Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.03.2005]
[Обновлено 29.09.2009]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  KarF_1.pdf   (236 Kb)
Главная / Картотеки /
Картотека «История и теория образования»

Тема 1. Экономика и образование

«Если Вам не нравится слишком дорогое образование, попробуйте, сколько стоит невежество».

Д. Бок, президент Гарвардского университета

Элитарное образование очень дорого

Александр I тратил на содержание Царскосельского лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Семьи, которую со времен Екатерины II считали богатейшей в мире. Иезуитский орден был сказочно богат — одни латиноамериканские золотые и серебряные рудники чего стоят! — и тратил на свои «образовательные программы» больше половины доходов.
// Знание — сила. — 1993. — № 4.

Стоимость учебы в США

Например, политехнический институт Вирджинии, за один год обучения берет 6 тысяч долларов, частные университеты — 11—12 тысяч долларов. Массачусетский технологический институт, с которым МАТИ предполагает активно сотрудничать, еще больше — 14—16 тысяч долларов в год. Плата включает расходы не только на преподавание, но и на пользование библиотекой, а также на питание, жилье и прочие услуги.
// Инженер. — 1990. — № 10.

Расходы на образование в разных странах

Ныне доля расходов на образование в национальном бюджете развитых стран составляет (в процентах): США — 13,7, Япония — 11,7, Германия — 11,6, Великобритания — 11,4, Ирландия — 11,2, Португалия — 10,7, Бельгия — 10,5, Франция — 10,2, Испания — 9,7, Италия — 9,4, Дания — 9,1, Россия — 2,5.
Цифры. Факты. Мнения. // Молодежь. — 1995. — № 1.

Цена образования

Швеция тратит на образование своих граждан 8 процентов от валового национального продукта, отмечает «Экономист». В Великобритании соответствующая цифра — 5 процентов, в Японии — 6,5, в США — 7 процентов.

Зарплата учителей (бывший СССР)

Заработная плата работников системы государственного образования в Армении, Киргизстане, Молдове составляет
36-42 процента от уровня оплаты труда в промышленности; в Казахстане, России, Узбекистане — 44-48 процентов; в Беларуси — 59 процентов, на Украине — 65 процентов.
// 1 сентября, 12.01.2002. — № 2.

Рынок программных обучающих продуктов

…в США составляет 4,5 миллиардов долларов ежегодно.
Большие деньги поставлены на новые программные продукты для электронного преподавания.
// Лос — Анжелес таймс, бизнес-секция / Пер. с англ. — 1.05.1994.

Японские учителя получают больше

Японские учителя получают значительно больше, чем учителя в США. В Японии принят закон, согласно которому учителя должны входить в 25 процентов наиболее оплачиваемых работников. Средняя зарплата учителя в 2,4 раза превышает среднюю по стране.
// Республика. — 7.12.94.

Долгие летние каникулы…

Долгие летние каникулы, введенные еще в те незапамятные времена, когда Америка была аграрной страной, не только не отвечают сегодняшним экономическим потребностям, но и наносят немалый вред школьному образованию.
Ныне около 1600 школ в различных регионах США перешли на новую систему обучения с одинаковыми по продолжительности каникулами, которые равномерно распределены в течение всего учебного года.
Взять, к примеру, начальную школу «Парк Вью» в Морисвилле (шт. Северная Каролина). В 1990 году она получила от «Ар-Джей-Ар Набиско Инк.» субсидию в размере 534 тысячи долларов, что позволило ее администрации заняться реформаторской деятельностью. И хотя годовое количество учебных дней осталось прежним — 180 (средний показатель для США), дети здесь учатся в совершенно ином ритме: каждая четверть состоит теперь из девятинедельных занятий, одной недели контрольных работ и экзаменов и трехнедельных каникул. «Этот вариант куда лучше, так как наши ученики возвращаются в школу вовремя, не успев перезабыть все на свете», — утверждает директор «Парк Вью» Кэрол Карролл.
// Бизнес уик. — 1993. — № 1.

Студенты готовы платить

Во Франции нравы студенческой среды весьма и весьма изменчивы и частенько заставляют содрогаться правительственные души. В 1986 году, например, предложение правительства правых поднять плату за обучение в вузах вызвало взрыв благородного возмущения и серию акций протеста. Сия «несвоевременная мысль» стоила тогдашнему министру просвещения карьеры.
Но вот прошло несколько лет, и уже сами молодые люди выразили суровое намерение заплатить при поступлении суммы, в 2-3 раза превышающие обычный «налог на абитуриентов». При условии, разумеется, если эти дополнительные инъекции помогут университетам повысить уровень преподавания и коренным образом улучшить материальное оснащение учебного процесса. И таких активистов-студентов набралось уже 60 процентов. На этот неожиданный выпад далеко не самой обеспеченной части общества правительство заявило — любое повышение платы может быть осуществлено только с согласия студенческих профсоюзов.

Забастовка в Кембридже

Крупнейшая студенческая забастовка прошла в Кембридже 12 ноября. Тысячи студентов Университета Кембриджа провели крупнейшую за последнее время акцию протеста против введения практики дополнительной оплаты образовательных услуг. Более 2-х тысяч учащихся собрались перед зданием учебного совета университета, где утром проходила встреча членов управляющего совета, на котором обсуждались вопросы введения новой спорной системы оплаты. Предложение по введению данной системы исходит от правительства, а ее непосредственное принятие находится в ведении самих университетов. В специальном обращении студенческого союза по данному поводу отмечается, что любое повышение платы за обучение может свести на нет все попытки руководства университета по привлечению способных студентов из небогатых слоев общества. Акция студентов произвела сильное воздействие на руководство университета, которое теперь тщательно пересматривает все вопросы, касающиеся введения новой системы.
// 1 сентября, 26.11.2002. — № 82. По материалам сайта www.5ballov.org.

Платное образование

Нобелевский лауреат по физике, вице-президент Российской академии наук, директор Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе, председатель Санкт-петербургского научного центра Российской академии наук, председатель подкомитета Госдумы РФ по науке, академик Жорес Иванович Алферов: «Я категорически против платного образования! Может быть, это и старомодно так думать, но я считаю, что здравоохранение, образование и наука должны жить за счет государства. Я еще могу принять платные поликлиники, хотя лучше бы и их не было, а платное образование — этого я не могу понять совсем! Если говорить об элитном образовании, то должен быть больше конкурс. Ребята должны понимать, что им придется очень непросто... Но чтобы ребенок мог учиться только, если у родителей, как говорится, большая мошна?! По-моему, это никуда не годится».
// Наука и жизнь. — 2001. — № 4.

Академия для школьников в Экзетере

Город Экзетер расположен в 50 милях севернее Бостона и в 10 милях от Атлантического океана. В 1782 году доктором Джоном Филлипсом здесь была учреждена академия, ныне не только старейшая в США, но и самая престижная средняя школа типа лицея с трехгодичным сроком обучения. В программе академии — широкий спектр гуманитарных и естественных наук.
Академия занимает три квартала в центре города. На этой территории расположены 75 школьных зданий и спортивных площадок. Здесь три главных учебных корпуса и 25 жилых домов, каждый из которых рассчитан на 10—50 воспитанников, живущих в основном, в отдельных комнатах.
Восьмиэтажное здание библиотеки вмещает хранилище с книжным фондом в 120 тысяч, многими периодическими изданиями различных стран, микрофильмами, магнитофонными и видеозаписями, необходимыми для подготовки учебников к учебным занятиям.
Летняя школа при Академии в Экзетере не только превосходное, но и весьма дорогое учебное заведение. Плата за обучение здесь 2500 $.
// Учительская газета.

Образование и производительность труда

Наиболее важным источником роста производительности труда в Японии является всеобщее внимание к учебе... Культ учебы существует не только в школе. Он сохраняется всю жизнь и выражается в интенсивных внутрифирменных и внутриминистерских программах обучения, в обучении дома и в повседневной жизни.
Дж. Грейсон мл., К. О'Дэлл. Американский менеджмент на пороге ХХI века. // The Free Press. — 1988.

Подсказка за деньги

Удивил своих преподавателей нынешний набор Киевского политеха, организовав «платную систему учебы». Теперь подсказка на лекции стоит 50 купонов, коллоквиуме — 100, зачете и экзамене — соответственно 150 и 200. Хочешь переписать пропущенную лекцию из конспекта коллеги — плати 100 купонов. И то ли еще будет. Одна школьница отреагировала: «100 купонов — разве это деньги?»
// Голос Украины. — 20.02.1993. Перепечатано с дайджеста «24 часа».

Итон — самый престижный

«Самым — самым» престижным учебным заведением в мире принято считать Итон (Соединенное Королевство). Элитный английский колледж среди своих выпускников насчитывает 8 архиепископов, 19 будущих премьеров, нечитанное количество министров, послов, банкиров, известных писателей (Филдинг, Шелли, Оруэлл...). В стране туманного Альбиона определение «итонец» — почти титул. Туда записывают едва ли не с рождения. Стоимость занятий — 12,5 тысячи фунтов стерлингов в год, но, несмотря на дорогое обучение, попасть туда может не всякий деньги имеющий. В возрасте 10 лет претенденты на титул проходят обследование. Быть зачисленным в колледж может тот, кто по уровню интеллекта соответствует требованиям «высокой комиссии». Всего в Итоне обучаются 1270 мальчиков.
// АиФ в Беларуси. — 26 октября — 1 ноября 1995 года.

Заработки выпускников средней школы упали

Еженедельные заработки выпускников средней школы упали от 387 долларов 24 центов в 1969 году до 335 долларов 20 центов в 1989 году. Федерация приписывает это 12-ти процентное понижение потере в производительности труда так называемых «работников передней линии». Федерация сравнивает это с примерно 8-ми процентным повышением заработков выпускников колледжей.
// LOS ANGELES TIMES. — 16.07.1990.

Благотворитель во Вьетнаме потерпел фиаско

Швейцарец М. Шойкер, который давно занимался благотворительной деятельностью в других странах, посетил как турист город Нячанг и загорелся желанием построить там школу для сирот, выделив для этого дела 400 000 долларов. Вдохновленный благородной идеей, он быстренько нанял рабочих, чтобы начать строительство. Вот тут-то и начались неприятности. Оказывается, М. Шойкер допустил очень серьезные нарушения вьетнамского законодательства: нанимал рабочих без разрешения провинциального управления по труду и социальным вопросам, строительство школы не было согласовано с управлением по строительству, а учебные программы еще не существующей школы — с отделом народного образования. Столкнувшись с необходимостью многомесячных согласований этих вопросов, швейцарский филантроп наконец-то понял, что все его попытки решить вопрос без «подмазки» местных аппаратчиков будут последними блокированы. Признав поражение в борьбе с вьетнамской администрацией, М. Шойкер решил отказаться от идеи сделать подарок сиротам.
// Утро России. — 1994. — № 24.

Функция японской системы образования

Главная функция японской системы образования — это социальное ранжирование, создание новой социальной структуры, подменяющей старую кастовую структуру. Второстепенность функции усвоения знаний ярче всего подтверждается важностью обучения по месту работы в компаниях. Только 2 процента студентов становятся аспирантами... Основная задача обучения по месту работы заключается в том, чтобы в еще большей мере интегрировать личность в вертикальную общность.
Директор Международного института мирных исследований в Осло Й. Гальтунг. Социальная структура, структура образования и пожизненное образование в Японии. — Париж, 1971.

Лекции на продажу

Роллинс возглавляет новое предприятие: учебную компанию «Тичинг компани», единственная продукция которой — блестящие лекции лучших профессоров из Гарвардского, Йельского и других первоклассных университетов, записанные на ленты или видеокассеты и высылаемые заказчикам на дом. Комплект из восьми лекций.
«Нас удивил глубокий интерес к дисциплинам, которые помогают человеку найти смысл жизни», — отметил Роллинс.
Магазины видеофильмов не заинтересованы в учебных материалах из-за ограниченного спроса на них, и кассеты Ролинса не составляют исключения. Остается прямая пересылка по почте, но и здесь свои трудности. «Поиски заинтересованных клиентов — дорогостоящее дело», — говорит Джон Сесил, заведующий отделом сбыта видеоматериалов телесети
Пи-Би-Эс. Это настолько дорого, что Фонд Рокфеллера финансирует специальный проект по распространению образовательных видеоматериалов.

Частная школа против государственной

Президент Йельского университета намерен создать общенациональную систему прибыльных учебных заведений. Президент Йельского университета уходит в отставку, чтобы возглавить «Проект Эдисона» — смелую и рискованную попытку создать по всей Америке сети частных школ, которые могут стать лабораторией реформы системы образования в США.
Решение Бенно Шмидта-младшего стать президентом и главным управляющим проекта само по себе прибавляет веры в его успех. Проект предусматривает создание системы из тысячи коммерческих учебных заведений, в которых, как планируется, к 2010 году должно будет учиться два миллиона человек.
Объясняя свое решение покинуть Йельский университет, Шмидт заявил: «Это самое многообещающее из всего, чем я сейчас мог бы заняться. Как и многих других американцев, меня приводит в ужас все более очевидный факт, что наши школы работают плохо. Американским школам необходимо фундаментальное преобразование, а не мелкий ремонт.
// WE. — 1992. — №7.

Японская школа — институт общественный

В Японии государственных вузов и школ совсем не много. В основном все школы — публичные, то есть находящиеся в ведении и на бюджете либо муниципалитета, либо префектуры. По сути, они, как и государственные, существуют на деньги налогоплательщиков.
— Какова при этом роль министерства просвещения?
— Она очень значительна. Но школы прямо не подчиняются министерству. Это государственный орган (7,7 процента госбюджета, сравните — 6,48 процента на оборону), призванный разрабатывать стратегию развития таких сфер жизни общества, как образование, культура, наука, спорт. Рекомендации министерства — всего лишь и именно рекомендации. Однако это не означает, что их полностью игнорируют.
Дунаев В. // Литературная газета. — 31.05.89. — № 22.

600 тысяч в год

«Родители, которые платят за обучение своего ребенка 600 тысяч в год, — хорошие родители», — считает заместитель директора частной московской школы «Лидер» Галина Бойко. В школе, где она работает, ученикам не ставят двойки и не оставляют на второй год. Здесь, кроме общеобразовательных предметов, изучают на выбор основы бизнеса, бальные танцы, дзюдо, этикет и шахматы. Школьники не носят форму и обедают в ресторане. Ежемесячно семеро психологов пишут отчет о каждом из 66 учеников. «Слабых учеников и здесь хватает, — говорит Галина Бойко, — но это жертвы всеобуча, доставшиеся нам в наследство, ведь мы работаем только 4 месяца. Но наших двоечников уже нельзя считать «затюканными». Кредо наших учителей — уважительное отношение к ребенку и максимальный психологический комфорт.
// Экспресс, 15.01.93.

  Тема 2. Наказания Следующая глава