Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.09.2006]
[Обновлено 23.08.2007]

Главная / Статьи / Творческая личность /
Тактика творческой деятельности (ТТД)

(Код Б)
2005,
ТРИЗ организация «Восхождение»,
-------------------------------------------
Россия, МО, 140185,
г. Жуковский, а/я 272
e-mail: atriz@progtech.ru

Особенности ЖСТЛ

Одним из перспективных направлений развития современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является теория развития творческой личности (ТРТЛ). На сегодняшний день в ТРИЗ базовым материалом для исследований и разработок вопроса становления творческой личности признана работа Г. Альтшуллера и И. Верткина, описывающая жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ) [1, 2]. ЖСТЛ по словам авторов, является ядром ТРТЛ [2, C.23].

В ЖСТЛ много особенностей, одна из них — максимальные требования к жизни личности, желающей встать и идти по пути Высокого творчества. Несколько примеров:

  • «Творческий труд — это марафон. Иногда длиною в жизнь» [2, С.27];
  • «…Великое Изобретение — независимо от области, в которой оно сделано, места и времени — оказывается «преждевременным». Всегда и обязательно!» [2, С.35];
  • «…Великая Достойная Цель, должна быть недостижимой, бесконечной» [2, С.46];
  • «Человек, поставивший на карту достижения цели свою собственную жизнь, не может позволить себе иметь такую роскошь, как лишнее время» [2, С.63];
  • «Большое творчество и героизм — две неразрывные темы. Трагизм существования — это следствие, которое прерывается во сто крат более сильным героизмом существования. …Жизнь героя трагична» [2, С.120].

Кроме максимальных требований к творческой жизни в ЖСТЛ присутствует постоянная борьба и драма, встречающие Творческую Личность (ТЛ) по ходу ее движения к Достойной Цели (ДЦ). Еще несколько примеров из книги «Как стать гением» [2]:

  • Высмеивание, издевательские отношения к поискам ДЦ со стороны людей, не имеющих и не ищущих ДЦ (ход 5-а);
  • Отречение родных и близких: лишение наследства, изгнание из дома, полный разрыв (ход 17-б);
  • Интриги в трудовом коллективе (ход 22-а);
  • Равнодушие, неприятие, замалчивание или попытка дискредитации цели (ход 34-а);
  • Снова нет денег (ход 74-а).

Это далеко не весь перечень требований и трудностей, описанных в ЖСТЛ. Максимальны требования к ТЛ, драматичны условия ее продвижения к ДЦ, но и награда высока — это перевод всего человечества на новый прогрессивный уровень, это возвеличивание личности за результаты ее успешного Творчества.

Описанные в Стратегии (ЖСТЛ) максимальные требования к творческой жизни, драматизм и трагизм условий ее протекания, требуют от ТЛ постоянного преодоления колоссальных физических, интеллектуальных и психических нагрузок. Способен ли каждый, кто прочтет ЖСТЛ, этим воодушевиться и сразу же встать на творческий путь? Готов ли любой человек на самопожертвование даже ради достижения Великой Достойной Цели, ради прогресса человечества? Факты говорят: пока нет.

Как быть? Как приобщить человека к творческой деятельности высокого уровня? Возможно ли Высокое творчество без драматических ситуаций и трагедий? Возможно ли радостное творчество на всех этапах жизни ТЛ? Предполагаю, что не только возможно, но нужно создавать технологию радостного, а не драматичного творчества.

Отношение к ЖСТЛ

Прошло почти 20 лет с того момента, когда автор данного материала на семинаре в Челябинске впервые услышал фрагменты содержания ЖСТЛ от Г.Альтшуллера (1986). Приобретенная информация стала импульсом к практической адаптации «техноТРИЗ» в системе образования, получившей название «АТРИЗ». Сегодня имеется широкий спектр АТРИЗ-разработок, получены уникальные результаты творческой деятельности учащихся и педагогов. Сформировалась и точка зрения на Стратегию:
  1. ЖСТЛ — это рабочий инструмент для ориентировки личности в процессе ее творческого продвижения и творческого роста. ЖСТЛ подобна географической карте, на которую нанесены особенности выбранного маршрута, проходящего через болота и пустыни, горы и овраги, рифы и мели. В отличие от географической карты ЖСТЛ — карта, отражающая особенности творческого пути личности к Достойной Цели.
  2. Шаги ЖСТЛ — это возможные, но не обязательные трудности, с которыми должна встретиться ТЛ. Есть примеры из жизни творцов, когда они не сталкивались с проблемами, описанными в некоторых ходах, например, далеко не все ТЛ были отрешены родными и близкими (ход 17-б).
  3. ЖСТЛ — это прекрасный структурированный фонд социальных творческих задач, поставленных Внешними и Внутренними обстоятельствами перед ТЛ. Эти задачи должны быть решены не только иллюстрациями отдельных примеров из жизни конкретных ТЛ (что сегодня, несомненно, ценно), но и ТРИЗ-инструментами. Решение социальных творческих задач, обозначенных в ЖСТЛ, может стать одной из ведущих тем в развитии направления ТРТЛ.
  4. Ориентир авторов ЖСТЛ на 13-15-летних подростков, имеющих тот «оптимальный возраст для выбора цели на всю жизнь (или первой достойной цели)» [2, С.52] и описание тягот и трагизма творческой жизни пока не прельщает молодежь. Действительно, тинэйджеры находятся на пике поисковой и творческой активности. Их жизненный век только стартовал и основными спутниками своей творческой жизни они мысленно определяют счастье и успех, а не лишения и страдания, как это описано в ЖСТЛ.
  5. Авторами ЖСТЛ был сделан сильный ход — показана самая высокая планка Творчества, честно дана информация о неимоверных трудностях на пути к Творческой победе, а далее дан призыв к Высокому творчеству. Здесь можно привести аналогию: Олимпийский чемпион по прыжкам в высоту, рассказав новичкам о прекрасных чувствах, переполняющих победителя, стал с трагической интонацией приводить множество красочных примеров о том, что у прыгунов обязательно будут ушибы, растяжения, переломы, травмы, нестерпимая боль, болезни, больничные койки, возможна инвалидность. Для прыгуна неизбежны провокации со стороны соперников и необъективность судей, в трудную минуту будет отсутствие помощи со стороны близких и друзей и т.д., и т.д. Затем чемпион сообщает, что не надо бояться обозначенных трудностей ради вкуса Олимпийской Победы и просит новичков записаться в прыжковую секцию. Много запишется???
    Максимальные требования к ТЛ и описанный в ЖСТЛ драматизм творческой жизни, сейчас не в пользу Стратегии. Если это так, то возникает вопрос: «Как реализовать замечательное утверждение авторов ЖСТЛ: «Стать творческой личностью доступно каждому»?» [2, С.140, 141].

Тактика — оперативное искусство достижения цели

Один из возможных путей приобщения личности к Высокому творчеству был предложен автором данного материала в работе «Лестница творческого восхождения (ЛТВ)» [3]. Суть ЛТВ — последовательный переход человека к решению более сложных проблем (задач): от решения личных, далее «чужих», затем «субъективно неизвестных», а потом уже выход к определению Великой Цели — стратегической проблеме (задаче).

ЖСТЛ отражает жизнь ТЛ и сегодня сразу встать на этот тернистый путь способны единицы. Причины, как было отмечено ранее — это максимальные требования к наличию определенных способностей (качеств) ТЛ, а также пугающее многих обилие трудностей и драматизма в жизни Творческой Личности.

Задача приобщения к Высокому творчеству сложна, но, на наш взгляд, решаема. В частности, предлагается от «стратегии» перейти к «тактике». Т.е. личности предлагается сначала освоить «Тактику творческой деятельности (ТТД)», а затем, накопив опыт, переходить к ЖСТЛ. Осознание и усвоение ТТД позволит личности сначала осмыслить и освоить творческую деятельность. Затем постепенно и более уверенно ставить перед собой все более масштабные цели, что, в конечном счете, должно привести к выбору своей Великой Достойной Цели, как того требует ЖСТЛ.

Несколько предварительных определений:

  • Личность — человек, способный самостоятельно ставить и достигать цели, изменяя себя и окружающий мир.
  • Творческая личность — личность, способная ставить и достигать новые цели, получая прогрессивные социально значимые творческие результаты.
  • Великая Достойная Цель — образ устремлений творческой личности, при достижении которой получаются социально значимые творческие результаты.
  • Деловая идея — замысел, определяющий последующую продуктивную деятельность личности.
  • Внешние и внутренние обстоятельства — то, что мешает творческой личности в достижении Великой достойной цели.
  • Проблема — это творческая задача, требующая нового ее решения (нового процесса и/или результата).
  • Объект противоречия — объект притязаний конфликтующих сторон.

С целью преемственности ТТД (Тактики) с ЖСТЛ (Стратегии) обозначим и согласуем несколько общих существенных признаков.

Тактическое «поле» творческой деятельности Личности в развитии отношений с Проблемой показано в приведенной ниже таблице.

Как видно из содержания этапов ТТД — они составляют один полный цикл с переходом на качественно новый «деловой виток». Так, виток за витком, Личность может получить ценный опыт не только в постановке новых Деловых идей, но и в преодолении и прогнозировании трудностей, что важно для осознания ЖСТЛ. Принципы перехода к новому уровню активности Личности изложены в работе [4].

Предложенная модель ТТД — это только эскизный набросок для создания практической технологии приобщения Личности к Высокому творчеству.

Выявление тактических механизмов торможения и продвижения на каждом этапе ТТД — дело недалекого будущего. Можно предположить, что многие выявленные в ТТД механизмы торможения и продвижения будут идентичны с аналогичными механизмами, приведенными в ЖСТЛ, т.к. имеют общую природу. Если это действительно так, то осознание и освоение Личностью Тактики (ТТД) сначала адаптирует ее к творческой деятельности, а затем подготовит к принятию и естественному вхождению в ЖСТЛ.

Выводы

  1. ЖСТЛ — это «карта рифов и мелей», укрепляющая позицию «еретика», но отпугивающая тех, кто им еще не стал.
  2. Трудности, драмы и трагедии, описанные в ЖСТЛ — это фонд социальных творческих задач, способный стать одной из ведущих тем в развитии ТРТЛ.
  3. Условием творческого развития Личности является решение ею Проблемы (Творческой Задачи).
  4. ТТД — позволяет на начальном этапе снизить Творческую планку, чтобы помочь Личности сначала сориентироваться в новых для нее условиях, оценить свое текущее деловое состояние, определиться со своими дальнейшими шагами, а затем, накопив творческий опыт, естественным образом выбрать свою Великую цель.
  5. Каждый этап ТТД требует более подробного описания и разработки практических механизмов торможения со стороны Проблемы и продвижения со стороны Личности.

Источники информации

  1. Альтшуллер Г.С. и Верткин И.М. Как стать еретиком: Жизненная стратегия творческой личности. — Петрозаводск: Карелия, 1991 — С.9-184.
  2. Альтшуллер Г.С. и Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн: Беларусь, 1994 — 479 с.
  3. Гафитулин М.С. Лестница творческого восхождения [Текст] / М.С. Гафитулин //Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ, VII междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 28-30 июня 2004 г. : тез. докл. — Челябинск : ТРИЗ-инфо, 2004. — С. 51-59.
  4. Гафитулин М.С. Уровни познавательной активности [Текст] / М.С. Гафитулин // Технологии творчества. — Челябинск, 1999. — № 2. — С. 24-28.