Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 01.04.2008]

Главная / Практикум /
Отчет о семинаре-тренинге по решению открытых задач в московской гимназии № 1587

С 17 по 19 марта 2008 г. ведущий сотрудник ЛОТ Александр Кавтрев провел 12-часовой семинар-тренинг по решению открытых задач для учащихся 8 классов гимназии 1587 (г. Москва).

В рамках семинара учащиеся занимались решением открытых задач по биологии и экологии, физике, химии и технике.
При решении задач учащиеся работали в малых группах, что позволяло им поделиться мнениями и обсудить возможные варианты решений.

Из отзывов учащихся:

Очень понравилась работа в группе, ведь можно посоветоваться, выбрать наиболее правдоподобный ответ, возможно, подискутировать.

В ходе семинара учащимся был предложен алгоритм, позволяющий:

  • подойти к задаче системно,
  • выдвинуть ряд гипотез,
  • с большей вероятностью выйти на решение.

Из отзывов учащихся:

Работа с алгоритмом очень помогла организовать мышление, направить мысли в одну (чаще правильную) сторону.

Алгоритм мне очень помог. Сразу в голове возникает много гипотез, идей.

Работа с алгоритмом мне не понравилась — это скучно, но полезно и я, конечно, взяла эту работу на заметку.

Отзывы учащихся о семинаре-тренинге

В будущем хотелось бы попасть на семинар еще раз, но пройти уже на уровень выше в решении задач.

Из семинаров я взяла многое: я научилась работать системно и искать в задачах и жизненных ситуациях нестандартные варианты решения.

Занятия очень помогли мне для решения нестандартных задач, теперь мне ясно, что задачи можно решать другими способами чаще всего, отталкиваясь от знаний по физике и биологии.

Семинар очень интересный, масса эмоций, много тем для размышления. Много новой информации. Часто понимаешь, но не можешь сформулировать мысль, но с каждым разом получается все лучше и лучше. По некоторым темам возникает желание узнать больше, приходя домой часто лезешь в Интернет или энциклопедию.

Мне очень понравилось! А главное, что это помогает. И есть реальные результаты!

Примеры решенных на семинаре открытых задач:

Биология и экология

  • Стайные рыбы иногда образуют огромные косяки толщиной до 10 метров и площадью 15–20 квадратных километров — это десятки миллионов рыб. При этом косяк может вести себя как единое целое. Каким образом рыбы в косяке координируют свои движения?
  • Известный английский фотограф Дэвид Бейсон выпустил серию плакатов в защиту животных, чьи кожи используются для изготовления одежды. Плакаты были снабжены оригинальными надписями, после прочтения которых у многих модниц пропало желание носить кожаные пальто. Предложите варианты таких надписей.

Задачи из книги Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007.

Физика, химия и техника

  • Известный физик Вольта, работая над созданием источника тока, ставил следующий опыт: он прикладывал в одном месте своего языка железную пластинку, а в другом — золотую или серебряную монету. Затем он соединял оба металлических тела проволочкой. При этом Вольта чувствовал кислый вкус. Из экспериментов с электрофорной машиной Вольта знал, что такой кислый вкус вызывается электричеством. Почему электричество вызывает во рту кислый вкус?
  • Почтовый голубь по кличке Билли сбился с курса и по ошибке совершил… трансатлантический перелет. Голубь стартовал в северной Франции и должен был приземлиться в Англии. Но где-то над Ла-Маншем Билли сбился с курса, пролетел 5,5 тысяч километров совсем не в ту сторону и приземлился в Нью-Йорке. По мнению орнитологов, это уникальный случай, хотя они отмечают и другие случаи потери ориентации у птиц. В Англию голубь вернулся на борту самолета. Каким образом птицы ориентируются при дальних перелетах? Какие причины могли заставить голубя сбиться с курса?
  • В 1931 году покой новозеландской глубинки нарушили странные и пугающие события: хлопчатобумажные брюки фермеров, в которых они работали на полях, стали взрываться. После первых достаточно редких случаев, о которых газеты сообщали как о непонятном курьезе, страна вскоре оказалась охваченной «эпидемией» взрывов фермерских штанов. Некоторые штаны взрывались на бельевой веревке при сушке после стирки, другие — когда их сушили после дождя, повесив перед камином. Бывали даже случаи, когда штаны начинали дымиться прямо на своем владельце. Необъяснимые взрывы штанов приводили фермеров в ужас. Допустим, вам предложили выяснить причину взрывов. Какие вопросы вы бы задали фермерам? Какие бы провели исследования?

Задачи из рукописи готовящейся к изданию книги: Гин А.А., Кавтрев А.Ф. Творческие задачи по физике и технике.

kaf@kirov.spb.ru



См. также:

Семинар-тренинг в московской школе № 1037
Отчет о семинаре в лицее «Подмосковный»