Детям 3-4 лет можно начать постепенно давать основы основ ТРИЗ — системный и функциональный подходы. Делать это можно, играя. В этом возрасте ребенок еще не в состоянии усвоить абстрактные правила, но очень любит подражать взрослым. Поэтому, не тратя силы на разъяснение правил игры, нужно сразу начинать играть со взрослым партнером, и после того, как ребенок включится в игру, второй взрослый из игры выходит. Уровень вопросов и правила должны все время усложняться, маленький партнер должен все время встречаться с новыми, интересными задачами.
Предлагаю следующие развивающие игры.
I. Системный подход: «Что в чем?»
1.1. Система — подсистема
- В1(первый взрослый партнер) «Дверь» — В2 (второй взрослый партнер) «Ручка»;
- В1 «Стол» — В2 «Ножка»;
- В1 «Телевизор» — В2 «Кнопка» и т. п.
1.2. Обратная игра. Подсистема — система
- В1 «Листок» — В2 «Книга» и т. п.
II. Последовательность: «Раньше — позже»
- В1 «Делаем яичницу» — В2 «Ставим сковородку на огонь, разбиваем яйцо, жарим, едим яичницу, моем посуду» и т. п.
III. Функциональный подход
3.1. Назвать функцию предмета
- В1 «Карандаш» — В2 «Рисовалка»;
- В1 «Собака» — В2 «Кусалка»;
- В1 «Нож» — В2 «Резалка» и т. п.
3.2. «Зачем?»
- В1 «Зачем вилка?» — В2 «Брать картошку».