Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 28.03.2011]

Главная / Статьи / Средняя и старшая школа /
Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу «Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике» Утёмова Вячеслава Викторовича, студента V курса физико-математического факультета, специальности 050201.65 Математика (очная форма обучения)

Утёмов Вячеслав Викторович

Интегративные процессы, происходящие в современной школе, требуют поиска наиболее общих, единых для всех дисциплин подходов в обучении. Уже сегодня появляются технологии обучения, которые можно адаптировать практически для любого школьного предмета. Одним из направлений интеграции школьного образования является использование элементов ТРИЗ-педагогики, которое наиболее полно отвечает требованиям подготовки личности, способной решать нестандартные, творческие задачи. Однако неразработанность на современном этапе методики использования элементов ТРИЗ-педагогики в преподавании отдельных предметов ведет к невозможности их внедрения на практике. Одним из наиболее проблемных направлений остается математика. Существующие несколько публикаций одного автора по проблеме использования элементов ТРИЗ на уроках математики (в начальной школе) в огромном потоке подобной информации для других предметов говорит о том, что проблема действительно актуальна.

Основная часть работы состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список насчитывает 89 источников, включая электронные ресурсы. Работа содержит также несколько важных приложений.

В первой главе выпускной квалификационной работы В. В. Утёмова анализируется применение «прикладной диалектики» в педагогике. Для этого автор, используя широкий спектр литературы, знакомит читателя с историей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), рассуждает о ее влиянии на развитие творческой личности, ее культуры мышления. В главе рассматриваются принципы дидактики, на основе которых возможно использование элементов ТРИЗ в обучении, которая, в свою очередь, сама является методом исследования педагогических систем. Важным завершением главы является уточнение на основе анализа литературы термина «ТРИЗ-педагогика».

Вторая глава работы непосредственно содержит методику использования элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике. Автор рассматривает использование ситуаций в обучении математике, показывает их различие с математическими задачами. Оригинальными являются использование мета-алгоритма при решении учебных математических задач, основанного на общей теории моделей, вепольного анализа, метода «переизобретения» знаний. В работе также показано использование методов технического творчества при обучении математике, даются советы — принципы решения математических задач, — основанные на ТРИЗ.

Третья глава описывает общую концепцию опытно-экспериментальной работы, заключавшейся в разработке и проведении курса внеклассных занятий по математике «Тренинг креативного мышления» (см. Приложение 1), а также описание и анализ проведенной работы. Впервые тренинг креативного мышления в составе девяти занятий был проведен в рамках V летнего математического лагеря «Математика. Творчество. Интеллект» (июнь 2007 г.) при школе № 21 г. Кирова. В нем приняли участие школьники из двух классов с углубленным изучением математики. Необходимость показать, что уровень освоения учащимися программы по математике не влияет не результаты тренинга, привела к тому, что тренинг был проведен в общеобразовательном классе в том же объеме. Тренинг вызвал значительный интерес учителей математики школ г. Кирова, поэтому в сокращенном двухчасовом варианте он был проведен с учащимися профильного математического класса в школе № 57 г. Кирова. Правильная постановка гипотез, обработка данных тестов с помощью средств математической статистики, позволяет говорить о достижении положительных результатов в проделанной В. В. Утёмовым опытно-экспериментальной работе.

Следует также отметить, что при осуществлении исследования, В. В. Утёмов сам неоднократно пользовался разработанными методами как при решении задач со школьниками, так и при написании текста работы.

Выпускная квалификационная работа заслуживает особого внимания с позиции новизны и высокого уровня практической значимости разработанных методик и может быть рекомендована для широкого применения во внеклассной работе по математике. Значимость работы также подтверждается отзывами специалистов, работающих в области ТРИЗ.

Выпускная квалификационная работа выполнена Вячеславом Викторовичем Утёмовым на высоком уровне самостоятельности, во время исследования он проявлял значительную активность. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по дидактике и теории и методике обучения математике и может быть допущена к защите.

Научный руководитель, ст. преподаватель кафедры дидактики физики и математики, канд. пед. наук П. М. Горев

Скачать в .pdf формате «Использование элементов ТРИЗ-педагогики в обучении школьников математике»

РЕЦЕНЗИЯ