Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

НАШ «ВИИТОРУЛ»

В последний раз хлопнули двери — и «Икарусы» тронулись. Мы едем в летнюю школу. Мы — это школьники седьмых-десятых классов, всех районов и городов республики, активисты Республиканского научного общества учащихся «Вииторул», гости — ребята из научных обществ учащихся Челябинска, Львова, Москвы, Норильска, Ленинграда и других городов страны, и взрослые — ученые, специалисты — руководители секций летней школы. В течение месяца ребята будут совмещать отдых с углубленными научными занятиями по выбранной теме.

Дорога вьется меж холмов, зеленые купы деревьев оказываются то над нами, то далеко внизу. Автобусы едут небыстро, вполне хватит времени, чтобы представить героев книги. Правда, пока они заняты — решают задачу.

Задача 1
Попались черту однажды на узкой дорожке три путника. Заграбастал их черт и решил с собой утащить в ад. Да сначала захотел позабавиться; пообещал отпустить того, кто сумеет придумать задание, непосильное даже черту! Первый путник предложил сделать огромное цветущее дерево золотым. Пожалуйста! Без особого труда выполнил черт и второе задание — повернуть вспять могучую реку. А третий путник сказал... Что он сказал?

Забраковав первые предложения и посоветовав ребятам подумать еще, мы представляем вам главное действующее лицо — научное общество учащихся «Вииторул».

В переводе с молдавского языка «вииторул» означает «будущее». Научное общество учащихся (НОУ) «Вииторул» — это творческое объединение школьников. Оно создано в 1971 году. Сегодня члены НОУ (а их в Молдавии около 8000) под руководством более 300 ученых, педагогов, специалистов разных предприятий работают в 40 секциях, занимаясь разными науками, в том числе и такими, которых нет в школьных программах: философией, генетикой, медициной, робототехникой...

С 1982 года работает при НОУ школа развития творческого воображения — школа РТВ, которой руководим мы, авторы этой книги. В летней школе будет и наша секция. Ее работе, обучению ребят творчеству посвящена эта книга. Но это не документальная повесть. Изменены имена героев, собраны воедино эпизоды занятий за несколько лет. Сохранено главное — рассказ о том, как ребята познакомились с новой, еще молодой наукой — теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ)1, как научились решать сложные изобретательские задачи, подружились, работая и отдыхая.

Что такое «изобретательская задача»? Строгое понятие изобретения, принятое в советском изобретательском праве, будет дано позже, в главе «Кому принадлежит изобретение?». Но мы с вами будем понимать слово «изобретение» широко — как новое, неожиданное, остроумное решение, требующее творческого подхода в любой области человеческой деятельности — в технике, искусстве, спорте и медицине...

Представимся сами. Авторы — инженеры, специалисты по ТРИЗ. В книге мы будем называться «Преподаватели». Мы давно обучаем изобретательству взрослых, а несколько лет назад решили попробовать заниматься со школьниками. И хотя такой опыт уже был у наших коллег из Баку, Ленинграда, Ангарска и некоторых других городов, начинать было страшновато. Единственно, на что мы рассчитывали — ТРИЗ как будто специально создан для ребят. Ведь ее восприятию больше всего помогает живое воображение, богатая фантазия, свойственная молодым.

Наши надежды оправдались. Ребята, записавшиеся в школу РТВ, научились решать учебные изобретательские задачи, придумывать научно-фантастические идеи и писать небольшие рассказы, совершенствовать и находить новые игры, игрушки. Школа стала популярной, на занятия заглядывали ребята из других секций НОУ. Одни оставались, сообразив, что умение решать творческие задачи как раз то, что нужно для занятий любимой физикой (химией, биологией, историей...). Другие уходили, не скрывая сожаления, что слишком поздно узнали о школе РТВ, что кончается школьное время. Иногда приходили на занятия родители, недоверчиво слушали, задавали вопросы — очень уж необычная школа, нужно понять, что привлекает ребят, да и самим это, оказывается, очень интересно!

В 1983 году ребята представили свою коллективную работу на Выставку достижений народного хозяйства СССР в Москве. В ней были описаны некоторые занятия в школе РТВ, придуманные ребятами новинки, несколько
научно-фантастических рассказов. Правда, с работой получился казус — через короткое время она исчезла из павильона «Юные техники и натуралисты» да так и не нашлась. Ребята сначала очень расстроились, а потом решили, что неинтересную работу никто бы не взял. И еще о НОУ «Вииторул» сняли фильм, и первый рассказ — о школе РТВ.

...«Старички» устроились в автобусе кучкой. Это те, кто уже прошли полный курс обучения в школе РТВ и едут в лагерь в качестве наших помощников — «стажеров». После практики в летней школе они сами будут вести такие занятия в своих школах. А пока они — костяк будущего отряда РТВ. Остальных ребят — двадцать — тридцать новичков мы наберем прямо в лагере.

Старички пытаются помочь ребятам разобраться с задачей о черте, но те их не слушают, предлагают все новые и новые варианты непосильного для черта задания, но пока без особого успеха. Вот что значит отсутствие подготовки. Задача-то простая.

На развилке дороги — плакат-указатель «Летняя школа НОУ «Вииторул» — 2 км». Через несколько минут автобусы свернули с шоссе и медленно поползли вверх по крутому подъему. Приехали. Но в лагерь войти нельзя. Ворота под охраной неразговорчивых рыцарей в бумажных доспехах. Это так нас встречают прибывшие на несколько дней раньше квартирьеры! Но вот подписан мирный договор, мы повторили за рыцарями «Клятву Дружбы» — и ворота распахнулись.

Здесь мы проведем месяц. Хорошо! Одноэтажные деревянные домики с широкими верандами среди яблоневого сада. Раковина эстрады, стадион, помещения для занятий, столовая, она же — клуб «Эврика». Неподалеку озеро с пляжем.

Начинается деловая суета и переживания — в какую секцию записаться, если хочется и к биологам, и к химикам, и... Старички агитируют в наш отряд. Вот отряды сформированы, теперь — операция «УЮТ». Ребята носятся между корпусами, устраиваются. Обживаем свою комнату и мы. А после обеда работаем в нашем учебном классе: нужно натянуть лески для развешивания плакатов, принести со склада самую большую доску, разучить отрядную песню. Новички старательно подпевают: «Ты никогда, пожалуйста, на РТВ не жалуйся...»

Первые вечерние размышления

Как всегда в первый День, вечер наступил слишком быстро. Час назад закончилось представление отрядов, ребята познакомились с руководителями секций и своими отрядными комиссарами. «Комиссарский корпус» — необходимейшая часть летней школы. Веселые и общительные юноши и девушки — студенты университета, педагогического, медицинского и политехнического институтов, за этот месяц станут для ребят всем, потому что только с их помощью все получается так здорово: и отрядная песня, и вечерний огонек, и красочный карнавал...

А сейчас в самом разгаре «Вечер дружбы, или будем знакомы». Ребята танцуют. Вспыхивают и гаснут огоньки цветомузыки на танцевальной площадке. Пахнет яблоками, разогревшимися на августовском солнце. Хорошо бы погулять по вечернему саду, но мы возвращаемся в домик. Для нас, Преподавателей, сейчас последняя возможность еще раз просмотреть программу, разобрать привезенные с собой материалы. Работы впереди много. Каждый день — четыре часа занятий по секциям. Кроме занятий, будет работать ДКМК — дискуссионный клуб межнаучных контактов — «декаэмка» — как скороговоркой произносят ребята. Материалов для ДКМК особенно много, про запас, потому что темы для заседаний клуба ребята будут отбирать сами. Будут обсуждения, споры... Так важно уметь правильно спорить, высказывать свои мысли, воспринимать аргументы друг друга!

Пройдет совсем немного времени, и ребята разойдутся по дорогам разных специальностей. Химик перестанет понимать ботаника, а математик — электронщика. Очень важно научить их взаимопониманию, умению находить общий «язык». В этом году будет особенно много дел в лагере. Ведь мы готовим материал для этой книги. План ее составлен давно, написаны отдельные главы, но каждая летняя школа — особенная, наверняка будут неожиданности.

Какова наша задача? Нелишне ответить на этот вопрос себе сегодня, в последний относительно свободный вечер. У этой книги три основные цели и, соответственно, три линии повествования, неразделимо связанные.

Во-первых, мы хотим убедить, что творчеству можно научиться, показать, как понемногу, раздел за разделом изучают ребята не совсем обычную науку и как постепенно изменяется их стиль мышления, становясь творческим.

Во-вторых, мы надеемся, наша книга поможет ребятам, которые живут в городах, где еще не открыта секция РТВ, самостоятельно познакомиться с новой наукой.

И, в-третьих, мы хотим помочь взрослым — родителям и учителям — овладеть современной методологией творчества, чтобы учить ей школьников. Это для вас, взрослые, предназначены наши ежедневные вечерние размышления. В них мы постараемся разъяснить те или иные трудные моменты обучения, знакомить с дополнительной литературой по творчеству. Но, конечно, они будут интересны и ребятам — всегда любопытно «заглянуть в учительскую»!


1 Теория решения изобретательских задач создана в нашей стране. Автор ТРИЗ — Г.С. Альтшуллер. Работа по ее созданию началась в 1946 году. Первая публикация — в журнале «Вопросы психологии», № 6 за 1956 год.

ОТ АВТОРОВ ДЕНЬ ВТОРОЙ Следующая глава