ВАДИМ СЛУЦКИЙ, педагог, г. Петрозаводск, Карелия
Одна из странностей нашей школьной практики заключается в том, что мы совершенно не используем опыт и теоретические открытия великих педагогов. Хотя их использование могло бы помочь нам добиваться лучших результатов, а значит, получать больше удовлетворения от своей работы, больше давать детям. Но мы этого почему-то не делаем.
СЕМЬ ПРАВИЛ ОТ АНТОНА СЕМЁНОВИЧА МАКАРЕНКО
Антон Семёнович Макаренко — один из самых невостребованных в настоящее время педагогов-классиков. Хотя его педагогическое творчество активно изучается, защищаются диссертации, издаются монографии, проводятся конференции. Но это все на уровне разговоров, а на практике — ничего, никакого Макаренко.
Но, может быть, открытия Макаренко вообще не применимы в обычной школе? Так думают многие учителя, как правило, читавшие только «Педагогическую поэму» да «Флаги на башнях», то есть беллетристику, а не собственно-педагогические труды этого замечательного педагога.
Действительно, Макаренко работал в довольно специфических условиях. Тем не менее, утверждение, что его опыт невозможно использовать в обычной школе, совершен но неверно. Это ложь во спасение. Мы пытаемся уверить себя, что не виноваты. Да, мы не делаем того, что могли бы делать, но только потому, что это невозможно по объективным причинам.
Однако, как я уже сказал, это не так.
Попробуем разобраться.
В чём состоят основные теоретические открытия А. С. Макаренко?
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Напомню, что как теоретик Антон Семёнович занимался только теорией воспитания (теорией обучения не занимался совершенно и считал обучение процессом, сущностно отличным от воспитания, имеющим свои особые закономерности). Его воспитательную систему часто называют «технологией воспитания личности через коллектив» или «технологией коллективного воспитания».
В чём же она состоит?
- Человек может стать Человеком только в Коллективе.
Человек (с маленькой буквы) — это некая потенция: например, из обезьяны не может получиться Человек, а из человека — может. Но сам себя развить в Человека человек, как правило, не в состоянии. Ему нужен для этого Коллектив.
- Коллектив — это единство людей, объединённых общей целью (целями) и общей деятельностью, самостоятельной и свободной, но трудной (посильно-трудной) и в то же время значимой (то есть интересной, субъективно важной) для всех.
- Коллектив — это коллектив и детей, и взрослых. Все они в Коллективе формально равноправны. Если у взрослых одни цели, а у детей другие — это не Коллектив. В этом случае воспитания не происходит. Коллектив есть там, где и взрослые, и дети вместе стремятся к одним и тем же целям.
- Все основные вопросы жизни Коллектива решаются коллегиально (всеми членами коллектива или его выборными — временными — представителями). В Коллективе никто не «претерпевает» общую жизнь, все в ней участвуют, ощущая себя её активными субъектами.
- Главным воспитателем (тем, кто воздействует на человека, помогая ему стать Человеком) является Коллектив. Роль педагогов — в том, чтобы правильно организовать жизнь Коллектива, а не непосредственно воздействовать на воспитанников.
- В Коллективе нет ни постоянных начальников, ни постоянных подчиненных: каждый может подчиняться каждому. «Руководящая работа» всегда временна.
- Основная особенность процесса личностного развития (процесса превращения человека в Человека) в том, что он очень сложный и трудный. Поэтому предоставленный самому себе личностно не развитый (не воспитанный) человек почти всегда отказывается от него. Поэтому «свободное воспитание» в сфере собственно воспитания (а не обучения) ведет к культивированию «полевого бурьяна».
Для подлинного же воспитания нужна сила, и очень мощная, внешняя по отношению к человеку, которая не только помогает, вынуждает, подталкивает, но порой может прибегнуть и к очень жёстким мерам, к насилию, чтобы человек не сошел с этого трудного пути. От человека нужно требовать, чтобы он был Человеком.
- В то же время эффективным в воспитательном смысле будет воздействие только такого Коллектива, который каждым из его членов ощущается не как нечто чуждое ему, привлекательный и вызывающий уважение к себе, органической частью которого человек себя чувствует, в котором он получает возвышающую его социальную роль.
- Цель не оправдывает средства. Нигде, тем более в воспитании. Любые средства в воспитании оправдывает результат.
Если нужный воспитательный результат достигнут, значит, средства использованы правильные и использованы так, как нужно (вспомним Аркадия Ужикова). Нет плохих, как нет и хороших средств. Возможно и допустимо использование абсолютно любых средств, в том числе и явно «негуманных», если это уместно, если делается это умело, с пониманием индивидуальности воспитанника и конкретной педагогической ситуации — короче говоря, если достигается результат.
- Переживания, неудобства и пр. воспитанника в процессе воспитания решающего значения не имеют. Важно, чтобы он двигался в нужном направлении, стал Человеком.
- В то же время правильно организованный процесс воспитания дает воспитанникам переживание радости, счастья единения с другими членами коллектива и человеческого роста, основными стимулами которого являются чувство собственного достоинства, чувство чести, стремление вызвать к себе уважение в Коллективе.
- Целью педагогических усилий является Личность, а не Коллектив. Коллектив — это средство (но главное!) воспитания личности. Коллективом (с большой буквы), таким образом, является только такой коллектив, который организован и существует ради каждого отдельного человека, но не ради его сиюминутного благополучия, а ради его полноценного личностного развития.
- Однако в ситуации столкновения эгоистических, индивидуалистических и коллективистских устремлений Коллектив создаёт необходимость для каждого своего члена жертвовать своими интересами ради интересов общих — так как, только преодолевая свой эгоизм, человек может стать Человеком.
- В Коллективе есть Кодекс чести, который все обязаны соблюдать. Не соблюдающий его может быть выгнан из Коллектива.
- Наиболее эффективная в воспитательном смысле деятельность — это производительный труд, причем, организационно и технически достаточно сложный, требующий разделения функций, специализации, где может найти себя человек любых талантов и любой индивидуальности.
- В то же время сам по себе труд нейтрален в воспитательном смысле. Воспитывает только особым образом организованная трудовая деятельность, самостоятельная и свободная, дающая простор инициативе, индивидуальным качествам и талантам, вынуждающая принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Человек, занятый таким образом организованной деятельностью, ощущает себя не работником (рабом), а Хозяином.
ИЛЛЮЗИЯ КОЛЛЕКТИВА
Теперь попробуем разобраться: что же здесь явно неприменимо в условиях обычной школы? Пункт 15 и 16. И всё! Всё остальное использовать можно. Вопрос только в том, как это сделать?
Конечно, обычный школьный класс обычной российской школы — не Коллектив (по крайней мере, если исходить из определения Макаренко). Почему это так?
Во-первых, нет общих целей, общей деятельности, общих интересов. То, что школьники «вместе учатся», — иллюзия. Они хоть и находятся в одном помещёнии и заняты вроде бы одним делом, но фактически ничем не объединены. Каждый работает сам по себе, до других ему нет дела. Ну, разве что он даст кому-нибудь списать (или сам попросит списать). Вот только такая ситуация — ситуация списывания — создаёт в обычном школьном классе хоть какой-то «коллективистский клей» (выражениеМакаренко). Но это подпольная деятельность, с которой учителя как раз борются.
Более того, учебный процесс обычно организуется так, что дети друг друга воспринимают как конкурентов. В классе они невольно сравнивают себя с другими — кто-то лучше учится, кто-то хуже — и стремятся превзойти других. Это путь не к Коллективу, а от него.
СЕМЬ ПРАВИЛ
Что же можно сделать, чтобы в вашем классе появился коллектив?
- Вовлекайте детей в организацию учебного процесса, поручайте им делать что-то не для себя, а для других или вместе с другими.
- Решайте все основные вопросы вместе с детьми.
- Делайте некоторые учебные задания вместе с детьми.
- Оценивайте работу вместе с детьми.
- Попытайтесь найти каждому ребёнку в классе такую социальную роль, которая бы ему нравилась, его возвышала.
- Примите вместе с детьми Кодекс чести вашего класса и требуйте его соблюдения.
- Почаще ходите в походы.
Например, я часто провожу уроки с использованием комиксов или каких-то опорных таблиц (конспектов), которые надо рисовать на доске перед уроком. Это делают сами дети. Делают не для себя — для всех.
Нарисуешь плохо — ответы будут хуже. Разумеется, я никого не заставляю: это почётное поручение, выполняемое добровольно.
Обычна на моих уроках роль Консультанта. Консультант помогает понять тему, подготовиться к выполнению какого-то задания тому ученику, который сам это сделать пока не смог. Консультантами у меня бывают многие дети: больше половины класса, причем, любого моего класса. А это значит, что они регулярно что-то делают не для себя, а для своих товарищей.
Консультант — очень почётная роль. Дети, как правило, сами хотят быть консультантами. И постепенно привыкают переживать не за себя, не за свои учебные успехи — а за успехи других, тех, кого они консультируют.
Организация многих учебных работ (например, самостоятельных) также поручена самим ученикам. Пишутся эти работы на листиках: их нужно разрезать, раздать, следить за временем, потом собрать. От четкости организации работы в значительной мере зависит, как её напишет класс.
Некоторые учебные задания ученики могут выполнять вместе (если не всем классом, то отдельными группами): это возможно почти на всех уроках.
Всё, что происходит в классе, у нас регулируется особыми правилами. Например, есть правило: если ученик поднял руку, хочет что-то сказать, учитель и класс обязаны его выслушать, не перебивая, до конца. Не спросить ученика, если он поднял руку, тоже нельзя.
Таких правил много. За их выполнением тоже следят сами дети. Но самое главное — они все эти правила принимают сами. Вместе со мной, конечно. Это важное дело, дети это понимают. Ведь правила регулируют всю нашу школьную жизнь. От того, какими они будут, многое зависит. Правил обязан придерживаться и учитель, и если я что-то нарушаю, дети делают мне замечания.
Все творческие задания (например, мини-сочинения по картинам, которых на наших уроках бывает много) я выполняю вместе с классом и потом читаю не только их работы, но и свою. Мы вместе рассматриваем картину, вместе и пишем.
Разумеется, детей этому нужно учить. Но только на первых порах это трудно и требует времени. Зато процесс оценивания перестает восприниматься детьми отчужденно: они ведь в нём сами участвуют. Причём с их мнением обязательно нужно реально считаться: они должны это видеть.
Как учить оценивать? Просто объяснять, каковы критерии оценки за ту или иную учебную работу, анализировать работы. Затем ответы начинает оценивать класс: всякий, кто хочет, высказывается по схеме «достоинства-недостатки», а учитель только дополняет оценку класса. Затем — опять-таки вместе! — учитель и класс решают, какую поставить отметку.
Скажем, кто-то может быть организатором игр (они могут проводиться прямо на уроках, для отдыха). Кто-то — издавать классную газету и т. п.
Опять-таки, ребёнок что-то делает не для себя, а для других, причём, делает то, что ему нравится, к чему у него есть способности, что даёт ему в классе определенный, приятный для него статус.
Например, по Кодексу чести одного из моих классов, каждый (и мальчик, и девочка) обязан был защищать каждого из своего класса, если её или его обижал кто-то чужой. В этом же классе было такое своеобразное правило: в драке нельзя бить кулаком по носу — это считалось позором.
Кодекс чести объединяет детей общими ценностями и нормами поведения, что очень важно для возникновения Коллектива.
Важную роль могут сыграть и внеклассные мероприятия: походы, экскурсии, объединяющие детей общими интересными впечатлениями и переживаниями. Хотя рассчитывать только на такие мероприятия не стоит. Основная жизнь детей в школе — на уроках. Их-то и нужно использовать в первую очередь. Только за счёт внеклассной работы создать Коллек тив в школьном классе нереально.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видите, всё это сделать вполне можно. Так что, то, что мы не используем в своей работе опыт и теоретические открытия А. С. Макаренко, связано не столько с объективными, сколько с субъективными причинами.
Во-первых, нет приказа сверху: никто этого от нас не требует.
Во-вторых, воспитательные цели в наших школах или совсем не ставятся, или они на втором плане.
В-третьих, так работать сложнее. В том смысле, что это требует творчества. А, главное, непросто нашему учителю поставить себя в такое положение, когда он вынужден будет постоянно считаться с детьми. Когда уже не сможет игнорировать их мнение.
Тем не менее, работа «по Макаренко» может дать классному руководителю (и любому учителю) большое профессиональное удовлетворение. Более того, она может помочь нам стать счастливыми в своей работе.
Как был в ней счастлив и сам Антон Семёнович.
Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» 1 (37) 2010. Подробнее о журнале Вы можете узнать здесь.