Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 12.08.2011]

Главная / Статьи / Разное /
Описание инновационного продукта «ЕжеДневник младшего школьника»

Авторы:
Трофименко Раиса Викторовна
Таратенко Татьяна Александровна
Котова Анна Александровна

Автор идеи: Трофименко Раиса Викторовна

На конкурсе Международной ассоциации ТРИЗ для школьников, студентов и преподавателей — «ТРИЗ-2006» в номинации «Методические разработки» авторы ЕжеДневника получили диплом 1 степени.

ЕжеДневник содержит все компоненты стандартного школьного дневника: таблицу для записи домашних заданий, отметок и замечаний; таблицу итоговой аттестации; места для подписи классного руководителя и родителей. Но и существенно расширяет возможности стандартного дневника, выполняя целый ряд новых, полезных функций.

Он становится инструментом организации учебной деятельности учащегося, позволяет планировать свое время, фиксировать личные достижения, осуществлять самооценку. Предусматривает место для описания заданий, содержание которых направлено на формирование изобретательского стиля мышления, развитие интеллектуальных и творческих способностей, на социализацию личности ребенка.

Оригинальная структура ЕжеДневника позволяет создать условия для объединения Ребенка — Учителя — Семьи.

Работа с ЕжеДневником помогает учителю системно подойти к организации повседневной воспитательной работы в классе, вносит творческую составляющую в учебный процесс.

Использование новой формы дневника дает семье возможность не только видеть информацию об отметках ребёнка, но и принимать более активное участие в развитии его личности.

Для родителей и педагогов Ежедневник — естественный инструмент позитивного взаимодействия семьи и школы.

ЕжеДневник включает в себя:

  • титульный лист «Это Я»;
  • собственную символику, состоящую из эмблемы, в виде робота Еже, составленного из школьных принадлежностей, который является посредником между учителем и ребенком, и превращает работу в игру;
  • тематическое название недель (приветствий, общения, учителя, изобретателя, безопасности, матери, гражданина России, вежливости и т.п.); место для вариативной записи названий месяцев (разным шрифтом, на разных языках, шифром и т.п.); место для выполнения приведенных в дневнике творческих заданий;
  • страницы, содержание которых направлено на социализацию личности: «Личные данные», «Кто помогает мне учиться», «Я и мои друзья; «Думаю о себе и о других»; грамота «Высота у всех своя»;
  • страницы для развития интеллектуальных и творческих способностей, определяемыми рубриками «Думай, изобретай, делай», «Каникулам, ура!»;
  • рубрики для общения учителя и семьи: «Заметки на полях», «Вопрос-ответ».

Структура ЕжеДневника для 1 класса

ЕжеДневник построен с учетом требований к обучению детей в 1 классе: обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

Особенности ЕжеДневника младшего школьника для 1 класса в том, что нет таблицы для записи домашних заданий, отметок и замечаний, таблицы итоговой аттестации.

Ежедневник включает в себя:

  • страницу «Личные данные»;
  • семейную страницу с советами учителя, психолога, где родители будут выполнять задания вместе с ребенком или для него;
  • творческую страницу, где ребенок будет фантазировать, тренировать мелкую моторику рук;
  • страницу «Я расту», где отражена основная форма материализации учебных успехов ребенка в самом трудном для первоклассника деле — в освоении техники чтения — график читательского роста — одна из возможных форм оценки, которая не травмирует;
  • красочную грамоту «Высота у всех своя», которой награждается ребенок за свои достижения.

Структура ЕжеДневника для 2 — 4 классов.

Учебный год представлен тематическими неделями. Смысловое содержание каждой недели заключено в названии, связанном с важными датами в жизни страны, города, школы. Это позволяет расширить круг знаний детей, предоставить им возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Недели: «Приветствий», «Воспоминаний», «Общения», «Учителя», «Связи», «Изобретателя» «Безопасности», «Матери», «Вещания», «Гражданина России», «Солидарности», «Предновогодняя», «Вежливости», «Природы», «Воображения», «Дружбы», «Родного языка», «Весны», «Математики», «Экологии», «Смеха», «Космонавтики», «Защиты Земли», «Книги», «Весны и труда», «Славы», «Семьи».

Предложена система записи названия месяца. В Ежедневнике 2 класса название месяца записывается по точкам, помогающим становлению каллиграфии.

В 3 классе предлагается записывать название месяца каждую неделю разным способом: письменным, печатным шрифтом; римскими, арабскими числами; шифровкой; на русском, английском языках.

В 4 классе даны названия месяцев старинные, а одну неделю ученик называет самостоятельно, наблюдая за погодой в настоящей местности — идет работа над развитием речи, пополняется словарный запас.

Каждую неделю ребенка ждут интересные дела в рубрике «Думай, изобретай, делай». Школьный робот «Еже» ведет его весь год по страницам «ЕжеДневника», предлагая творческие задания, связанные с недельной тематикой.

Включены страницы, раскрывающие смысл профессий, связанных с оформлением заданий: рекламист, плакатист, реставратор, эколог.

Ежедневник дает ребенку навыки самооценки своей деятельности. Применяется педагогический прием райтинг1 — завершив определенный промежуток времени: месяц, учебную четверть, ученик сам оценивает себя, затем учитель и семья. Последняя неделя каждого месяца, неделя самооценки «Оглянись и подумай», дает возможность подвести итоги прожитому месяцу.

В рубрике «Каникулам, Ура!» подводятся итоги учебной четверти.

Ребенок учится видеть свои достижения, учится задумываться над своими поступками в рубрике «Проверь себя», следуя советам великих педагогов.

В первом классе обучение детей проводится без балльного оценивания знаний. Но никто не в праве отменить и не вправе игнорировать естественную потребность ребенка в оценке его трудов, его усилий, его личности. Главное, чтобы эта оценка сравнивала ребенка только с самим собой. И очень важно, чтобы такая оценка существовала не только на словах. Основной формой материализации учебных успехов ребенка в самом трудном для первоклассника деле — в освоении техники чтения может стать график читательского роста — одна из возможных форм оценки, которая не травмирует. Другой формой материализации успехов, заслуг ребенка становится грамота «Высота у всех своя».

ЕжеДневник помогает упорядочить школьную жизнь. Ребенок учится планировать свое свободное время, составлять карты памяти. Предлагаются интересные задания, игры для развлечений на каникулах.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Большое внимание уделяется психологическому здоровью, снятию психологической нагрузки с ребенка. Это достигается заданиями «Мое настроение», «Выпиши плохие отметки, обыграй их и отрежь эту часть»!

Ежедневник построен на основе следующих принципов педагогической техники:

Принцип деятельности

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности — применять, преобразовывать, расширять и дополнять находить новые связи и соотношения рассматривать в разных моделях и контекстах.

Принцип обратной связи

Система приемов обратной связи дает возможность учителю отслеживать отношение семьи к условиям пребывания ребенка в школе, наблюдать его настроение, степень заинтересованности ребенка в учении, уровень понимания. Это раскрывается на семейной странице в ЕжеДневнике 1 класса: раскрытие имени ребенка, «Первые впечатления о школе», «Впечатления о первом классе»; в анкетах ЕжеДневиков всех классов: «Не порицать за неуспех, а помогать добиться успеха», «Вопрос — ответ», «Читайте по вечерам ребенку книги», «Цветок успеха», График читательского роста ребенка «Как я расту, как я читаю».

Принцип открытости

Творческие задания, изобретательские задачи сталкивают ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемых предметов, помогают решать жизненные задачи.

Принцип свободы выбора

Предоставляем право выбора — даем тему недели, тему задания, запись месяца, запись по аналогии — ребенок сам выбирает, как его выполнить.

Принцип идеальности

Ученики максимально используют свои возможности, знания и интересы с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласовано содержание и формы обучения с интересами ребенка, он сам стремится узнать. Созданы условия для достижения успешности всеми учащимися.

В 2010-2011 учебном году ЕжеДневник увидели, работали с ним 270 дней в году примерно 7000 человек. (ученики, их семьи и их учителя)!!!

Активная работа с ЕжеДневником позволяет ребенку создать свой первый инновационный продукт — эксклюзивный вариант дневника.

Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта «ЕжеДневник младшего школьника» 1-4 классы

Отслеживание эффективности ЕжеДневников младшего школьника» проводится с 2006 года постоянно по следующим направлениям: анкетирование детей, анализ отзывов учителей начальных классов, анкетирование учителей, анкетирование родителей.

1. Анкетирование детей

Анкетирование проводится выборочно в течение года в школах города и участников ежегодного городского конкурса «Лучший ЕжеДневник». В выборочном анкетировании в 2010 году приняли участие 221 школьник 1-4 классов Санкт-Петербургских школ. Результаты анкетирования приведены ниже.

2. Анализ отзывов педагогов.

Большой интерес у создателей дневника вызывала его оценка учителями начальных классов Санкт-Петербурга. Представляем ряд отзывов об использовании ЕжеДневников в учебно-воспитательном процессе.

  1. Учитель начальных классов школы №178 Центрального района: Булатова Елена Витальевна:
    «Мы научились общаться. Я узнала каждого ребенка, каждую семью ближе. Компенсируется недостаток внимания и тепла, в классе много ребят из неблагополучных семей. На родительских собраниях обсуждаем темы ЕжеДневника, присутствует много индивидуального общения учителя и родителей. Впервые за многолетний опыт работы обучение первоклассников прошло легко и радостно. По результатам диагностики психолога самый высокий положительный уровень — 95% — отношение к школе, к учителю, к одноклассникам — личностная сфера. Эмоциональная поддержка помогла детям почувствовать значимость своей деятельности каждым ребенком. Дети с удо-вольствием выполняют работы, общаются друг с другом, со мной».
  2. Из отзывов учителей школы №615 Адмиралтейского района Дмитриевой Ирины Викторовны, Мичуриной Натальи Николаевны:
    «Самое ценное, что удалось авторам — это наладить сотрудничество семьи и школы. Создать такое пространство, где все участники учатся доверять друг другу, доверять собственному опыту. Это «живой» ЕжеДневник, ориентированный на реальных детей, заинтересованных родителей и чутких учителей». Детям предоставляется возможность создать индивидуальный творческий продукт, реализовать свой творческий потенциал.
  3. Из отзыва учителя начальных классов школы №206 Центрального района Барсуковой Елены Владимировны:
    «Работа с ЕжеДневником позволяла переключать внимание учеников с одного вида деятельности на другой, снять эмоциональное напряжение, усталость на уроке, создавала положительную мотивацию в процессе обучения». Задания Ежедневника являются открытыми, то есть требуют изобретательского подхода к их выполнению.
  4. Из отзыва учителя начальных классов школы №689 Невского района Слуцкер Татьяны Моисеевны:
    «Авторы учли все особенности детей-первоклассников, не упустили из внимания то, что ребята уже школьники. Дети с начала учебного года получили дневник, а не альбом с интересными заданиями. Дневник хорош как для работы со всем классом, так и с группой детей. Хорошо, что задания не носят обязательного характера и могут быть выполнены разными детьми в разное время».

3. Анкетирование учителей

В анкетировании приняли участие 74 учителя, работавших с ЕжеДневниками в 2010-2011 учебном году. Результаты анкетирования приведены в таблице.

4. Анкетирование родителей

Для оценки эффективности нашего ЕжеДневника была разработана анкета, которую предложили 59 родителям первоклассников. Результаты обработки ее ответов приведены в диаграмме.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о позитивной оценке со стороны родителей влияния дневника на воспитание и развитие ребенка, укрепление отношений в семье.

Поскольку ЕжеДневник зарекомендовал себя нужным, увлекательным, развивающим пособием для учеников, их учителей и родителей, спрос на него постоянно растет. Если в 2006 году в конкурсе участвовало 400 учеников 2-3 классов, то в 2011 в нем приняло участие уже около 1000 учеников 1-4 классов.

Санкт-Петербургский центр детского технического творчества, Санкт- Петербург.
Обращаться за приобретением ЕжеДневника к Раисе Викторовне Трофименко: trofimenko-rv@yandex.ru
телефон 89117517232