люди с высшим образованием часто дают неверный ответ (например, ссылаются на изменение расстояния от Земли до Солнца). Между тем правильный ответ (наклонение земной оси к плоскости эклиптики, в которой находятся Солнце и орбита Земли) известен уже 500 лет!»
// Наука и жизнь. — 2001. — № 7.

Слесари с высшим образованием

Объявление на стене автостроительного института в Москве: «Автосалон «ЗИЛ» приглашает молодых людей с высшим образованием на работу автослесарем или электриком. Обучение на месте. Перспектива роста».
Апрель 1996 г. (из личных наблюдений Анатолия Гина).

Уровень подготовки школьников США

Слабый уровень подготовки американских школьников в области математики и естественных наук представляет «серьезную угрозу позициям США в мировом сообществе». Об этом говорится в докладе, подготовленном сотрудниками центра проверки знаний Принстонского университета.
// Юный техник. — 1990. — № 1.

Карточный домик лучше, чем копия Парфенона

Профессор архитектуры и строительства Б. Николаев в 1907 г. в журнале «Зодчий» писал о том, что необходимо «исключить... копирование каких бы то ни было образцов и с первых шагов развивать самостоятельное творчество ученика. И в этом смысле построить самостоятельно карточный домик гораздо полезнее для учащихся, чем скопировать Парфенон». Главная идея обучения заключалась в том, что изучались не отдельные образцы — «прототипы», а усваивалась практика
проектно-конструкторских разработок как процесс возникновения замысла, исполнения и завершения проекта, затем создания опытного и, наконец, серийного образцов. Если определить кратко принцип изучения техники в то время, можно сказать следующее: изучался не факт (конструкция, машина, как таковые), а процесс их создания.
// Инженер. — 1991. — № 11.

Воспитание ниндзя

Люльку с ребенком раскачивали так, что она ударялась о стену, и младенец постепенно привыкал группироваться при ударе.
Когда он чуть подрастал, на него, сидящего на земле, катили во время «урока» довольно массивные шары, и малыш приучался либо уклоняться, перекатываясь с боку на бок, либо ставить блок руками и ногами. Полугодовалого ниндзя начинали учить плаванию, и вскоре он, еще не сделав первого шага, отменно нырял.
В 15 лет подросток-ниндзя сдавал экзамен, суть которого сводилась к формуле «выживи или умри». И лишь после этого он получал оружие и униформу — просторный балахон с капюшоном и маской.
// Юный техник. — 1990. — № 6-10.

Тревоги американцев — 85 процентов недоучек

Сегодня, как говорят американские специалисты в области образования, около 85 процентов американских юношей и девушек не знают простейших правил арифметики и без счетных машинок просто бессильны. Другие бьют тревогу, что телевизионная зараза отучила американских детей от книг, теперь даже обычные книги, с которыми проходила вся жизнь их родителей, перестали быть бумажными, а перекочевали на дискеты компьютеров.
В. Сойфер, профессор университета имени Джорджа Мейсона (США)
//Известия. — 1995. — 15.09.

Падение элитарного образования

Конечно, Гарвард, Станфорд, Беркли и примерно еще два десятка университетов США привлекают к себе наиболее подготовленных абитуриентов со всего мира, и после жесткого отбора эти университеты оставляют первоклассно подготовленных студентов. Однако и в этих университетах профессора открыто заявляют о заметном падении знаний первокурсников.
В. Сойфер, профессор университета имени Джорджа Мейсона (США)
//Известия. — 1995. — 15.09.

Уровень знаний учащихся снижается

Уровень знаний учащихся снижается, говорят кадровые работники. Вашингтон — шестьдесят четыре процента крупных компаний страдают из-за того, что пополняющие рабочую силу выпускники средних школ плохо читают, пишут и логически мыслят, свидетельствует опрос руководителей предприятий.
Тамара Генри//Ассошиейтед пресс, «LOS ANGELES TIMES» —
1990. — july 16.

Курсанты «косят» под психов

В военных училищах России наблюдается массовый отказ выпускников служить в рядах Вооруженных Сил. Чтобы принудить курсантов к службе, их обязывают подписывать пятилетний контракт перед защитой диплома о высшем образовании. Но курсанты оказываются еще хитрее. Они подписывают контракт, защищают диплом и, не желая становиться лейтенантами, десятками увольняются по болезни. «Косят» все под психические заболевания. Только в одном училище Санкт-Петербурга сразу после выпуска пытаются комиссоваться по болезни 30 процентов курсантов.
// Советская Белоруссия. — 1994. — 07.08.

Грамотность населения

Проверьте себя. Земля вращается вокруг Солнца или Солнце — вокруг Земли? Можно ли радиоактивное молоко очистить, вскипятив его? Правда ли, что древние люди жили в одно время с динозаврами? При всей примитивности этих вопросов именно их задавали исследователи гражданам Европейского сообщества, чтобы выяснить уровень их научных знаний. Всего было 12 вопросов, на которые ответили 13 тысяч человек из 12 стран. Европейский уровень, как оказалось, невысок. Скажем, только половина британцев знала, что Земля совершает оборот вокруг Солнца в течение года, почти треть сказала, что это происходит за один день, а еще треть не представляет, что же вокруг чего вращается. То же и с изгнанием радиации из молока посредством кипячения — 33 процента наивно полагали, что это возможно. А вот в том, что люди жили с динозаврами, и вовсе были уверены 43 процента англичан. Впрочем, в биологии они показали более хорошие знания, чем другие европейцы. А вообще-то странно, куда деваются знания, полученные еще в начальной школе? И непонятно, с какой стати взрослые считают себя умнее детей, — несомненно более образованных! Отличились в процессе опроса ирландцы. Ирландия — единственная страна Европы (и теперь это научный факт!), где больше половины населения верит в существование «счастливых чисел».
// Эхо планеты: Знамя юности. — 1994. — 12.07.

Улучшает ли образование домашний компьютер?

В США примерно 30 миллионов домашних компьютеров. Использование программных продуктов должно еще доказать, что оно действительно улучшает образование. На сегодняшний день использование компьютеров, к сожалению, не подняло результаты тестирования учащихся. …Бизнес компьютерных образовательных программ скоро ожидает настоящий бум — сегодня он растет по 40 процентов в год. Образовательными программами уже начал заниматься даже гигант «Микрософт».
Большие деньги поставлены на новые программные продукты для электронного преподавания.
// Лос-Анжелес таймс, бизнес-секция/Пер. с англ. — 1994. — 1.05.

ОГПУ подает пример

Вышинский А. Я.: «Я должен сказать, что ОГПУ имеет прекрасную систему для раскрытия преступлений. Нам, просвещенцам, это особенно интересно. Там существует система определенного педагогического воздействия на людей. Там изучают человека. Там подходят к преступнику как педагоги, стараясь пробудить в преступнике те движения его совести, которые открывают ему путь к исправлению. Да, здесь сложный, глубокий педагогический процесс, которому ничто не может научить, кроме науки социалистического строительства. Поэтому здесь такой успех».
Из речи на объединенном собрании зав. ОНО и сотрудников 9 декабря 1930 года//Коммунистическое просвещение. — 1931. — № 1. — С. 56-57.

Самая молодая гроссмейстер

В 1991 году пятнадцатилетняя Юдит Полгар (Венгрия) стала самым молодым гроссмейстером в истории шахмат, обойдя Роберта Фишера, получившего тот же титул пятнадцати с половиной лет. Успехи Юдит Полгар — результат воспитательных усилий родителей, профессора психологии Ласло Полгара и его жены Клары, буквально одержимых идеей воспитывать гениев и разработавших с этой целью целую педагогическую программу. Ни сама Юдит, ни обе ее сестры никогда не ходили в школу. Годами девочки Полгар занимались шахматами от 5 до 8 часов ежедневно. Еще несколько часов уделялось истории и языкам. Час-два ежедневно —
игра в пинг-понг.
// Семья и школа. — 1994. — № 1. — С. 58.

Манифест о воспитании — первый в России

Первый манифест в России, что надо формировать «нового человека», был издан при Екатерине — и до сих пор его формируем...

Британское образование — лучшее

Проведенное недавно международное исследование показало, что британское образование гарантирует лучшие карьерные перспективы по сравнению с другими странами мира. Студенты британских вузов имеют наилучшие возможности получить престижную работу с хорошей зарплатой. Согласно результатам анализа, проведенного специалистами организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), рейтинг Британии в данной сфере составляет 17 процентов, что делает ее абсолютным лидером среди развитых стран мира. Голландия, Франция, Швеция, США и Дания имеют от 10 до 15 процентов, а Италия и Япония — 7 процентов. В исследовании участвовали десять развитых государств мира. При составлении рейтинга учитывался уровень зарплаты бывших студентов и процент безработицы среди выпускников вузов.
// Первое сентября. — 2002. — № 82, 26 ноября. По материалам сайта www.parta.org.

Уровень знаний по странам

Обширный анализ уровня знаний в самых разных странах дал следующие результаты (тестирование проводилось
осенью 1996):

Country

Математика(score)

«Science» (научные дисциплины — химия, физика и проч.) (score)

Singapore

643

607

Korea

607

565

Japan

605

571

Hong Kong

588

Belgium

565

550

Czech Republic

564

574

Slovak Republic

547

544

Switzerland

545

Netherlands

541

560

Slovenia

541

560

Bulgaria

540

565

Austria

539

558

France

538

Hungary

537

554

Russian Federation

* 535

538

Australia

530

545

Ireland

527

538

Canada

527

Belgium-French

526

Sweden

519

535

Thailand

522

Israel

522

Germany

509

New Zeland

508

England

506

552

Norway

503

Denmark

502

United States

* 500

** 534

      Комментарий
      * Россия идет 15-й, Америка — 28-й.
      ** Тут у Америки дела малость получше, но все равно — 17-е место...

http://www.ed.gov/NCES/timss/index.

Воспитание: уроки этики

Подчеркнем, что существенной разницы в ответах детей («Самое дорогое у человека — это…», «Что бы я попросил у золотой рыбки?») из классов, изучающих этику, и классов, где уроки этики отсутствуют, не обнаружилось. С другой стороны, большой разброс отдельных показателей по классам указывает на то, что в нынешних условиях существования школы многое в проблеме воспитания определяется отношением к ней учителя и особенностями семейного воспитания детей.
Макеева С. Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника: Анализ ответов 1500 школьников Ярославской области//Начальная школа. — 1999. — № 4. — С. 55.

Обезьяны: авторитет учителя

В некой колонии обезьян решили в научных целях приучить их есть конфеты. Методику избрали простую: брали одну из обезьян, приучали ее есть конфеты и возвращали в стаю. Через полтора года половина стаи ела конфеты. Негусто! Методику немного изменили — и вся стая начала употреблять ранее неведомую ей пищу уже через четыре часа. Что изменили в методике?
Ответ: приучили к этой еде не первую попавшуюся обезьяну, а вожака стаи.
Таранов П. С. Управление без тайн. — Симферополь: Таврида, 1993. — С. 265.

Массовость обучения и индивидуальность способностей

Монтень: «Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе, и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».

Тема 2. Наказания Тема 4. Зарубежное образование: находки и проблемы Следующая глава