Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 30.06.2014]

Главная / Статьи / Разное /
Учитель: Катализатор Творчества, Производитель Инновации

Учителя  — особенные люди. Они превращают обучение в чудесный опыт. И хотя они во многом помогают нам сформироваться, мы не часто благодарим этих замечательных людей. 16 Мая 2014 года в Малайзии отмечался Национальный День Учителя. В честь этого праздника, Министерство Образования организовало трехдневную выставку в Мировом Торговом Центре Путра в Куала-Лумпур, чтобы показать, как изо дня в день, в классах по всей стране, учителя приносят знания целым поколениям студентов.

Выставка была открыта заместителем Министра образования, П. Камаланатаном. Он поблагодарил учителей за их вклад и выразил признательность той роли, которую профессия учителя играет в преобразовании учеников, общества и страны. Тематическая выставка «Учитель: Катализатор Творчества, Производитель Инновации» была посвящена роли преподавателей в инициативах национального развития.

В соответствии с передовой Малазийской образовательной программой 2013-2025 гг., запущенной в сентябре 2012 года, корректировка и развитие образования должны вести к воспитанию мыслящих студентов, готовых к нововведениям и способных отвечать требованиям будущего. Как отметил Премьер-министр, «В новой экономике крайне востребованы знания, инновации и технологии. Наша система должна удовлетворять этим требованиям. Мы должны подготовить наших детей к возможностям, которым лишь предстоит появиться».

Программа подчеркивала 11 изменений, необходимых для трансформации национальной системы образования до уровня систем развитых стран. Осуществление предлагается провести в трех фазах. Первая волна призвана повысить поддержку учителям и улучшить основные навыки учащихся. Во время второй фазы рассчитывается укрепить прогресс в образовании и охватить им всю страну. Третья, последняя волна, должна подготовить школы к автономному режиму и самоуправлению.

Важным изменением на пути к достижению желаемого результата является переход к обучению Интеллектуальным Навыкам Высокого Порядка (ИНВП). Необходимо вооружить учеников этими ключевыми навыками. К Интеллектуальным Навыкам Высокого Порядка относятся способность критического анализа, умение конструктивно оценивать возможности и систематически создавать подходящие решения. Это нечто за пределами способностей запоминать, понимать и применять на практике, которые относятся к Интеллектуальным Навыкам Низкого Порядка (ИННП).

Эти понятия были разработаны Бенджамином Блумом, членом образовательного комитета примерно в 1956 году, в попытке классифицировать Образовательные Цели. Об этом упоминается как о Систематике Блума, с целью мотивировать педагогов в создании целостного подхода к обучению.

Секция развития учебного плана при Министерстве Образования совместно с МаТРИЗ (малазийская ассоциация ТРИЗ) и ассоциацией «Образование для Новой Эры» представили витрину с Открытыми задачами на выставке в День Учителя. Была разработана специальная викторина с «задачками-ловушками», чтобы показать, как Интеллектуальные Навыки Высокого Порядка, усиленные тризовскими открытыми задачами, способны создать интерактивную учебную платформу.

ТРИЗ, Теория Решения Изобретательских Задач, — это методология или набор инструментов, полученных из изучения процесса изобретательства. Эта конструктивная методология решения задач может быть использована в производстве и в науке. Открытые задачи  — это задачи без единственного стандартного ответа; они отличаются от закрытых задач, которые типичны для школьных учебников. Открытые задачи содержат проблемы из реальной жизни. В процессе решения подобных задач студенты обучаются технике мышления, которая подготовит их к творческой и новаторской работе.

Викторина с «ловушками» представляла собой соревнование, в котором гости получили вопросы на основе Систематики Блума. Посетители заполняли бланки со своими решениями тринадцати задач, чтобы в сумме набрать хотя бы 4.200 очков. Гости с большими количествами очков получали в подарок сборник «150 Открытых Задач о том, что нас окружает» или «Сказки изобреталки от кота Потряскина» 1.

Некоторые участники были особенно увлечены викториной и провели значительное время в попытках выиграть интересные книги. И хотя некоторые посетители воздержались от участия в викторине, очень многие заинтересовались и наблюдали за остальными. Некоторые участники возвращались к игре несколько раз, чтобы получить больше очков и выиграть призы.

Большинство посетителей отметило, что интерактивный подход был интересным, использование сенсорного экрана оживило впечатление, и в целом такой подход действительно обеспечил лучшее понимание принципа Интеллектуальных Навыков Высокого Порядка. Министерство Образования и МаТРИЗ были рады получить признательность и согласие преподавателей с тем, что Открытые задачи являются хорошим способом улучшить ключевые умственные навыки учеников.

В то время как выставка действительно обеспечила непосредственный опыт с ИНВП, подготовка соответствующей широкой практики приводит в растерянность. Как доказывают некоторые предыдущие проекты, масштабирование ставит под угрозу даже хороший учебный план.

Подобное разочарование ожидается и в случае распространения принципа Интеллектуальных Навыков. Инерция системы естественным образом приведет к тому, что процесс формирования мышления будет заменен имитирующим механическим процессом. В самом худшем случае, устойчивость против изменений может привести к уклонению в сторону Интеллектуальных Навыков Низкого Порядка, которые требуют от студентов лишь запоминания алгоритма.

Обучение Интеллектуальным Навыкам, скорее всего, будет ограничивать сама структура нынешней школы. Формальные занятия, где преподаются отдельные предметы, должны быть дополнены неформальными уроками, на которых поощряется групповая работа и применение знаний из различных предметов, необходимое для решения задач. Система оценивания тоже должна быть улучшена, принимать как естественные неудачи и риск при решении задач.

Недавняя публикация результатов Тестирования решения творческих задач в 2012 году в рамках Международной Программы Оценивания Студентов показала, что Малайзия находится на 39 месте из 44 стран, принимавших участие. Было проведено тестирование способностей пятнадцатилетних подростков в решении ежедневных проблем. Средняя величина по Малайзии в 422 очка оказалась ниже общей средней в 500 очков и значительно ниже лучшего результата в 562 очка (Сингапур).

Тестирование содержало демонстративные задачи из реальной жизни, например покупка через незнакомый торговый автомат, или обращение с электронным устройством, дающим сбои. Тест был разделен на 6 уровней сложности для измерения навыков рассуждения, способности регулировать процесс решения задачи и желания использовать интуицию.

Кстати, пример задачи из тестирования был также включен в викторину на выставке. Большинству участников он не показался слишком сложным. Некоторые посетители возможную причину затруднений видели в неспособности отделить условия задачи и справиться с первоначальной неопределенностью. Как только условие и предпосылки были четко определены, больших проблем с решением не возникало.

Результаты с выставки подтвердили результаты, полученные при Международном тестировании. Малазийские студенты набирали всего 29.1 очко в вопросах на приобретение знаний и 29.3 очка в вопросах на использование знаний. Недостаток этих способностей довольно очевиден, учитывая, что в странах с лучшими результатами средний счет составил 62 и 55.4 соответственно у каждого навыка. С учетом этих данных, страна должна ускорить введение ИНВП, чтобы бороться со слабостью и подготавливать конкурентоспособных учеников.

Главным вызовом на этом пути является подготовка учителей, способных преподавать ИНВП. Учителя должны выучить и отработать технику. Учителя должны быть непредвзятыми, иметь широкие взгляды, решать открытые задачи, поощрять диалоги, не должны подавлять учеников авторитетом и не должны бояться показать недостаток знаний. Они не должны останавливаться в собственном развитии. Напротив, они должны стремиться к настоящему профессионализму.

МаТРИЗ и «Образование для Новой Эры» готовы помогать. Более двухсот решателей открытых задач были подготовлены на семинарах для передачи квалификации учителям. Содержание адаптируется под местный контекст. Ресурсы готовы и тренера только ожидают призыва о помощи, но предстоит еще много работы. Вы можете учить тому, что знаете, вы можете дать все что имеете, и вы можете помогать еще до того, как вас об этом попросили… именно поэтому ассоциация МаТРИЗ действует прямо сейчас, не дожидаясь призывов. Это самый лучший способ, каким можно вернуть долг учителям и системе образования.

Англоязычную версию текста можно скачать здесь.


1 В переводе дано название русскоязычной книги. В английском переводе название звучит иначе.