Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 25.08.2010]

Главная / Статьи / Школа ТРИЗ /
Основные положения ТРИЗ

(справка)

ТРИЗ — качественная система эвристик для решения проблемных ситуаций, суть которых составляет столкновение объективной реальности и желаний потребителя. ТРИЗ основана на закономерностях развития технических систем. Эти закономерности выявлены путем анализа больших массивов патентной и научно-технической информации, в том числе информации по истории развития техники.

Постановка задачи строится на выявлении времени, места и сути конфликта и формулировании его в виде, пригодном к обработке соответствующим инструментарием. В качестве инструментария ТРИЗ выступают комплексы эвристических правил. Эвристические правила приближают к результату, но не гарантирует искомого решения.

Инструментарий ТРИЗ включает в себя также:

  • набор абстрактных описаний прецедентов;
  • набор логических операторов;
  • набор психологических операторов;
  • критерии для оценки решения.

В ходе решения задача преобразуется к виду, наводящему на ответ, наиболее полно удовлетворяющий поставленным критериям.

Многие важные теоретические положения в ТРИЗ обозначены в первой публикации по ТРИЗ — статье Альтшуллера и Шапиро в 1956 году. Они сводятся к следующему:

1. Психика — ключ к закономерностям творчества.

2. Любое произведение разрешает проблему, хотя бы самого автора. Нет проблемы — нет движения мысли.

3. Своеобразие работы изобретателя в том, что он должен ввести что-то новое в реальное осуществление какой-то деятельности с учетом научного и технического контекста.

4. Создание новых средств труда должно подчиняться объективным закономерностям, которые трактуются так, как это позволяют знания, культурная среда, и т.д… Всякая же техническая задача не может быть решена иначе, как в соответствии (а точнее — с учетом) с законами науки и в зависимости от закономерностей развития техники.

5. Исследование психологии изобретательского творчества не может вестись в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Это обусловлено тем, что психологические изыски реализуются посредством определенной технической базы и через определенные инженерные навыки и знания. То есть речь идет о базовом наборе мыслеобразов (у всех разном), на котором реализуются некие универсальные мыслительные операции.

6. Когда говорят, что психология изобретательского творчества становится понятной только при глубоком знании законов развития техники, то это правильно в том смысле, что по следствиям можно изучить причины. То есть, зная, каким образом реализована идея, можно обратным ходом, с учетом научного и культурного контекста, восстановить отчасти ход мыслей ее автора.

7. В техническом устройстве все взаимосвязано. Развитие его неравномерно. Оно идет, пока не возникнут и не обострятся противоречия между более совершенным элементом и отстающими частями. Изобретение есть устранение возникшего противоречия.

8. Каждое творческое решение новой технической задачи включает следующие основные моменты:

  1. Постановка задачи
  2. Определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже известными технике путями. Здесь противоречие употреблено в общем смысле.
  3. Устранение причины противоречия с целью достижения нового технического эффекта.
  4. Приведение других элементов усовершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности).

9. Процесс творческого решения новой технической задачи включает три отличные по цели и методу стадии — аналитическую, оперативную и синтетическую. Аналитическая стадия имеет целью анализ развития данной машины, механизма, процесса для выявления основного на данном этапе противоречия и определения непосредственной причины этого противоречия. Оперативная стадия заключается в систематическом и целесообразном направленном исследовании возможных способов устранения обнаруженной причины противоречия.

Синтетическая стадия направлена на внесение в остальные элементы системы дополнительных изменений, вытекающих из найденного способа устранения данного технического противоречия.

10. Последний этап творческой работы — оценка сделанного изобретения.

Знание законов развития ТС позволяет решать не только имеющиеся изобретательские задачи, но и заниматься прогнозом тенденция развития систем. Опора ТРИЗ на законы и закономерности развития технических систем позволяет также легко сочетать этот подход к решению проблемных ситуаций с другими смежными подходами, а также легко встраивать методы ТРИЗ в процедуры проектирования, в процессы эксплуатации, реконструкции действующих ТС, или разработки новых видов ТС.