«Приёмы педагогической техники»
1. Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть:
- а) повторяющими — ответ на них — это просто повторение уже известного;
б) уточняющими знание — такие вопросы позволяют узнать новое об изучаемом материале;
в) развивающими знание — эти вопросы позволяют вскрыть суть изучаемого объекта, помогают делать обобщения, несут в себе исследовательское начало.
2. Пример 1: ( Тема: «Терморегуляция животных»). Рассказ учителя.
«Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдаёт своё тепло воздуху и возвращается в туловище слона на несколько градусов холоднее. Чтобы усилить теплообмен, слон постоянно двигает ушами.
а) Повторяющие вопросы:
- Зачем африканскому слону большие уши?
- Почему слон всё время машет ушами?
- Почему уши слона пронизаны кровеносными сосудами?
б) уточняющие вопросы:
- Какова площадь ушей у слона?
- Какова нормальная температура крови африканского слона?
- На сколько градусов охлаждается кровь слона в его ушах?
в) Развивающие вопросы:
- Что делает с ушами слон, когда ему холодно?
- Как по виду слона определить, холодно ему или жарко?
- Какие ещё животные регулируют свою температуру аналогично?
- Как устроена терморегуляция у человека?
— ни в коем случае нельзя ругать даже за самый глупый вопрос,
— за любой вопрос только хвалите,
— придумайте оригинальное поощрение за удачный вопрос.
(В. И Тимохов использует на своих уроках переходящую шляпу Фомы Неверующего)
Пример 2: Все мы любим конфеты. Их изготовление на линии не сложно и напоминает изготовление сибирских пельменей. Снизу и сверху лист карамели или шоколада, а между ними твёрдая начинка. Из этого пирога и штампуют конфеты. Но вот мы попробовали конфету в виде бутылочки, внутри которой оказался малиновый сироп...
а) Повторяющие вопросы:
- —
- —
- —
б) Уточняющие вопросы:
- —
- —
- —
в) Развивающие вопросы:
- —
- —
- —
3. Что делать после того, как вопросы составлены? ( отвечать на вопросы пока не следует, т.к. в данное время мы учим именно задавать вопросы )
Теперь стоит разбить вопросы на группы:
- вот вопросы, на которые мы можем ответить сразу же на уроке;
- вот вопросы, на которые можно найти ответ в литературе;
- а вот вопросы, на которые ответ возможно пока не знает никто...
4. Дополнительно можно:
а) провести конкурс на:
- самый интересный вопрос,
- самый неожиданный вопрос,
- самый каверзный вопрос,
- самый сложный (проблемный вопрос),
- вопрос, на который никто (в том числе и учитель) не смог ответить;
б) провести конкурс «Кто задаст максимальное число вопросов»;
в) провести конкурс «Кто задаст последний вопрос» (за фиксированное время или до конца урока);
г) организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;
д) использовать наработанные вопросы при групповой работе,
е) предложить некоторые вопросы в качестве домашнего задания;
ж) использовать некоторые вопросы как темы докладов;
з) использовать наработанные вопросы на опросах, зачётах, самостоятельных и контрольных работах.
и)
к)
Далеко не всегда, особенно на гуманитарных предметах, существует контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение, рассуждение ученика или учителя.
5. Несколько конкретных приёмов:
а) Расскажите небольшой фрагмент материала и предложите ученикам:
- составить несколько повторяющих вопросов;
- составить столько повторяющиг вопросов, чтобы они перекрыли весь изложенный материал;
- составить несколько уточняющих вопросов;
- составить несколько развивающих вопросов.
б) Перед изучением учебного текста поставьте перед учениками цель: составить определённое количество вопросов к тексту.
в) Предложите в классе для работы в парах дуэль: «ВОПРОС НА ВОПРОС».
г) Предложите в качестве домашнего задания составить к заданному материалу:
- 5 — 7 повторяющих вопроса,
3 — 5 уточняющих вопроса,
2 — 3 развивающих вопроса.
6.Организация ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ.
Суть приёма в том, что учитель намеренно неполно раскрывает учебную тему. Цель учеников — задавать учителю вопросы, чтобы получить ответы, на основе которых они смогли бы составить о теме более полное представление. Сверхцель — получить максимум информации от учителя.
Попутно или в конце урока учитель может обсудить с учениками качество заданных ими вопросов и полноту раскрытия темы.
ПОМНИТЕ!!! ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАДАЁТ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ИХ ЗАДАЮТ И УЧЕНИКИ!