ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРИЗ
Не приходилось ли вам сталкиваться с историями, подобными истории с бабушкиными очками? Их искал весь дом, а они случайно оказались на лбу самой бабушки. Такое часто случается и при решении изобретательских задач. Мы ищем нечто, необходимое для решения задачи, в стороне, а оно уже содержится в самой технической системе, является ее «ресурсом». Видеть в системе незадействованные ресурсы — одна из главных особенностей изобретательского стиля мышления.
Для обнаружения внутри зерен личинок вредителя брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них, рассматривали под микроскопом. Но вспомнили, что личинка, жующая зерно, издает какие-то звуки (звук — ресурс системы). Осталось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, чтобы можно было услышать в динамике скрежет челюстей вредителя.
Ресурсом в ТРИЗ называют все, что может быть использовано для решения задачи.
Существуют ресурсы времени, пространства, энергии, вещества, информации и т. д.
Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи: в использовании пространственного ресурса. Частично выпускают воздух из шин, и автомобиль свободно проезжает под мостом.
При взрыве в шахте для спасения людей нужно срочно сделать завал и преградить путь взрывной волне. Для этого используют энергетический ресурс — энергию самой взрывной волны (звук в более плотной среде стенки шахты распространяется быстрее).
Все виды ресурсов, кроме ресурсов пространства и времени, в ТРИЗ называют вещественно-полевыми ресурсами.
Справку подготовили А. Гин и Г. Френклах