Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.10.2008]
[Обновлено 18.11.2009]

Главная / Книги /
Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ

ДЕЛО НА ВСЮ ЖИЗНЬ

    — Какая профессия самая интересная?
    — Исследователь, ученый!
    — Учитель!
    — Космонавт!
    — Инженер!...
    — Важна не профессия, главное — быть творческой личностью, — с трудом вставляет в общий крик свое как всегда веское и продуманное слово Женя.
    — А можно быть творческой личностью без высшего образования? — спрашивает Алеша. — Вот, например, мой дедушка всю жизнь работает на заводе рабочим, он заслуженный рациона¬лизатор. Он — творческая личность? Разговор о творчестве в рабочей профессии в плане сегодняшнего занятия, поэтому вопрос Алеши очень кстати. У нас приготовлены несколько книг на эту тему, среди них — книга Бориса Федоровича Данилова «Алмазы и люди». Начинается она со слов; «По профессии я токарь...» Да, всю свою жизнь Борис Федорович проработал токарем. И он — известный советский изобретатель и рационализатор, принимавший активное участие в создании современных методов алмазной обработки материалов, написавший об этом книгу. Издана книга и об Алексее Александровиче Улесове, дважды Герое Социалистического Труда, сварщике. Предложенный им новый способ сварки арматуры сэкономил только при строительстве Куйбышевской ГЭС 11 миллионов рублей!

А недавно в Свердловске вышла книга «Истоки новаторства», которая подробно рассказывает о творческих успехах рабочих, о сделанных ими изобретениях, о школе ТРИЗ, созданной для своих товарищей Владимиром Константиновичем Гребневым, токарем-инструктором объединения «Турбомоторный завод». Да и среди работников сельского хозяйства немало новаторов, авторов интереснейших идей, изобретений.

Для творчества, как уже было сказано, необходимы две составляющие — знание того, что нужно улучшить, усовершенствовать и воображение, фантазия, умение искать новое.

    — ТРИЗ нужно знать! — подсказывают ребята.
    — Да, сегодня нужно знать ТРИЗ, — соглашается Преподаватель и продолжает. — Но случается, что человеку не удалось получить высшее образование. И тогда он самоучкой, с помощью книг пристально вглядываясь в свою работу и изучая чужой опыт, приобретает нужные знания, даже более полные и глубокие, чем у иных специалистов с высшим образованием. Это — вполне доступный, хотя и более сложный, тернистый путь к творчеству! Честь и хвала тем, кто сумел по нему пройти!
    — Но ведь бывает иногда, что нужных знаний, необходимых для творческой работы, вообще еще не существует! — говорит Дима. — Например, братья Райт были велосипедными механиками, откуда у них могли быть знания в области воздухоплавания, которого еще не было?
    — Бывает, конечно, и часто. А братьям Райт просто повезло, что они ничего не знали о существовавших тогда теориях, из которых следовала абсолютная невозможность полета аппарата тяжелее воздуха! Они этого не знали и — полетели! Вообще на начальном этапе развития новой системы фантазия, воображение играют большую роль, чем специальные знания. И нередко крупными изобретателями, работающими на высшем творческом уровне, становятся вообще не «технари». Оперный артист Г. Е. Котельников изобрел парашют, художник Морзе — телеграф, преподаватель школы для глухих Белл — телефон. Вот мы как-то упоминали фамилию крупного советского изобретателя — А. Г. Преснякова. Он усовершенствовал работу двигателей внутреннего сгорания, придумал новый тип двигателей, использующих солнечную энергию, новый движитель для судов, оригинальные конструкции громкоговорителей, телевизионных антенн, микрофонов, аккумуляторов и электрогенераторов, он автор высокоэффективных приемов в строительстве и многих других идеи... А по профессии Александр Григорьевич Пресняков... угадайте кто? Угадать трудно. Знаменитый изобретатель — журналист.
    — Но все-таки, — продолжает гнуть «свою линию» Женя, — правда, что любая профессия может стать самой интересной?
    — Конечно. Все зависит от человека, от того, как он к своему делу относится. Нет нетворческих профессий, есть люди, не умеющие или не желающие творчески подходить к своему труду. Впрочем, разумеется, самая интересная профессия — наша.
    — Это вы серьезно? — ребята недоверчиво смотрят на улыбающихся Преподавателей. Пожалуй, они только сейчас сообразили, что и у нас есть какие-то специальности.
    — А как называется ваша профессия?
    — А вот названия ей пока еще не придумали. Когда меня о профессии спрашивают люди, не знающие, что такое ТРИЗ, приходится отвечать уклончиво — трудно объяснить. Но если уж очень настаивают, говорю, что работаю профессиональным изобретателем, — отвечает Преподаватель. — Тогда одни просят тут же изобрести «что-нибудь эдакое», а другие важно разъясняют, что этого не может быть, потому что изобретательство — не профессия, а талант. Профессия — это то, чему можно научиться, говорят они, а изобретателем нужно родиться. Профессия — это работа, а какая у изобретателя работа? Подошел, посмотрел, осенила идея... Что им ответить?
    — Что ТРИЗ сделала изобретательство профессией, что на изобретателя можно выучиться как на врача!
    — Правильно, только для этого нужно сначала объяснить им, что такое ТРИЗ, а это не всегда просто. Трудно заставить человека выслушать рассказ о том, чего, по его мнению, быть не может! Тогда я поступаю иначе и говорю: моя специальность — функционально-стоимостный анализ — ФСА.
    — А что это такое?
    — Удивительно, как мало людей знает о ФСА. А ведь появился он давно...

Во время Великой Отечественной войны советские люди прилагали огромные усилия, чтобы наша военная техника стала надежнее, дешевле, проще в производстве и эксплуатации. Чудом можно назвать то, что произошло с главным оружием солдата — пистолетом-пулеметом, всего за четыре года. В 1940 году Красная Армия получила новое вооружение — пистолет-пулемет Дегтярева. Это было очень хорошее оружие, его изготавливали за 24 часа. Но уже через год ему на смену пришел пистолет-пулемет Шпагина — знаменитый ППШ. Для его изготовления было достаточно 7 часов. А в 1943 году появился пистолет-пулемет Судаева, который, изготавливался всего за 2,7 часа, был легче на 2,2 килограмма, чем ППШ. И это при лучших боевых качествах! Лучшие в мире танки и пушки, безотказные и неприхотливые пулеметы, полевые кухни, оружие, боеприпасы и снаряжение — все, что выпускалось для фронта во время войны, было улучшено, сделано надежнее и дешевле довоенной продукции. Тогда и родилась идея, ставшая впоследствии основой ФСА — уверенность в том, что в любом изделии, технологии, всюду есть лишние затраты, запасы, которые «не работают». Нужно эти резервы искать, выявлять и применять с пользой.

Но как искать резервы? Сначала никаких специальных методов не было. Просто собиралась группа опытных инженеров, которые критически анализировали изделие и искали более эффективные решения. Иногда получалось, иногда нет. Нужна была методика выявления резервов. Первым методом стал функциональный анализ, давший название ФСА. Потом специалисты по ФСА освоили и другие методы, направленные на борьбу с шаблонным мышлением, психологической инерцией, но главным инструментом в ФСА сегодня является...

    — ТРИЗ! Конечно, ТРИЗ! Ведь зная ее, можно усовершенствовать что угодно! — подхватывают ребята. Но, к общему удивлению, Преподаватель с этим не согласился.
    — И так, и не так, — ответил он. — Вы ведь знаете, что для совершенствования объектов нужно не только умение изобретать, но и отлично знать ту машину, которую хочешь улучшить. Но подумайте сами, как быть, если сегодня нужно совершенствовать электрическую машину, завтра — насос, а послезавтра — какой-нибудь технологический процесс на химическом предприятии?
    — Наверное, можно прочесть книги, подготовиться.
    — Скажешь тоже! Это же долго!
    — Можно научить ТРИЗ самих специалистов, пусть они свои машины сами совершенствуют!
    — Это тоже долго! Нужно просто вместе с ними работать! Вот это правильно. ФСА невозможен без коллективного творчества. Собирается временная рабочая группа, в которую входят люди, знающие улучшаемый объект с разных сторон: конструкторы, технологи, производственники, наладчики, исследователи, экономисты. Вместе они образуют своеобразный «оркестр». А дирижер в этом оркестре — специалист по ФСА. Он знает ТРИЗ, в его памяти и картотеке хранятся сотни изобретений, он владеет приемами борьбы с психологической инерцией и хорошо разбирается в психологии коллективного творчества.
    — Наверное, ФСА нужен только для очень сложных машин? Ведь в простой и так все сразу можно увидеть!
    — Несколько лет назад мы проводили анализ одной ужасно сложной машины — обыкновенной домашней мясорубки.
    — Вы шутите? Что сложного в мясорубке? — удивились ребята.
    — Значит, вы считаете, что мясорубка — простое изделие?
    — Конечно! Там, наверное, все давно усовершенствовано!
    — Многие так и думали. Ведь мясорубку выпускают уже лет сто. А я был уверен в успехе, и мясорубку выбрал специально, чтобы убедить всех в эффективности ФСА и ТРИЗ. Если уж в таком, всем примелькавшемся изделии новое найдем, то в других — и подавно!

Предложения по улучшению мясорубки посыпались, как из рога изобилия. За какой узел ни брались, всюду нас поджидала новая задача. А уж решить ее, зная ТРИЗ, большого труда не составляло.

    — А много задач оказалось?
    — Порядочно. Более трех десятков.
    — А какие? Расскажите!
    — О нескольких расскажу.

Задача 68
Много нареканий вызывает винт, крепящий мясорубку к столу. В старых образцах он заканчивается барашком, основная функция которого — облегчить закручивание. Однако выполняется эта функция плохо — маленький барашек трудно завернуть. Кто похитрее, просовывает сквозь него нож или ручку ложки, вилки, словом, применяет рычаг. Большой же барашек мешает закрепить мясорубку к столу. Как быть?
    — Так эта задача уже решена! — говорит Таня. — У нас в мясорубке сделана откидывающаяся рукоятка.
    — Да, такое решение с использованием шарнира известно. Но оно удорожает мясорубку.
    — Можно еще сделать зажим, как в тисках, со скользящим рычагом, — напоминает Саша.
    — Можно, такие крепления тоже есть, но они ухудшают внешний вид, да и времени на завинчивание такого устройства требуется больше. Какое решение будет самым идеальным?
    — Рукоятки вообще нет. Использовать для завинчивания что-то из ресурсов.
    — Есть такой ресурс! — вскакивает Маша. — У мясорубки есть еще одна рукоятка, которой мясо проворачивают! Пусть она сначала завернет винт, а потом мясо крутит!
    — Верно, таким было и наше предложение. А вот другая задача.

Задача 69
При измельчении мяса выжимается сок, на нож наматывается пленка. Если ослабить давление ножа на мясо, то сок не выжимается, но и мясо не перемалывается. Как быть?
    — Нож должен давить на мясо, чтобы резать, и не должен давить, чтобы не выжимать сок.
    — А зачем вообще давить? Мы, когда хлеб режем, не давим на него, а двигаем нож туда-сюда.
    — Лучше всего режет нож с зубчиками, как у пилы! Совсем не нужно давить, и крошек мало.
    — В принципе вы правы. Мы тоже предложили нож мясорубки сделать зубчатым. На такой нож пленка не наматывается, намного легче крутить ручку. Кстати, каждый из вас может с помощью напильника или бруска модернизировать нож в домашней мясорубке — мама будет рада!
    — Значит, ваша работа — поиск нового, совершенствование разных машин?
    — Нет, есть и другая работа — преподавание, например.
    — А в преподавании есть творчество?
    — Конечно, — отвечает второй Преподаватель. — Оказалось, что нельзя обучать творчеству нетворчески — ничего не получается. Наше, преподавательское творчество в том, как сделать материал для вас интересным, легко воспринимаемым. Вы же все разные, каждый год нужно по-разному учить. Вот старички могут подтвердить — часто ли мы здесь повторялись по сравнению с тем курсом, который был прочитан им?
    — Темы, конечно, повторялись, но не все. А задачи другие, и примеров много новых, — соглашаются старички, — вообще, интересно снова слушать.
    — Когда мы ведем занятия со взрослыми, то уже другая методика преподавания. Да и решать приходится практические задачи, поставленные нашими слушателями.
    — А где вы занимаетесь со взрослыми? — спрашивает Миша. — Мой папа приезжал в прошлое воскресенье, я ему рассказывал о ТРИЗ, он тоже хочет учиться!
    — И моя мама! Только она учительница, можно ей? — это Таня.
    — Конечно, всем можно, У мае в Кишиневе школы ТРИЗ работают на многих предприятиях, но центр обучения — постоянно действующий семинар при Доме техники. Взрослые специалисты занимаются целый рабочий день каждую неделю — больше 200 учебных часов. А заканчивают обучение они выпускной работой, в которой каждый слушатель решает какую-то важную для своего производства проблему.
    — А чем вы еще занимаетесь?
    — Вы видели выпуски нашей заочной школы РТВ в газете «Молодежь Молдавии?» Многие из вас приехали сюда по нашему приглашению за активное участие в изобретательском конкурсе, который ведется на страницах газеты. И еще мы ведем клуб развития творческого воображения «Мысль» для младших школьников в газете «Юный ленинец», там печатается изобретательская сказка «Петя и Дедал». Да и прямо сейчас, на занятии ваши Преподаватели заняты еще одним делом — собирают материал для книжки о летней школе РТВ в лагере НОУ «Вииторул».
    — О нас?!
    — Да, о вас, о том, как мы здесь с вами работали и отдыхали.
    — Ура-а-а! А мы себя узнаем?
    — Может быть, и узнаете, хотя имен ваших мы называть не будем.
    — А как вы стали заниматься ТРИЗ? Какой институт закончили?
    — Оба Преподавателя окончили Ленинградский политехнический институт, но это случайность, мы не были знакомы в то время. А с ТРИЗ мы познакомились по-разному. Я, например, прочитал книгу Г. С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения» в 1969 году, когда вышло ее первое издание, и не заинтересовался. В то время меня вообще интересовала только математика, — говорит первый Преподаватель. — Но через четыре года, когда я работал на крупнейшем Ленинградском электромашиностроительном заводе «Электросила», занимался разработкой уникальных электрических машин со сверхпроводящими обмотками, столкнулся с несколькими изобретательскими задачами, которые не смог решить. Вот тут-то и вспомнилась прочитанная книга, тем более что в магазине появилось ее второе издание. Задачи я решил и увлекся ТРИЗ. А потом мне очень повезло — познакомился с Волюславом Владимировичем Митрофановым, удивительным человеком, бывшим юнгой Северного флота, а сегодня — ведущим специалистом по ТРИЗ. Я — один из многих его учеников. В 1978 году я стал инженером-организатором ФСА, начал заниматься ТРИЗ профессионально. Эту работу я веду и в Кишиневе, куда переехал из Ленинграда несколько лет назад.
    — И я узнала про ТРИЗ случайно. Раньше я участвовала в разработке дефектоскопов, потом, закончив Кишиневский общественный институт патентоведения, перешла работать в патентный отдел. В первый же день мой новый начальник направил меня на семинар по изобретательству, который проводил в Кишиневе Генрих Саулович Альтшуллер. А когда, после окончания семинара, вернулась на работу, все было решено без меня — по распоряжению руководства я начала вести обучение ТРИЗ сотрудников нашего института.
    — Это, наверное, очень трудно — сразу преподавать? — интересуется Дима.
    — Конечно! К первым четырехчасовым занятиям приходилось готовиться по 15 — 20 часов — все свободное время. Но за этот год я освоила ТРИЗ, стала преподавателем. И несколько лет назад перешла работать во Дворец пионеров руководителем секции РТВ.
    — Значит, нет такого института, в котором можно было бы выучиться на специалиста по ТРИЗ?
    — Пока нет, это профессия будущего. ТРИЗ сегодня можно осваивать на наших занятиях, по книгам. Во многих институтах ТРИЗ читают в качестве факультатива. Но, наверное, когда-нибудь ТРИЗ станет обязательным предметом, будут специальные институты. Кстати, у нас в воскресенье конкурс фантастических проектов — вот и попробуйте разработать проект такого института будущего.
    — А можно стать химиком-тризовцем? — спрашивает Женя. — Стоит поступать на химический факультет. Так вот о чем беседовали они с преподавателем химии позавчера! Оказывается, Женя всерьез увлечен химией, но и ТРИЗ глубоко пустил корни в его сознании.
    — Конечно, можно. Вообще сегодня, пока институт будущего еще не создан, нужно начать с получения хорошего образования, например химика, инженера. И дополнить его как можно более широким знакомством с другими областями знаний, хотя бы с помощью научно-популярной литературы. И постоянно тренироваться в решении задач, следить за новыми разработками в ТРИЗ, которая быстро развивается. Собственно, главный совет — научиться много и эффективно работать. Как — об этом мы еще поговорим.
    — А какие еще задачи вы нашли в мясорубке? Вы об этом расскажете? — интересуется Саша.
    — Расскажем. Впрочем, для начала вы можете посмотреть сами. Мясорубка у нас с собой: берите и изучайте.

Вечерние размышления

Главную мысль сегодняшнего занятия высказал в самом начале его Женя: важна не профессия человека, важно быть творческой личностью. Все ли это понимают? Несколько лет назад в одной из центральных газет мы прочитали статью, в которой автор (правда, в порядке дискуссии) прямо ставил вопрос: зачем всех учить творчеству, если есть столько нетворческих профессий? Будет ли счастлив человек, ориентированный на творческую работу, если обстоятельства не дадут ему такой возможности?

На наш взгляд, такая постановка вопроса глубоко антидемократична. Получается, что одни — «элита», а другие — «серые исполнители»? Себя никто из занимающих подобную позицию к последней категории не отнесет. Мы ставим вопрос иначе: нетворческие профессии должны исчезнуть!

Правда, на одном из заседаний ДКМК мы пообещали приз тому, кто сумеет назвать нетворческую профессию и докажет свою правоту. И никто приза не получил — не нашлось таких профессий. В то же время в любой, даже самой творческой профессии всегда найдутся люди, чуждые творчеству. Но разве можно на них ориентироваться? Дело не в профессии, а в жизненной позиции. Мы стараемся, чтобы ребята прочувствовали, сделали своим собственным принцип ленинградского ученого-педагога И. П. Иванова, создавшего вместе с единомышленниками знаменитую Фрунзенскую коммуну: «Все творчески, — иначе — зачем?»

Сегодня мы рассказали ребятам о ФСА, с которым уже немало лет связаны и наши собственные судьбы, и вообще обучение ТРИЗ. Те, кто заинтересуются новой профессией, столкнутся с парадоксом — в некоторых книгах по ФСА нет ни слова о ТРИЗ. Вызвано это тем, что сегодня, по сути дела, есть два направления ФСА, практически между собой не связанные: экономическое, сводящее всю работу к использованию исключительно экономических механизмов и ограничивающееся решением задач не выше первого уровня, и техническое, основанное на применении ТРИЗ. Слабость первого направления очевидна, и все больше специалистов по ФСА становятся сторонниками второго, включаю¬щего в сферу ФСА совершенствование продукции на базе решения задач любых уровней, проведения необходимых исследовательских работ и прогноза. Подробно прочитать об этом направлении ФСА и его связи с ТРИЗ можно в книге Г. С. Альтшуллера, Б. Л. Злотина, В. И. Филатова «Профессия — поиск нового».

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ Следующая глава