Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 20.10.2015]

Главная / Статьи / Разное /
ТВОРЧЕСТВО КАК НАВЫК

VODA Magazine продолжает интервью со спикерами TEDxSadovoeRing, локальной версии международных лекций TED. Выступление Анатолия Гина было посвящено тому, как научиться понимать задачи вокруг и стать от этого счастливее. По всему миру Анатолий рассказывает как решать проблемы, для которых нет инструкций. Его книги читают в Европе, США и Азии  — всего в 13 странах, а лекции слушают в корпорациях и школах.

Интервью взяла Николь Морозова

 — ТРИЗ, что это такое?

ТРИЗ  — теория решения изобретательских задач. Её создал Генрих Альтшуллер в конце 1940-х. Эта теория  — совокупность методов, позволяющих человеку лучше решать задачи.

В XIV веке профессиональные, настоящие математики Европы приезжали в город Пизу. Зачем? Они соревновались: кто быстрее решит квадратное уравнение, например. Это было очень сложно, потому что нужно было подобрать корень, проверить его, подставить, получилось-не получилось и так далее. Дьявольски сложная задача, поверьте. А сегодня такую решает любой восьмиклассник, потому что у него есть метод. ТРИЗ  — то же самое, она дает методы, которые позволяют найти решение нестандартной задачи, к которой нет инструкции.

ТРИЗ разрабатывалась прежде всего как метод, применимый к инженерии, к технике. Но в 90-х годах, когда инженерия стала в нашей стране никому не нужна, многие тризовцы встали перед выбором: либо уезжать из страны  — и очень многие уехали,  — либо искать другие ниши, гуманитарные. Так ТРИЗ стали пытаться применять, причём вполне успешно, в рекламе, в PR, в консалтинговой деятельности, то есть для бизнеса и маркетинга.

Меня приглашали в Америку ещё 20 лет назад на готовое место работы. Из 20 человек, которые получили предложение, уехало примерно 17. Остались трое, и мы нашли свою нишу. Оставшиеся занимались консалтинговой работой  — решали нестандартные задачи в самых разных сферах  — от изобретения новых услуг страхования до проведения нестандартных рекламных акций. В 2011 году я решил, что буду заниматься только образованием. Я считаю, что это самый главный вопрос, который сегодня должно решить человечество. Образование следующего поколения  — вопрос качества жизни нашего общества.

 — Можно ли назвать ТРИЗ системой обучения?

Это скорее система, в которую входят разные инструменты для решения нестандартных задач. Конечно, ТРИЗ не заменяет мозгов, но очень многое к ним прибавляет, перемножает их на какой-то коэффициент, если они есть.

 — В эту теорию входят какие-то техники мышления?

Да, техники мышления и некоторые знания о развитии технических систем. Системы рано или поздно переходят на следующий уровень: от механики к химии, к электричеству и так далее, согласно некоторым закономерностям. Вот вы работаете над механической системой и понимаете, что всё применено, её невозможно усовершенствовать, тогда переходите к другой системе, потому что закономерно знаете, где будет следующее открытие, в какой сфере. Это значительно повышает ваше КПД, вы знаете, где искать.

 — Получается, что в развитии этой теории заинтересованы все?

И да, и нет. Почему огромное количество людей не признают дарвинизм? Потому что признать, что мы млекопитающие, и наши предки обезьяноподобные  — оскорбление, многим хочется быть созданными Богом. Вот так и ТРИЗ. Ведь многие люди часто говорят, что творчество «снизошло». А ТРИЗ, как и многие честные люди искусства, раздевает это, говорит, что творчество  — это технология, это можно решать, этому можно учиться.

Человеческий талант остаётся. Ведь квадратное уравнение не убило математику, а передвинуло на более высокий уровень, где уже квадратного уравнения мало. Также и ТРИЗ, он не убил инженерное творчество, а продвинул на более высокий уровень.

 — Какими техниками мышления необходимо владеть каждому человеку?

Во-первых, некими общими подходами к нестандартным задачам. Я вот учу странным вещам. Прежде чем перед тобой возникла задача, шаг первый  — подумать сколько для тебя стоит её решение или не решение. Может за неё вообще не стоит браться, сама отвалится.

Во-вторых, человеку важно не столько решать задачи, сколько видеть их вокруг себя. Огромное количество людей просто не воспринимают этот мир как мир задач. Они воспринимают его как мир событий. Вот всё было хорошо, потом сломал ногу, а потом было повышение, а потом пришёл гадкий начальник. И вот у него жизнь в событиях, а на самом деле любое из этих событий  — это ещё и новая задача. И если ты её решаешь, твоя жизнь более успешна.

И третья мысль, важнейшая, которую я хочу донести до людей, — самое главное твоё изобретение  — это твоя собственная жизнь.

Эти три вещи мне бы хотелось донести, и если они интериоризуются, то есть усвоятся, то дальше нам будет очень легко, потому что люди будут учиться всю свою жизнь.

 — Получается, что ТРИЗ учит человека ничего не бояться, потому что все, с чем он столкнётся, это просто задача?

Во всяком случае, бояться с умом. Мы все должны бояться идиотского развитии событий, когда мир придёт к войне, например. Часто, когда человек на экзамене берёт задачу, и не видит, как её решать, у него возникает страх. Я предпочитаю зарождать в людях азарт. Когда мои собственные дети шли на экзамены, я говорил: «Порви их всех».

Мы под задачей имеем ввиду любую проблемную ситуацию. Это называется «открытая задача», у которой непонятные условия и неясные ограничения. Я прихожу к ученикам, задаю вопрос: «Как быть?». Они удивляются. Я говорю: «Как быть? У меня проблема», — и даю им право задать 10 вопросов, чтобы выяснить, какая у меня проблема. Не менее важный навык, помимо способности видеть задачи,  — это уметь задавать вопросы.

 — Кто такой творческий человек?

Вообще, что такое творчество? Это создание нового и полезного. Творческий человек  — это тот, кто созидает, то есть создаёт новое и полезное. Во всём. Вот вы растите ребёнка, и делая это творчески, создаёте каждый день новое и полезное в своём ребёнке, в его привычках. Творчество может как быть во всём, так и не быть: хоть в ракетостроении, хоть в воспитании ребёнка, в отношениях супругов. Мы долго думали над этим, но есть всего пара профессий, где творчество не нужно.

Анатолий Гин на TEDxSadovoeRing | Навык счастье ощущать

Мы спрашивали у детей, какие профессии не творческие. Они дали список из 10 пунктов. В список самых нетворческий профессий попали и «учитель», и «дворник». Это чтобы вы понимали, что у детей в голове: 30 детей согласились с тем, что учитель  — не творческая профессия, так их учат. Я прошёлся по всему этому списку, и показал им, что творческий человек в этих профессиях будет очень успешен. Дворник? Я им привёл в пример старую, ещё советскую, заметку из Комсомольской правды про молодого парня, который сделал себе из мотороллера универсальный комбайн по уборке улицы. Он успевал убрать 12 участков с утра и до обеда. Зарабатывал столько, сколько зарабатывали только космонавты и шахтёры. К нему даже придраться не могли: закона то не нарушал никакого. То есть даже уборщик, будучи творческим, может быть очень успешен.

 — Человеческое воображение можно развивать?

Да, также же, как и память.

 — До какого возраста его ещё не поздно тренировать?

До любого, пока вы живой человек. Лет 7 назад я отмечал завершение бизнес проекта в ресторане. Мы сидим, а рядом большой стол, за ним бабушки веселятся и пьют вино. Я спросил, это что? Мне отвечают  — они сессию сдали. Университет третьего возраста, так называемый, и мне это страшно нравится. У нас, если человек дошёл до пенсии, то дальше рыбалка и телевизор. Это неправильно. Чтобы быть здоровым, человек должен вести активный образ жизни. Можно развивать креативность даже будучи пенсионером. Насколько ты сохранил в себе ребёнка, настолько ты к этому способен. А методики, которые мы даём, не столько прибавляют, сколько умножают уже имеющиеся навыки.

 — Вы верите в то, что человека можно научить быть счастливым?

Да. Это навык счастье ощущать. Почти все мы рождаемся с этим навыком. Он есть даже уже у высших млекопитающих. Есть видеосъёмка, которая меня поразила: из жизни диких животных, это нельзя срежиссировать. Молодой гиббон дразнит двух тигрят. Это очень опасно, они пытаются его догнать, тот прячется, а потом выпрыгивает и бьет тигров по шее лапой, снова и снова. Вот зачем он рискует? Ему страшно интересно походить по краю, пробовать. Уже у животных это развито, а у человека  — подавно. Ему интересно походить по кругу Архимеда. Испытать. Мы все испытатели от природы. А потом школа, система образования, взрослые люди, прошедшие ту же самую «фабрику по забиванию гвоздей», не дают развиваться этому в человеке. Но некоторые, как цветок, пробиваются сквозь асфальт. Вот они то и становятся креативными в нашем обществе. И мы должны перестроить систему образования и воспитания детей так, чтобы не нужно было пробивать асфальт, для того, чтобы остаться творческим человеком.

Ещё одна очень важная вещь  — мы стараемся готовить детей к тому, что мир совсем не как в песне, где «Все дороги перед вами открыты». То есть бывает по-разному, вас будут зажимать. Даже есть такие игры. Представьте, что вы придумали что-то, что спасёт человечество; например, нашли способ выращивать дерево за 1 год, это же древесина, весь лес спасён. Думаете, мир вас сразу возьмёт на ручки и будет рад? Да вы получите колоссальное сопротивление. Эти игры для подростков и взрослых, чтобы понимать, что мир сложен, более того, даже немного притормаживает развитие человека. Вы встретитесь с большими трудностями, это норма. А предупреждён, значит вооружён.

 — Что такое круг Архимеда?

Представьте круг, каждая точка внутри него  — это то, что мы знаем: закон Ома, закон Архимеда, знание того, что люди  — биологические существа и так далее. Всё за пределами круга  — это то, чего мы не знаем, а периметр  — граница между знанием и незнанием, новые задачи. Круг расширяется, а значит не только увеличивается поле знаний, но и появляются новые задачи. Чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем  — великолепное выражение Сократа. Чем больше периметр круга, тем больше нестандартных задач перед нами стоит.

 — В каких странах сейчас эта теория наиболее востребована и в каких отраслях?

Южная Корея. Я прочёл там 5 семинаров для инженеров и педагогов: приезжал к ребятам в Samsung, а это чуть ли не треть экономики Кореи: суда, автомобили, сталелитейное производство, не только электроника. Так вот, там сейчас больше наших специалистов по ТРИЗ, чем можно собрать в Москве. Как бы не больше, чем в России, если брать специалистов хорошего уровня. «Форбс» в 2013 писал, что успехи Samsung в значительной мере обусловлены привлечением русских учёных, отдельная страница посвящена ТРИЗу. Наши ребята сделали массу интереснейших изобретений.

В Америке  — это GeneralElectric. Такие серьёзные мировые корпорации, как Siemens, Intel привлекали тризовцев для решения задач, учат ТРИЗ своих сотрудников. В Китае эта тема сейчас активно поднимается. В России, к сожалению, внимание к ТРИЗ явно недостаточно. Развивается только усилиями энтузиастов. Хотя, сейчас, например, идёт серия семинаров в Росатоме, там работают двое моих друзей. Постепенно на ТРИЗ обращают внимание, но это всё равно мало для такой большой страны.

«Творчество как навык»  — интервью Анатолия Гина журналу Voda, 2015 год: http://voda-mag.com/anatolygin

Ваше имя
Контактный E-mail
Комментарий
Введите число с картинки

Елена 16.11.2015 (16:31)
10016