Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 23.08.2010]

Главная / Статьи / Теория образования /
Письмо стране

Проект комплексной программы модернизации системы дополнительного образования и воспитания детей

Создание централизованной структуры управления изобретательской и рационализаторской деятельностью в секторе детского технического творчества

В основу программы принят постулат об изобретательстве как основополагающем виде деятельности человека, определяющим научно-технический и социально-экономический уровень, политический статус страны. Предпринята попытка установить сбалансированные взаимосвязи между обществом и новаторами. Акцент сделан на следующие поколения изобретателей — талантливых, технически одаренных детей и подростков как будущих высококлассных ученых и конструкторов, как будущих мыслящих руководителей и чиновников.

Целью проекта является выявление и профессиональная подготовка талантливых школьников и студентов к взрослой изобретательской деятельности.

Публикация посвящена вопросу генерации нового поколения государственных руководящих работников и служащих, интеллектуальному подходу к формированию структуры управления кадрами, необходимости разработки Государственной, антикоррупционной кадровой политики.

В части дополнительного образования и воспитания школьников программа насколько проста и очевидна, настолько и недорога.

Суть в выявлении талантливых, технически одаренных детей, обучении и воспитании их как будущих созидателей и руководителей, определяющих научно-технический прогресс сформировавшегося общества.

Дальнейшее развитие проекта предполагает обеспечение перспективных школьников высшим профессиональным образованием с последующим предоставлением им фронта работ в бюджетной или иной сфере, где наиболее полно и с максимальной отдачей могут раскрыться способности творческой личности.

В публикации рассмотрены вопросы:

  • Структура дополнительного образования и воспитания в части детского технического творчества.
  • Выявление и работа с талантливыми, технически одаренными детьми и подростками.
  • Дополнение к «Положению о рационализаторской и изобретательской деятельности».
  • Развитие рационализаторской деятельности среди учащихся в сегменте наглядных учебных пособий.
  • Оформление рационализаторских предложений на наглядные учебные пособия (Форма Ру-1), авторские права.
  • Создание творческих лабораторий юных изобретателей и рационализаторов «ТЛЮИР».
  • Положение о «ТЛЮИР», структура, цели и задачи.
  • Необходимость развития лидерских качеств у креативных детей и подростков.
  • Программа и этапы становления лидера.
  • Государственная кадровая политика.
  • Антикоррупционная составляющая программы.
  • Мотивация детей и подростков к техническому творчеству и созидательному труду.
  • Формальная оценка творческого потенциала и социальной активности школьников.
  • Популяризация подростковой изобретательской и рационализаторской деятельности.
  • Примеры новаторского подхода к созданию школьных наглядных учебных пособий.

Программа может быть развернута в масштабах области (края, республики). Апробацию (обкатку) основных составляющих программы целесообразно, в течение до года, провести в рамках одного-двух районов (10-20 средних общеобразовательных школ).

Каждое областное Министерство образования и науки обладает необходимой для осуществления проекта структурой и материально технической базой, необходимо лишь решить ряд административно организационных вопросов, рассмотренных в предлагаемой работе.

После получения первых практических результатов у руководства области появятся веские основания добиваться преференций и федеральной поддержки программы в связи с очевидностью ее государственной направленности.

Программа ориентирована не только на детей и подростков с ярко выраженными индивидуальными творческими способностями, но и на значительную часть молодежи, видящую свое будущее в созидательном труде.

Инвестирование детской изобретательской и рационализаторской деятельности должно стать одним из ключевых направлений государственной инновационной политики. Вложение средств в талантливых, технически одаренных детей — это не что иное, как генерация нового поколения высоко профессиональных инженеров, ученых, руководителей, способных мыслить государственно, создавать и воплощать в жизнь разработки мировой новизны.

Готов к сотрудничеству по детализации, адаптации, внедрению проекта. Имею предложения, не вошедшие в статью, в частности, по созданию районной (городской) структуры для выявления и развития склонных к техническому творчеству детей дошкольного, младшего школьного возраста.

С уважением, Черкасов Владимир Александрович,
тел. 89083334566, г. Казань

1. Введение

В статье рассмотрен ряд предложений, направленных на модернизацию страны. Некоторые из них могут быть приняты как самостоятельные проекты, но общим стержнем, объединяющей идеей является профессиональная работа с талантливыми, технически одаренными детьми и подростками.

Даже для нашей страны идея не нова, но здесь сделана попытка довести перспективных пяти-шестиклассников до рабочих мест, где они смогут принести максимальную пользу государству.

Основой проекта является создание «Творческих Лабораторий Юных Изобретателей и Рационализаторов», «ТЛЮИР» как специального внешкольного курса профессионального обучения талантливых, технически одаренных школьников в рамках системы дополнительного образования и воспитания детей.

Программа «ТЛЮИР» включает в себя обучение перспективных школьников работе с научно-технической литературой, разработку и самостоятельное изготовление образцов и устройств изобретательского и рационализаторского уровня, проведение изыскательских, научно-исследовательских, лабораторных и натурных опытов и экспериментов, необходимых при решении задач конкретных новационных проектов. «Творческая Лаборатория…» в смысловом и целевом отношении является не только структурой, ориентированной на создание изобретений, но, в первую очередь, средой, формирующей изобретателей и граждан, готовых взять на себя ответственность за судьбу страны.

Некоторые новационные особенности проекта требуют предварительного пояснения.

Для смягчения перехода талантливых ребят от технического творчества к взрослой изобретательской деятельности предложено выделить в самостоятельное направление рационализаторскую работу учащихся в секторе наглядных учебных пособий. При этом сохраняют силу все существующие нормативы и требования по созданию и оформлению рационализаторских предложений. В частности, по действующей форме Р-1 может быть оформлено рационализаторское предложение, не создающее экономического эффекта, на устройство наглядного учебного пособия, в учебном заведении, имеющим собственный патентный или выполняющий его функцию отдел.

Предлагаемое дополнение к действующему «Положению о рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта», на наглядные учебные пособия в учебных заведениях (преимущественно школах) заключается в необходимости выявления аналогов и прототипа заявляемого объекта. Рационализаторское предложение, созданное и оформленное в соответствии с данным дополнением (Форма Ру-1), имеет областной статус. Продвижение идеи и оформление рационализаторского предложения должно проходить по схеме: учащийся, рационализатор — директор учебного заведения — районный центр «ТЛЮИР» — областной центр «ТЛЮИР».

Предлагаемое нововведение затрагивает целый ряд важных и для рационализаторов, и для области вопросов:

  • Свидетельство на рационализаторское предложение имеет высокий, областной статус, дающий привилегии автору при поступлении в вуз и при трудоустройстве.
  • Повышается эффективность профессиональной подготовки юных новаторов благодаря созданию и оформлению рационализаторских предложений в формате, максимально близком к патенту на «Полезную модель».
  • У учащихся возникает необходимость выработки высокопрофессиональных навыков при работе с технической документацией, проведении информационно-патентного поиска и анализе рынка интеллектуальной собственности.
  • Исключается возможность плагиата, копирования чужих разработок и оформление их как собственных рационализаторских предложений.
  • Снижается вероятность авторских и приоритетных споров в масштабах области.
  • Повышается познавательная и творческая активность школьников.
  • У юных новаторов вырабатывает масштабное, государственное мышление.
  • У рационализаторов имеется возможность продвижения своих разработок с соблюдением авторских прав в учебных заведениях области.
  • Создаются условия для насыщения школ оригинальными наглядными учебными пособиями, придуманными и изготовленными самими учащимися. Причем, используя областную базу данных рационализаторских предложений, любая школа может изготовить для собственных нужд любые из опубликованных наглядных пособий, не нарушая авторских прав.
  • Соревновательный дух новаторства не только между учащимися, но и между школами области будет способствовать повышению качества образования и профессиональной ориентации школьников.
  • У заинтересованных руководителей предприятий и организаций области появится возможность подбора будущих специалистов из числа креативных школьников.
  • У руководителей области и МОиН, благодаря простой структуре проекта, имеется реальная возможность развития и управления рационализаторской деятельностью в учебных заведениях.

В проекте целесообразно максимально использовать ресурсы «Общества изобретателей и рационализаторов». В ОИР сконцентрирована вся интеллектуальная и техническая информация, необходимая для успешного развития проекта в части детского изобретательства и рационализаторства. Через ОИР может осуществляться не только подбор руководителей творческих лабораторий и консультантов по отдельным вопросам из числа опытных изобретателей и конструкторов, но и содействие в размещении заказов на предприятиях для изготовления сложных деталей и узлов, помощь в оформлении охранных документов, проведение лекций и семинаров по патентоведению и т.д.

ОИР может сформировать высокопрофессиональный экспертный совет для оценки новационных разработок учащихся и при необходимости дать конструктивные рекомендации по доработке изделий. Окончательные решения и выдачу удостоверений на рационализаторские предложения по форме Ру-1, целесообразно возложить на экспертный совет, сформированный Областным Центром «ТЛЮИР» и Областным ОИР.

Все отношения по совместной деятельности должны быть урегулированы договором между Областным Министерством образования и науки и ОИР.

На усмотрение МОиН, территориально, районные «Творческие Лаборатории Юных Изобретателей и Рационализаторов» могут быть размещены на базе одной из школ района, на базе районных центров детского технического творчества или, что представляется наиболее предпочтительным, на базе районных муниципальных учебных комбинатов (МУК). При этом не нарушается отлаженная структура дополнительных занятий в школе и специализация центров технического творчества, но достаточно отчетливо просматриваются уровни продвижения склонных к техническому творчеству детей. В младшем возрасте что-то мастерят дома, далее посещают школьные кружки по интересующей дисциплине, затем получают профессиональные навыки и практические результаты самостоятельной работы в центрах технического творчества, и наконец, дети, почувствовавшие себя новаторами, приходят в «ТЛЮИР».

Все разработки, выполненные на базе районных «Творческие Лаборатории Юных Изобретателей и Рационализаторов», изначально необходимо планировать таким образом, чтобы один выставочный экземпляр оставался при «ТЛЮИР».

Областному МОиН необходимо использовать административные ресурсы для привлечения предприятий и организаций области к обеспечению и материально-технической поддержке творческих лабораторий. Целесообразно организовать шефство одного-двух предприятий над «ТЛЮИР» своего района.

При создании творческих лабораторий на базе МУК речь идет о дооснащении учебных комбинатов приборами, инструментами и материалами, позволяющими максимально расширить возможные виды деятельности учащихся. При этом совершенно необязательно приобретать для «ТЛЮИР», например, новый осциллограф, вполне подойдет работающий прибор, выпущенный и десять, и двадцать лет назад, ныне пылящийся на складе какого либо предприятия.

Когда руководители самого различного ранга проникнутся идеей и задачами «Творческих Лабораторий Юных Изобретателей и Рационализаторов», примут участие в поддержке и развитии этого движения, появится надежда на то, что со временем мыслящие дети займут достойные места на различных уровнях управления промышленностью, экономикой, страной.

2. Структура дополнительного образования в части детского технического творчества

Рассмотрены существующие и перспективные направления дополнительного образования и воспитания детей в секторе детского технического творчества.

Школы

Многие преподаватели на базе школьных учебных классов могут вести (и ведут) кружки по профилю своей дисциплины. Дополнительные занятия способствуют закреплению и более глубокому изучению курса школьной программы, подготовке и участию детей в конкурсах и олимпиадах. При этом ученики имеют возможность что- то самостоятельно мастерить, исследовать, экспериментировать, то есть проявлять и развивать индивидуальные творческие данные.

Если же педагог (физика, химия, технология), имеющий техническое образование, сам является опытным изобретателем и генератором идей, то дополнительные занятия могут подняться до уровня серьезных научно-исследовательских, новационных и конструкторских разработок в школьной среде. Вопрос лишь в мотивации сторон и материально техническом обеспечении.

В любом случае, дополнительные занятия способствуют выявлению талантливых, одаренных детей, их профессиональной ориентации, привитию навыков самостоятельного мышления, отстаиванию своей точки зрения, публичных выступлений на различного уровня конкурсах, олимпиадах, защитах.

Районные Центры детского технического творчества. Клубы юных техников

Традиционная тематика — авиа-, судомоделирование, там же моделирование иных объектов и механизмов, реже электроника и радиотехника, пожалуй, и все, не учитывая спортивно-технических направлений. Центры и клубы так же традиционно и успешно решают двуединую задачу — дети увлечены, получают практические навыки работы с инструментами и материалами, видят и могут продемонстрировать результаты своей деятельности, участвуют в соревнованиях, конкурсах, выставках. И дети, на радость благодарным родителям, отвлечены от «улицы».

Очевидно, что молодые люди, самостоятельно сделавшие выбор в пользу клуба юных техников, в будущем станут первоклассными специалистами, инженерами, учеными и изобретателями. Но в рамках клуба, даже если руководитель опытный новатор, трудно создать изобретение, поскольку самая удачная модель, победившая во всех соревнованиях и конкурсах, всего лишь модель, сделанная по шаблонам. А рационализация, присущая любому виду технического творчества, никак не может быть зарегистрирована по причине того, что клуб не имеет (и не может иметь) статуса предприятия. Например, молодой человек изобрел (точнее думает, что изобрел) газонокосилку, соковыжималку или что-либо более «серьезное». Вряд ли он сможет получить должную оценку своей идее и тем более рассчитывать на профессиональную патентную и техническую помощь в своем клубе авиамоделистов.

Необходимо отметить, что все созданное человечеством, все то, чем мы пользуемся, было изобретено, но каждое, что-то конкретное, придумал один человек. В подавляющем большинстве случаев именно изобретение дает импульс науке, технологиям и производству, формирует рынок и даже влияет на внешнюю политику государства. Изобретатель не только определяет научно-технический прогресс, но и обеспечивает трудовую занятость населения страны.

Селекция и профессиональная подготовка юных перспективных изобретателей позволит выиграть годы на этапах становления и достижения цели как для самих изобретателей, так и для государства в целом.

Районные «Творческие Лаборатории Юных Изобретателей и Рационализаторов»

«ТЛЮИР» являются логической вершиной дополнительного образования для талантливых, технически одаренных детей. Поскольку в лабораториях при соответствующем обеспечении и управлении разрешено заниматься разработкой, исследованием и изготовлением чего угодно, с одним начальным условием — это «что то» должно иметь рационализаторские и изобретательские перспективы.

Целью курса является оказание реальной технической помощи талантливым школьникам: изучение основ конструирования, патентоведения, маркетинга и т.д., другими словами — подготовка юных изобретателей к взрослой изобретательской деятельности. И, самое важное, — возможность самостоятельного воплощения собственных идей в реальные устройства и изделия, а также оформление охранных документов на объекты своей интеллектуальной собственности.

Требования к претендентам предъявляются высокие — неординарное мышление, высокая для своего возраста техническая эрудиция, собственный «изобретательский» опыт, навыки работы с различным инструментом и материалами, возможность заниматься техническим творчеством в домашних или школьных условиях. И, главное, молодой человек должен прийти со своими идеями.

Для облегчения задачи желающим войти в состав творческой лаборатории предлагается самостоятельно или при участии родственников придумать и по возможности изготовить действующий макет или образец нового учебного пособия по любой дисциплине любого года обучения средней общеобразовательной школы. Основным требованием к изделию является оригинальность, наглядность, многофункциональность, позволяющая не только эффективно продемонстрировать изучаемую тему, но и подать ее как задачу или загадку в объеме, превышающем учебную программу.

В том случае, если собственные идеи «слабы», но очевиден интеллектуальный потенциал и желание претендента к обучению, зачисление производится по результатам собеседования и тестирования с учетом возраста школьника.

График посещения творческой лаборатории свободный. Диплом об окончании курса не предусмотрен. Документами, подтверждающими технический и творческий уровень ученика, являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы или рационализаторские предложения.

Территориальное размещение «ТЛЮИР» на базе районных муниципальных учебных комбинатов «МУК» целесообразно по ряду существенных причин.

  • Известность для всех заинтересованных сторон — родителей, учеников, преподавателей.
  • Как правило, удобное место расположения относительно своего района.
  • Отлаженная структура управления.
  • Наличие квалифицированного персонала.
  • Полное совпадение существующих целей и задач учебных комбинатов и их расширение по линии изобретательства и рационализаторства.
  • Наличие площадей, учебных и учебно-производственных классов, станков, оборудования и инструментов.

Наличие учебно-производственных классов, то есть, какого-то количества одинаковых, оборудованных рабочих мест создает предпосылки к организации мелкосерийного производства каких либо изделий собственной разработки, например, наглядных учебных пособий. Что в свою очередь, в перспективе, допускает возможность преобразования лабораторий в самостоятельное юридическое лицо.

Эффективная работа «ТЛЮИР» предопределит ситуацию, когда в технические высшие учебные заведения страны многие из ее выпускников будут поступать как состоявшиеся изобретатели и рационализаторы. Со временем именно они, обладая полученными профессиональными знаниями, навыками и уверенностью в собственных силах, станут определять научно — технический уровень государства.

Рационализаторская деятельность учащихся

Первые шаги в научно-техническом творчестве школьникам целесообразно осуществлять в проработанном и общепонятном секторе наглядных учебных пособий. Здесь ученик может вернуться к ранее изученным темам и соответствующим пособиям, или, что еще полезнее, заглянуть в будущие главы интересующей дисциплины, провести анализ имеющихся в наличии (школьных) и опубликованных пособий, оценить достоинства и недостатки любого из устройств, сделать свои предложения. Очень важно, что в любой момент школьник может обратиться к своему преподавателю и получить не только квалифицированную оценку идее, но возможно и пути ее развития. Под руководством и при непосредственном участии того же преподавателя идея может быть воплощена в реальное устройство.

Факт существования наглядных пособий, придуманных и созданных ровесниками, окажется сильным стимулом к техническому творчеству среди школьников.

Используя новаторские идеи своих учеников и опубликованные материалы «ТЛЮИР», учебный процесс по дисциплине «технология» может подняться на качественно новый уровень, когда школы смогут самостоятельно изготавливать и обеспечивать себя учебными пособиями, постоянно расширяя ассортимент. И даже обмениваться пособиями, изготовленными на заказ, с другими школами, поддерживающими данное направление.

3. Создание «Творческих Лабораторий Юных Изобретателей и Рационализаторов»

С целью профессиональной подготовки и привития практических навыков изобретательства и рационализаторства в рамках системы дополнительного образования и воспитания организовать специальные внешкольные курсы для талантливых, технически одаренных детей средних общеобразовательных школ.

Создать на базе районных муниципальных учебных комбинатов «МУК» (раннее название УПК — учебно-производственные комбинаты) Творческие лаборатории юных изобретателей и рационализаторов «ТЛЮИР».

Выделить для лабораторий площади (не менее 20-30 кв.м., с учетом одновременного пребывания до 10 учащихся), необходимые для установки дополнительного оборудования и создания рабочих мест.

Оснастить и по мере необходимости доукомплектовывать лаборатории оборудованием, приборами, инструментами, материалами.

К существующим функциям «МУК» добавить содействие в работе лабораторий.

Рекомендовать руководителям предприятий и организаций области оказывать содействие и материально-техническую помощь в решении задач лабораторий.

На конкурсной основе назначать руководителей лабораторий. Основные требования к соискателю — коммуникабельность, высшее техническое образование, большой личный изобретательский опыт — не менее 10-20 изобретений, желательно в разных областях техники. (Ученые звания и степени не являются достоверным критерием творческого потенциала, но приветствуются.)

Руководитель лаборатории обязан:

  • В школах своего района для учащихся всех годов обучения проводить лекции-семинары по вопросам изобретательской и рационализаторской деятельности с целью вовлечения в техническое творчество максимального количества детей.
  • Проводить отбор наиболее перспективных с точки зрения технического творчества учеников, формировать авторские коллективы и состав курса творческой лаборатории на текущий момент. Преимущественным правом при отборе обладают претенденты, имеющие собственные проекты, идеи и конструкторские разработки новационного уровня.
  • По каждому проекту ставить задачи, оценивать идеи, выдвигать свои предложения с позиций изобретательского, рационализаторского уровня и возможности изготовления опытного образца.
  • Доводить до учеников правила оформления охранных документов, особое внимание уделяя патентному поиску и формуле изобретения.
  • На всех этапах контролировать и оказывать помощь в изготовлении опытных образцов устройств, привлекать при необходимости сторонних специалистов, размещать на предприятиях заказы на изготовление отдельных узлов.

Нагрузка на руководителя лаборатории не должна превышать 5-7 проектов, одновременно находящихся в работе. При оптимальном числе соавторов на один проект 1-3 ученика, количестве школ в районе — 10-20 (например, в г. Казани школ — 177, «МУК» — 10) и средней длительности проекта — полгода, выборка составит — 1-2 ученика в год от каждой школы. Что вполне коррелирует со статистикой рождения детей с неординарным мышлением — 1-2 на тысячу.

Эффективность работы руководителя лаборатории оценивается по количеству поданных через Областной Центр «ТЛЮИР» заявлений на изобретения и рационализаторские предложения учениками лаборатории.

Отдельно рассмотреть вопрос об уровне оплаты труда руководителя лаборатории с учетом значимости решаемых задач — формировании кадров, которые в ближайшем будущем будут определять научно технический прогресс региона и страны.

4. Положение о рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта, в средних общеобразовательных школах области (учебных заведениях области)

С целью профессиональной подготовки, привитию практических навыков изобретательской и рационализаторской деятельности и предоставлению возможности самореализации талантливым, технически одаренным детям включить в «Положение о рационализаторских предложениях» статью «О рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта, в средних общеобразовательных школах области».

Организационную и техническую работу по развитию детской изобретательской и рационализаторской деятельности как структуры дополнительного образования и воспитания детей возложить на Областной и Районные Центры «ТЛЮИР».

Рационализаторская деятельность школьников в части статьи «О рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта, в средних общеобразовательных школах области» может распространяться исключительно на наглядные учебные пособия, отвечающие определению «устройство».

Рационализаторское предложение обязательно должно иметь прототип (аналог), известный из любых источников открытой информации.

Рационализаторским может быть признано любое конструктивное усовершенствование (изменение) прототипа, приведшее к улучшению или расширению потребительских свойств устройства.

Известное из источников информации наглядное учебное пособие (прототип) совместно с привнесенными усовершенствованиями (рационализаторская составляющая) должно быть изготовлено и иметь вид и функциональные возможности самостоятельной учебной единицы.

С согласия авторов, если таковые имеются, и разрешения администрации допускается усовершенствование имеющихся в школе наглядных учебных пособий.

Разработка, изготовление и оформление рационализаторского предложения выполняется автором (авторами) самостоятельно или под управлением руководителя.

Руководителем может являться любое физическое или должностное лицо (преподаватель, родственник одного из авторов, приглашенный специалист). Руководитель обязан обеспечить квалифицированное выполнение проекта.

Возможно несколько вариантов создания рационализаторского предложения:

  1. Школьник (в соавторстве) самостоятельно придумал новое (усовершенствовал известное) наглядное учебное пособие, изготовил его на собственные средства, оформил документы и, в конечном итоге, получил удостоверение на рационализаторское предложение.
  2. В разработке и изготовлении устройства были использованы средства и ресурсы учебного заведения и (или) Районного Центра «ТЛЮИР».
  3. К разработке имеют отношение несколько школ, возможно, из разных районов, когда соавторы обучаются в разных учебных заведениях.

Поскольку одной из задач развития детского рационализаторства является насыщение школ области оригинальными наглядными учебными пособиями, в каждом конкретном случае необходимо заключить двух-трехсторонние договоры между участниками проекта и Областным Центром «ТЛЮИР» на право владения изготовленным устройством и возможности дальнейшего использования рационализаторского предложения.

Приемлемыми для области условиями договора, являются такие, когда Районный и (или) Областной Центр «ТЛЮИР» закрепляют за собой право выпускать продукцию по рационализаторскому предложению.

За автором (соавторами) также сохраняется право самостоятельного продвижения собственной разработки.

При коммерциализации или иных действиях Районного или Областного Центра «ТЛЮИР», связанных с продвижением рационализаторского предложения на территории области и за ее пределами, в проект могут быть приглашены авторы на договорных условиях.

Если соавторы разработки являются учениками разных школ, например, когда рационализаторское предложение создано в рамках Районного Центра «ТЛЮИР», они должны самостоятельно или при участии директоров учебных заведений определить школу-заявителя.

Для оптимизации рационализаторской работы среди учащихся и для придания каждому рационализаторскому предложению областного статуса, порядок оформления документов должно проходить по схеме: рационализатор — директор учебного заведения — Районный Центр — Областной Центр «ТЛЮИР».

На уровне Районного Центра решаются все вопросы, связанные с изобретательской и рационализаторской деятельностью учащихся. Обучение, выявление и развитие творческого потенциала, постановка и решение конкретных задач, информационный и патентный поиск, анализ рынка, изготовление макетов и опытных образцов, оформление документации и т. д.

Областной же Центр, обладая информацией о новационном рынке области и страны, по каждой конкретной разработке принимает окончательное решение в части подачи заявки на патент, если идея претендует на изобретение, или выдаче охранного документа на рационализаторское предложение и дальнейшего его продвижения.

Следует отметить, что и Районные Центры, и любой учащийся в своей работе также используют областную информационную базу данных рационализаторских предложений.

Администрация школы и Районный Центр «ТЛЮИР» оказывают максимально возможную материально техническую и информационную помощь учащемуся, аргументировано доказавшему целесообразность выполнения конкретной рационализаторской работы на этапе «идеи».

Подача заявления на рационализаторское предложение может быть осуществлена только после демонстрации действующего образца устройства специально созданной комиссии из состава преподавателей школы.

Оформление заявления производится по форме, установленной Областным МОиН и Областным Центром «ТЛЮИР» (Форма Ру-1).

Заявление на выдачу удостоверения на рационализаторское предложение подается автором (авторами) на имя директора школы. Независимо от того, было ли устройство изготовлено автором самостоятельно и на собственные средства или под руководством и с привлечением средств и ресурсов школы и Районного Центра «ТЛЮИР».

Директор школы представляет заявленный материал и заключение школьной комиссии о целесообразности использования новационного пособия в учебном процессе в Районный Центр «ТЛЮИР».

В Районном Центре «ТЛЮИР» проводится окончательная проверка работоспособности и функциональных возможностей устройства, правильность оформления документации. Уточняется приоритет на момент поступления заявления. Подготавливаются материалы для размещения в информационной базе данных. Подготавливаются договоры на распределение вознаграждения между соавторами и договора на права использования рационализаторского предложения.

Экспертная комиссия Областного Центра «ТЛЮИР» принимает решение об отклонении заявления или выдаче удостоверения на рационализаторское предложение, действительное на территории области. Одновременно принимается решение о возможности поощрительного вознаграждения автора (соавторов) и руководителя.

Областной Центр «ТЛЮИР» на регулярной основе проводит районные, городские, областные, конкурсы-защиты школьных рационализаторских предложений, по результатам которых принимается решение о награждении, поощрении, премировании школ, авторов и сторон, содействующих рационализаторской работе. Наиболее сильные работы выдвигаются на конкурсы более высокого уровня.

Областной Центр «ТЛЮИР» совместно с Районными Центрами и директорами школ (заключениями комиссий преподавателей школ) дает рекомендации Областному Министерству образования и науки к серийному производству и оснащению школ области наиболее оригинальными и полезными разработками.

На изделиях, изготовленных по рационализаторскому предложению, указываются исходные данные школы, авторов, руководителя.

На сайте Областного Центра «ТЛЮИР» публикуются все зарегистрированные рационализаторские предложения. Кроме информационно-рекламной направленности, опубликованные материалы являются базой данных, прототипов, облегчающей изыскательскую работу рационализаторам и снижающей вероятность приоритетных и авторских споров.

Удостоверение на рационализаторское предложение выдается каждому из соавторов. На бланке указаны: номер, ссылка на «Положение о рационализаторских предложениях», ФИО (полностью), применение (в школе №__), название, дата, печать и подпись руководителя Областного Центра «ТЛЮИР».

Удостоверение на рационализаторское предложение областного уровня должно представлять практическую ценность для его обладателя, например, при поступлении в вуз или при трудоустройстве.

5. Предложения по мотивации школьников к изобретательской и рационализаторской деятельности

Мотивировать активность учеников и, что не менее важно, их родителей к изобретательской и рационализаторской деятельности постановлением Областного Министерства Образования и Науки об обязательном и приоритетном учете творческого потенциала и социальной активности школьников при поступлении в технические вузы области.

Разработать порядок автоматического или упрощенного зачисления в вузы по линии бюджетного образования абитуриентов, обладающих высоким инженерным, научно техническим потенциалом.

Разработать контрактную систему обучения для талантливой молодежи, при которой государство берет на себя не только оплату обучения, но сопровождает и профессионально ориентирует технически грамотных студентов в те области науки и промышленности, где востребованы мыслящие инженеры.

6. Формальная оценка творческого потенциала и социальной активности школьников

Для формальной оценки творческого уровня школьников (абитуриентов) принять балльную накопительную систему. Например:

  • Патент на изобретение, способ — 10 баллов.
  • Патент на изобретение, устройство — 7 баллов.
  • Патент на полезную модель или промышленный образец — 5 баллов.
  • Удостоверение на рационализаторское предложение — 1 балл.
  • Внедренное изобретение или полезная модель (одно или более устройств, введенных в эксплуатацию)  — 20 баллов.
  • Внедренное рационализаторское предложение (налажено мелкосерийное производство и сбыт)  — 10 баллов.

Например, ученик, за время обучения в школе получил:

Один патент на изобретение, устройство — 7 баллов.
Один патент на полезную модель — 5 баллов.
Пять удостоверений на рационализаторские предложения — 5 баллов.
Одно из рационализаторских предложений было внедрено — 10 баллов.
Суммарная оценка творческого потенциала абитуриента — 27 баллов.

Так же принять балльную накопительную систему оценки по результатам участия в выставках, олимпиадах, конкурсах, предопределяющую социальную активность человека.

Например, когда каждое из слагаемых суммарной оценки является частным от деления условного статуса олимпиады (конкурса, выставки...) на занятое место.

Предположим, принят следующий статус:

  • Международный — 1000 баллов.
  • Российский — 200 баллов.
  • Окружной — 100 баллов.
  • Республиканский, областной — 30 баллов.
  • Городской — 10 баллов.
  • Районный — 5 баллов.
  • Школьный — 1 балл.

Каждое участие, после деления статуса на занятое место, дает свои результаты, складывающиеся в общую оценку социальной активности школьника.

Например, ученик, за время обучения в школе принимал участие в пяти состязаниях.

Первое — защита собственного проекта, где он поэтапно достиг следующих результатов:

Школа — 1 место — 1 балл.
Район — 2 место — 2.5 балла.
Город — 3 место — 3.33 балла.
Область — 12 место — 2.5 балла.
Округ — 137 место — 0.73 балла.

Итоговая оценка по проекту составляет — 10.06 балла.

Второе, например, окружная олимпиада — 20 место — 5 баллов.

И так далее, общая оценка социальной активности молодого человека определяется суммированием оценок по результатам всех пяти мероприятий.

Оценки творческого потенциала и социальной активности, в первую очередь, характеризуют школьника как будущего инженера и гражданина. Государству необходимо, учитывая индивидуальные способности творческой личности, обеспечивать его образование, трудоустройство в государственный сектор или содействовать организации инновационного бизнеса.

Должное отношение к изобретательству в целом и изобретателям, начиная со школьников, может в ближайшие годы придать ускорение научно техническому прогрессу страны.

7. Формирование лидерских качеств у креативных детей и подростков

Одним из важных факторов, необходимых для нормального развития общества, признано считать такую его организацию, когда во всех структурах, подразделениях, предприятиях и т.д. руководитель обладает качествами неформального лидера.

Лидерские, как, впрочем, и все другие качества, склонности и способности человека во многом предопределены генетически, но лидерство с детских лет в значительной мере формируется средой обитания. Семья, школа и все то, что вне семьи и школы (не только пресловутая «улица», но и спортивные секции, занятие музыкой, техническим творчеством и т.д.) — вот три ареала обитания детей, где формируется будущий гражданин.

В школе, как правило, назначенный формальный лидер — понятие формальное, неопределенное, не являющееся привлекательным для ровесников. За исключением тех случаев, когда, например, староста класса — порядочный человек, добросовестный ученик, организатор и имеет какие либо внешкольные достижения, например, на спортивном поприще.

В подростковом смысле слова неформальный лидер есть практически в каждом классе. Как правило, это физически крепкий молодой человек с интеллектом ниже среднего, может быть из социально неблагополучной семьи или из семьи материально обеспеченной. В юном возрасте характерной чертой неформального лидерства является нигилизм как противопоставление себя обществу в лице всех взрослых, включая преподавателей, с единственной целью — казаться более взрослым в глазах одноклассников. Привлекательность такого типа поведения для ровесников состоит в том, что позволяет, не прилагая никаких усилий, достигнуть более высокого статуса в своем окружении.

Изучено и написано по этому поводу в нашей стране много, практические же результаты видны из статистики подростковой преступности. Печалено и то, что многие из юных неформальных лидеров, в принципе не способных что — либо создать, со временем становятся вполне формальными руководителями, естественно, государственных структур. «Клановое» ведение народного хозяйства как раз предполагает осуществление кадрового подбора по принципам родственно-дружеских связей и коллективных коррупционных интересов. При этом маловероятно то, что некий «чей-то» руководитель будет себя комфортно чувствовать в окружении толковых подчиненных.

Для реального развития государства во всех его аспектах лидерские качества будущего руководителя необходимо формировать у тех подростков, которые представляют интерес для общества. В любой сфере деятельности наивысшая эффективность работы коллектива будет достигнута в том случае, когда руководитель сам является генератором идей. Только мыслящий лидер способен создать творческий коллектив, ценить и максимально эффективно использовать потенциал каждого из сотрудников.

Только человек разумный, то есть в полной мере отвечающий определению «homo sapiens», способен принести реальную пользу государству независимо от того, на каком поприще он найдет свое призвание: в науке, производстве, экономике, политике…

Лидерские качества необходимо развивать у тех подростков — будущих руководителей, которым уже сейчас есть что сказать и которые уже сейчас готовы создавать и отдавать.

На выявление и развитие талантливых, одаренных детей ориентирована программа создания «Творческих Лабораторий Юных Изобретателей и Рационализаторов, ТЛЮИР», формирование же лидерских качеств необходимо рассматривать как дополнительный, но при этом вполне самостоятельный проект.

Условно программу развития лидерских качеств у перспективных детей и подростков можно разделить на несколько ступеней.

Первый уровень — школьная защита

Ввести в общеобразовательных школах (учебных заведениях) как дополнительный методический прием или форму дополнительного образования и воспитания детей мероприятие «Школьная защита».

«Школьная защита» не вносит нарушений в существующую программу и методику учебного процесса, не влияет на расписание занятий, не является дополнительной нагрузкой для учащихся и педагогов, не требует дополнительных материальных затрат. Другими словами, «Школьная защита» гармонично вписывается в имеющуюся систему обучения.

Суть проекта «Школьная защита» состоит во введении в учебный процесс в соответствии с плановым изучением предмета отдельных уроков, которые проводят ученики-рационализаторы, демонстрируя при этом ими же разработанные и изготовленные наглядные учебные пособия.

Задачей каждого урока является не только раскрытие изучаемой темы, но и обсуждение конструкции нового учебного пособия. На уроке разрешается задавать любые вопросы как по изучаемому материалу, так и по учебному пособию. Приветствуется разбор функциональных возможностей устройства, критика и выявление недостатков, предложения по усовершенствованию и разработке новых устройств.

Уникальность такой формы общения состоит в том, что и докладчик, и слушатели (они же эксперты и критики) являются ровесниками. С одной стороны, рационализатор, защищающий свою разработку, не будет комплексовать и «зажиматься», поскольку перед ним такие же, как и он. С другой стороны, определенная часть одноклассников постарается «завалить» докладчика, поскольку он такой же, как и они, но выступает в роли новатора и преподавателя.

В процессе работы класс разобьется на несколько групп: недалекие и безразличные — молчащие, беспокоящиеся о своем лидерском статусе — критикующие и конструктивно заинтересовавшиеся демонстрируемой разработкой и техническим творчеством в целом. Методический прием может спровоцировать перегруппировку существующих внутриклассных содружеств по новым для подростков критериям — интеллектуальному уровню и социальной зрелости.

«Школьная защита» затрагивает и ряд личностных, жизненно важных для молодых людей вопросов.

Юный новатор учится «держать удар», отстаивать собственную позицию, приобретает навыки ораторского мастерства, уверенности в собственных силах и знаниях.

Для сверстников уроки, демонстрирующие практическую полезность и реальную возможность проявления индивидуальных способностей, могут во многом повлиять на формирование их жизненной позиции. Имея наглядные примеры, каждый из учеников рано или поздно придет к внутренней самооценке и, возможно, впервые задумается над простым вопросом: лидер — это тот, кто стремится и способен создавать, или тот, чей девиз — отвергать и потреблять.

Преподавателям школ на своих уроках периодически необходимо затрагивать тему о значении изобретательства и роли лидера в научно-техническом прогрессе, о статусе и привилегиях изобретателя. О возможности самореализации и профессиональной ориентации подростков, занимающихся в «ТЛЮИР» и имеющих тесные контакты с опытными изобретателями, конструкторами, учеными.

Такие беседы совместно с проектом «Школьная защита» будут способствовать повышению познавательной и творческой активности, вовлечению в созидательную работу и социальному становлению школьников.

Вторая фаза самоутверждения и закаливания лидерских качеств творческой молодежи — это участие в конкурсах, защитах и выставках районного, городского, республиканского, российского и даже международного уровня.

На таких мероприятиях оппонентами юных изобретателей и рационализаторов будут не только профессиональные эксперты, но и юные новаторы из других районов и городов, которые в борьбе за призовые места приложат все силы, стараясь более выгодно представить свои разработки и уменьшить достоинства других.

Здесь в полной мере проявятся все качества, необходимые будущему руководителю: отменное знание своей темы и техническая эрудиция, позволяющая моментально разобраться в чужих работах, ясность изложения мысли и культура общения, уверенность в своих силах и жесткая интеллигентность в экстремальных ситуациях.

Очевидно, что чем больше конкурсов и выставок будет проводиться на районных и городских уровнях, тем более уверенно станут себя чувствовать новаторы и тем выше будет привлекательность научно-технического творчества для молодежи.

И третье — популяризация изобретательской и рационализаторской работы подростков через средства массовой информации.

После того, как в полной мере заработает программа «ТЛЮИР», необходимо на регулярной основе освещать ее деятельность в СМИ. Основным каналом связи с общественностью должно стать местное телевидение.

Один-два раза в неделю, желательно, в формате самостоятельной программы, в фиксированное время и с повтором давать пяти-десятиминутные репортажи с участием юных новаторов. Это могут быть студийные съемки, выступления на конкурсах и выставках, «Школьные защиты», занятия в «ТЛЮИР», посещения предприятий, научно-исследовательских лабораторий и т.п. Наиболее значимые события целесообразно освещать и в информационно-новостных блоках регионального телевидения.

Известность, популярность и всеобщее признание — наиважнейшие условия, закрепляющие лидерский статус как для самого подростка, так и для его ровесников.

Благодаря телевидению в каждой семье, где есть школьники, появится прекрасный повод для обсуждения вопросов учебы, увлечений, трудолюбия, целеустремленности т.д. В проект технического творчества и соревнования внутри проекта будут вовлечено все взрослое окружение подростка.

Не более чем через год работа «ТЛЮИР» станет такой же привычной частью жизни, как собственно школа. И многие родители начнут уделять внимание творческому потенциалу своих детей с раннего, дошкольного возраста.

Наибольшей эффективности, а в конечном итоге, полезности государству проект достигнет в том случае, когда у детей, а главное, их родителей, будет четкая мотивация на вложение сил и средств в подростковое техническое творчество. Дипломы, грамоты, свидетельства, патенты, награды должны нести реальные выгоды их обладателям. Наилучшим стимулом для молодых талантов станет льготное зачисление и обучение в высших учебных заведениях, и хорошие перспективы на трудоустройство в будущем.

Не каждый юный новатор со временем станет государственным служащим или директором предприятия, но формировать армию будущих добросовестных, преданных своему делу руководителей необходимо сейчас и из числа талантливых и трудолюбивых подростков.

Переход страны из состояния выживания, от кризиса до кризиса, к динамичному развитию могут обеспечить только способные генерировать идеи, принимать решения и брать на себя ответственность, мыслящие масштабно государственные служащие и руководители.

8. Антикоррупционная составляющая проекта. Государственная кадровая политика

Интеллектуальный подход к формированию структуры управления кадрами и необходимость выработки Государственной кадровой политики в стране назрели давно. Точнее, были необходимы всегда, поскольку и доперестроечное, партийное управление экономикой, и нынешние, откровенно коррупционные методы распределения бюджетных средств, привели к полной деградации понятия государственности.

Бесперспективно то общество, в котором почти каждый гражданин думает о том, что бы у него взять, и не видит смысла что либо создавать.

Коррупция как явление, как сформировавшаяся структура межличностных деловых взаимоотношений по распределению бюджетных средств, материальных ценностей и благ и зачастую откровенно бездарные чиновники, занятые этим распределением, — вот непреодолимая преграда для национальных проектов, инновационной политики, модернизации и всего того, благодаря чему развитые страны считаются развитыми.

Болезненная жажда наживы как соревнование, самоутверждение, как смысл жизни, желание любой ценой выдвинуться в подчиненные более высокого ранга являются главными стимулами становления чиновника. Кроме традиционной склонности к мздоимству и казнокрадству в самых разнообразных формах, типовой российский чиновник обладает еще одной, сопутствующей, профессиональной чертой — талантом имитации бурной деятельности. Отчеты об успешно израсходованных бюджетных средствах, графики, таблицы, что угодно — важен объем. Именно объем отчетных материалов определяет штат, статус и финансирование учреждения. Структура не приемлет каких либо инициатив и идей, тем более критики снизу. Основное условие благополучия чиновника — своевременный доклад начальству о выполнении его распоряжений.

Лишь после того как само собой умрет наше жизненное кредо «Всякая инициатива наказуема», появятся шансы на возрождение государства.

Даже мыслящего человека невозможно заставить думать и работать по-новому, тем более в существующей структуре, — что говорить об остальных. Никакие разовые акции по борьбе с коррупцией не смогут искоренить систему. Ничего не даст и смена руководства на разных уровнях управления. Нет повода разом заменить всех чиновников, да и кем?

Предлагаемый подход к проблеме предполагает формирование армии будущих государственных служащих и руководителей разного уровня из числа талантливых, креативных детей, обладающих лидерскими качествами. А так же полную прозрачность личных данных, включая интеллектуальные способности претендентов на государственные должности.

Так же как редко у кого имеются врожденные данные к профессиональному занятию спортом, музыкой, рисованием и т.д., так и интеллектуальная недостаточность не должна являться поводом для обвинения общества в дискриминации по признаку слабоумия.

Начиная с пятого-шестого класса, на регулярной основе проводить тестирование школьников по направлению «интеллект, эрудиция». Результаты каждого теста вносить в личную карточку ученика. По значимости и необходимому уровню защищенности от фальсификации результаты тестов необходимо приравнять к Государственному экзамену.

Разработать несколько десятков независимых методик (баз данных вопросов) оценки уровня интеллекта и эрудиции испытуемых. Методически применять как формат собеседования, так и формат вариативности ответов (5-10 ответов на один вопрос). Применять интернет-тестирование. Активно использовать лучшие разработки из практики развитых стран.

Пример тест-вопросов, используемых при оценке уровня «интеллект-эрудиция» школьников в формате собеседования.

  1. Почему опасно вливать воду в кипящее растительное масло?
  2. На какой частоте «работает» свисток милиционера?
  3. Почему зимой подоконник всегда холодный?
  4. Получите число один, используя единицу и минус три.
  5. После девяти подбрасываний подряд монета выпала одной стороной. Вероятность того, что на десятый раз монета выпадет другой стороной, составляет (приблизительно, точно) _______%.
  6. На ровной поверхности земли на расстоянии тысяча метров вертикально установлены два столба высотой по сто метров. Отклонение вершины от вертикали у каждого из них не превышает двух сантиметров. На сколько расстояние между верхними центрами столбов может отличаться от расстояния между центрами на уровне земли?
  7. Одна минута равна 1,85______ (указать размерность).
  8. На одной чаше уравновешенных весов лежит тонна чугуна, на другой пенопласт. Сохранится ли равновесие, если всю систему переместить на Луну?
  9. Почему поднимается столбик ртути в медицинском термометре (градуснике) и почему после измерения температуры он не опускается?
  10. Ученик бежал в школу со скоростью семь километров в час, обратно той же дорогой шел со скоростью три километра в час. Какова его средняя скорость движения?

(Вопросы не сложные, но Вы дали лишь два правильных ответа… Шутка.)

Каждая из оценок тестирования должна быть отражена в аттестате об окончании школы и в дипломе об окончании вуза, сохраняться в базах данных учебных заведений.

По окончании школы и по окончании вуза специалисты соответствующего профиля (психологи, социологи, преподаватели) должны дать однозначное заключение, имеет ли способности молодой человек занимать руководящие должности, и обязательно дать рекомендации по его профессиональной ориентации.

Профиль студента, его экзаменационные оценки и результаты тестирования должны быть внесены и сохраняться в защищенных централизованных базах данных свободного (частично) доступа. Благодаря этому члены аттестационной комиссии, специалисты по подбору кадров, работодатели и сослуживцы будут иметь общее формальное представление о человеке, претендующем на какую либо должность.

При трудоустройстве на руководящие должности в государственный сектор и при каждом шаге продвижения по служебной лестнице обязательно проводить тестирование по оценке интеллектуального уровня претендента. Независимо от должностных изменений, результаты тестирования должны быть добавлены в централизованную базу данных.

Вышестоящая инстанция или специальная Государственная аттестационная комиссия должна иметь право в любой момент провести тестирование любого бюджетного служащего.

Подбор и управление руководящими кадрами в бюджетной сфере необходимо возвести в ранг Государственной кадровой политики, работающей хотя бы по двум критериям — наличию интеллекта и достаточности образования. Ведь в крылатой фразе о русских бедах речь идет не об отдельно взятом, деревенском дурачке, а об огромной армии государственных чиновников.

Почти поголовное псевдовысшее образование за годы советской власти полностью девальвировало статус инженера, а с объявлением перестройки процедура получения диплома о высшем образовании в той или иной форме приравнялась к акту купли-продажи.

Каждый обладатель диплома должен знать, что абсолютно всем известно, где и как он учился, насколько глуп он или умен, как продвигался по служебной лестнице, что и когда предложил и внедрил, и то, что в любой момент его интеллектуально-профессиональное соответствие может быть публично уточнено. Возможно, с таким подходом к управлению кадрами страна постепенно перейдет от кланового ведения народного хозяйства к плановому, и чиновники займутся созиданием, а не разорением.

Ищущие наживу в каждом своем должностном действии будут встречаться и среди новой, мыслящей популяции государственных служащих, но есть несколько «но».

Во-первых, ликвидируется изначально коррупционная, родственно-дружеская и продажная системы подбора кадров, когда каждый чиновник является «чьим-то» и, естественно, обязанным тому, кто его усадил на занимаемое место. То есть речь идет о разрушении отработанной десятилетиями схемы формирования коррупционных связей.

Второе, это духовная составляющая интеллекта. Для творческой личности самоутверждение идет через создание, воплощение в жизнь чего-то своего, нового, полезного для общества, посредственность же способна лишь демонстрировать свою значимость после похвалы начальника. Другими словами, для «homo sapiens» на первом плане созидание, затем все остальное, для серости — потребление и удержание в зоне кормления.

Третье, «человек мыслящий» зачастую генетически неспособен выполнять бессмысленные распоряжения или имитировать деятельность. Будучи не в состоянии бороться с системой, он скорее уволится, чем опустится в собственных глазах.

Наконец, по определению: воспитание — целенаправленное создание условий для формирования личности с целью ее подготовки к участию в общественной и культурной жизни общества.

Как нельзя лучше цели и задачи «Творческих Лабораторий Юных Изобретателей и Рационализаторов» совпадают с вопросами воспитания молодого поколения.

Находясь со школьных лет в среде единомышленников, талантливых, увлеченных, ребят, общаясь с настоящими изобретателями-конструкторами, инженерами, молодой человек, возможно сам того не замечая, становится личностью, ориентированной на развитие общества.

Совместное обсуждение и решение задач, честная, бескорыстная взаимопомощь, гордость успехами товарища и коллектива — все это возможно, когда каждый занимается своим делом, но все объединены одной идеей — созданием нового, созидательным трудом.

Каждый специалист гордится своими достижениями: изобретатель — тем, что создал, вор — тем, сколько украл. Задача Государства — каждому из них найти свое место.

Полная версия статьи размещена по адресу http://poisk77.ucoz.ru/index/annotacija/0-38