Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 20.10.2013]

Главная / Семинары /
Семинар-тренинг: «Инструменты развития креативности в дисциплинах естественнонаучного цикла»

Семинар для педагогов и методистов. Продолжительность: 3 дня (24 уч. часа)

Преподаватель: Александр Кавтрев

Из отзывов учащихся о решении открытых задач:

  • Это было просто дико увлекательно! Если бы в школе давали такие задачи, я бы просто неслась туда в первых рядах.
  • Было очень много необычных задач. Мы всегда находили несколько решений. Это очень помогает в жизни, так как в ней нет одного решения, а есть множество.
  • Я научился более нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации.
  • Задачи были действительно непростыми, но это вызывало еще больше интереса.
  • Также интересно было слушать мнение других ребят, развивать их мысли. Я научилась подходить к решению задач с разных сторон и думаю, что это действительно пригодится мне в жизни.

Аннотация

Слушатели семинара познакомятся с основами теории открытых (то есть творческих, изобретательских или исследовательских) задач, а также методами решения таких задач. Слушатели получат практические навыки решения открытых задач и управления процессом решения данных задач учащимися. Узнают, как использовать подобные задачи, чтобы сделать уроки яркими и интересными, а также узнают, как проводить интеллектуальные конкурсы «Я решатель!» и «Креатив-бой».

Слушатели также познакомятся с элементами авторского курса «Учись мыслить смело!» для учащихся 6-10 класса. По отзывам администрации московской гимназии, в которой автор вел данный курс, учащиеся стали не только слушать, но и слышать друг друга, многие пытаются подхватывать и развивать мысли, высказанные другими детьми, делают выводы, а после того, как задача уже решена, пытаются искать другие решения. Сами учащиеся отмечают, что курс вызывает массу положительных эмоций и даёт много тем для размышления.

Семинар завершится креатив-боем.

«Креатив-бой» – это интеллектуальное командное соревнование. В качестве заданий в «Креатив-бое» предлагаются открытые задачи. Участникам «боя» требуется не только и не столько эрудиция (знание фактов или событий), сколько умение объединять самые разные знания и творчески их применять. В одном бое они могут столкнуться с задачами, для решения которых необходимы знания из физики, биологии, техники, а также разнообразные бытовые знания.

«Креатив-бой» как метод был разработан совсем недавно. Но педагоги-энтузиасты уже используют его в самых разных регионах РФ, состоялись первые бои с дистанционным участием школьников. Особый интерес вызывают «креатив-бои», когда команды учащихся сражаются с командой педагогов.

В качестве раздаточного материала все слушатели семинара получат компьютерный диск с методическими материалами и презентациями для организации ярких уроков и креатив-боев, а также смогут приобрести брошюру Анатолия Гина и Александра Кавтрева «Креатив-бой: как его провести» и другие книги.

Примерная программа семинара (24 уч. часа):

День первый

Темы занятий

Часы

1

Интеллектуальная разминка. Знакомство.

0,5

2

Знакомство с открытыми задачами: работа в группах.

1

3

Введение в теорию открытых задач. Открытые задачи как ключевой инструмент развития креативного мышления.

1

4

Методика решения открытых задач: учебный мозговой штурм.

1

5

Тренинг по решению открытых задач: работа в группах.

2

6

Элементы курса «Учись мыслить смело»: развивающая игра диалог с компьютером.

1

7

Виды открытых задач: исследовательские и изобретательские задачи.

0,5

8

Рефлексия, обсуждение, вопросы слушателей. Д/З.

1

Итого: 8

Д/З. Составить 3-5 задач для игры «Да-нет».

День второй

Темы занятий

Часы

1

Проверка Д/З. Работа в группах: решение задач, предложенных слушателями.

1

3

Методика решения открытых задач: ПРИЗ – процедура (алгоритм) решения исследовательских задач; БИО-ПРИЗ – решение задач по биологии.

2

4

Тренинг по решению исследовательских задач.

2

5

Фасилитация: работа в группах.

1

6

Элементы курса «Учись мыслить смело»: как задавать вопросы.

1

7

Рефлексия, обсуждение семинара, вопросы слушателей. Д/З.

1

Итого: 8

Д/З. Составить 2-3 открытые задачи на основе предложенных преподавателем материалов.

День третий

Темы занятий

Часы

1

Проверка Д/З. Работа в группах: решение задач, предложенных слушателями.

1

2

Как использовать открытые задачи на уроках и для организации конкурсов

1

3

Элементы курса «Учись мыслить смело»: тренинги внимания, наблюдательности и т. д.

1

4

Креатив-бой: правила и методика проведения

1

5

Креатив-бой между командами слушателей семинара

2

6

Рефлексия, обсуждение семинара, вопросы слушателей. Перспективы дальнейшего сотрудничества.

1

7

Написание отзывов о семинаре. Вручение сертификатов.

1

Итого: 8

Автор и преподаватель: Александр Федорович Кавтрев.

E-mail: kavtrev@yandex.ru

Телефон для связи 8-911-919-34-74

Об авторе: Кавтрев Александр Фёдорович  — кандидат физ.-мат. наук, изобретатель, методист-преподаватель Центра Информационной Культуры (Санкт-Петербург), ведущий научный сотрудник международной Лаборатории «Образование для Новой Эры». Провел более 20 многодневных семинаров-погружений по развитию творческих способностей для учащихся 7-10 классов. Автор более 50 статей, 12 медиакурсов и трех книг. Разработчик курса «Учись мыслить смело» 1 для учащихся 7-10 классов.


1 Совместно с Анатолием Гином.