Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 26.03.2010]

Главная / Статьи / Разное /
Аннотированный список книг по ТРИЗ-педагогике

Альтов Г. И тут появился изобретатель...

Купить

Автор учит школьников решению изобретательских задач. Основой этой занимательной книги послужил материал рубрики «Пионерской правды» «Изобретать? Это так сложно! Это так просто!», которую под псевдонимом Г. Альтов много лет вёл Генрих Саулович Альтшуллер — основатель ТРИЗ. Подготовка изобретателя — длительный процесс, и поэтому начинать её необходимо как можно раньше. И пока в средней школе не введено изучение теории и методики технического творчества, можно самостоятельно сделать первые шаги в изобретательстве, в чём поможет знакомство с книгой. Учебные задачи в книге подготовлены на основе реальных изобретений. Читателю не требуются какие-либо специальные знания, задачи можно решать, оставаясь в рамках школьной программы.

Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель.

См. также:
Сокращенная статья «Воспитание чудом»
Рукопись книги «Воспитание Чудом»

Работа адресована родителям и педагогам, заинтересованным в творческом развитии ребёнка, в формировании активной творческой личности.

Создано немало систем воспитания человека, но появление творческих личностей до сих пор остаётся необъяснимым феноменом. Не случайно поэтому в рамках сугубо технической теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разрабатываемой с 1946 года Г. С. Альтшуллером и его школой, выделяется самостоятельная область: теория развития творческой личности (ТРТЛ).

На основе анализа биографий творцов и многолетних экспериментов по формированию исследователей авторы излагают гипотезу формирования творческой личности.

Метод исследований, используемый авторами, обычен для ТРИЗ: изучение биографий и автобиографий известных личностей, нахождение в них общих закономерностей, анализ и обобщение жизненных ситуаций, выявление отдельных приёмов воспитания, обобщение опыта, которым можно воспользоваться для нужд сегодняшней педагогики.

Авторы не обещают читателям волшебства или магического трюка, после которого человек мгновенно становится Творцом. Творчество высокого уровня — это долгое и мучительное Восхождение. Но в воспитании творческой личности нет мистики. Это — сознательное развитие способностей, заложенных в каждом человеке, которое в конечном итоге приводит к формированию творческой личности, способной на достижение высоких, в идеале — общечеловеческой значимости результатов.

Великович Л. Л. Подготовка к экзаменам по математике, в двух частях

Учебное пособие для абитуриентов и учащихся 9-11 классов.

Оригинальная методика. Советы-принципы по решению задач сформулированы автором по аналогии с некоторыми приёмами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Подготовка в ведущие вузы страны: автор книги, кандидат физико-математических наук, вот уже 25 лет обучает абитуриентов искусству решать математические задачи.

Гин А. А. Приемы педагогической техники

Купить электронную версию

Купить бумажную версию

Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей.

В 1999 году вышло первое издание книги «Приемы педагогической техники». С тех пор книга была переиздана 14 раз, общий тираж составил около 80 тысяч экземпляров. Отрывки из книги печатаются практически во многих известных российских периодических педагогических изданиях. В 2001 году под впечатлением от этой книги НИИ школьных технологий стал издавать журнал «Педагогическая техника».

Эта книга-методика адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся опробованные и четко сформулированные приемы, повышающие продуктивность обучения. Это приемы управления классом: поддержание дисциплины и внимания; организация нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; обеспечение эффективной проверки знаний… Дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь. В книге также приводятся приемы организации труда учителя.

Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина

Купить электронную версию

Купить бумажную версию

Для детей младшего школьного возраста.

Эта книга — сборник самых настоящих изобретательских задач. Конечно — учебных, для маленьких детей. Книга содержит 36 открытых задач построенных на сказочных сюжетах. В центре каждой из них — сказочный герой, который должен найти выход из того или иного затруднительного положения. Юный читатель вместе с героем ищет этот выход, используя предлагаемые подсказки, решения и комментарий. Работа с книгой поможет развить творческое мышление детей, создать благоприятную психологическую атмосферу для общения детей и взрослых. Автор и его коллеги опробовали задачи в работе с детьми (в основном младшими школьниками) в крупных городах России и СНГ (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Харькове и др).

Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина

Книга-подарок богато иллюстрирована. Она содержит 36 занимательных задач, которые помогут развить у Вашего ребенка:

  • внимание;
  • умение видеть скрытую информацию;
  • раскрепощенность воображения;
  • умение выделить главное.
Книга переведена на немецкий, французский, польский, чешский, корейский, английский языки, издана в Китае.

Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач для сельской школы

Книга предназначена для тренировки креативности, то есть изобретательских и исследовательских навыков мышления, учеников средних и старших классов. В неё включены задачи из сферы сельской жизни, а также методические и теоретические подсказки. Эта книга — увлекательное чтение для тех, кто готовит себя к творческому труду. Задачи сопровождаются интересными историческими сведениями, редкими фактами из жизни растений и животных.

Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает

Купить электронную версию

Купить бумажную версию

Умение решать нестандартные задачи, преодолевать стереотипы — основные составляющие новаторского мышления. Авторы предлагают книгу, которая в полной мере способствует развитию этих умений. Предметная область книги: биология, экология, сельская жизнь. Книга предназначена для любознательных подростков и взрослых людей. Есть в ней и методические приложения для педагогов, которые получают возможность существенно разнообразить свои уроки и заинтересовать учеников настоящим исследовательским и изобретательским творчеством. Тем более что задачи изложены в лёгком, занимательном стиле и каждую задачу сопровождает дополнительная полезная и увлекательная информация.

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду

Купить электронную версию

Купить бумажную версию

Для педагогов дошкольных учреждений.

В пособии раскрыты основные понятия ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

Гин С. И. Мир загадок

Купить

Для преподавателей и детей начальной школы.

Пособие представляет собой подробную поурочную разработку курса «Мир загадок», который знакомит детей с окружающим миром через отгадывание и сочинение загадок. Первоклассники изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления, знакомятся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), путешествуя по Стране загадок.

Гин С. И. Мир человека

Купить

Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы.

Содержание курса — системное рассмотрение человека с разных точек зрения: биолого-анатомической, психологической, социальной. Особенность курса в построении уроков в форме проблемного диалога с детьми, при котором дети находятся в активной познавательной позиции. Объектом изучения становится сам ребенок 7-8 лет. Пособие представляет собой подробные поурочные разработки годового курса для первого (или второго) класса начальной школы. Курс может преподаваться факультативно или как предмет «Ознакомление с окружающим».

Гин С. И. Мир фантазии

Купить

Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы.

Курс «Мир фантазии» ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приемы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Пособие представляет собой подробные поурочные разработки 31 урока для учащихся 2-3 классов, включающие в себя рекомендации по проведению каждого урока, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей, иллюстративный материал к уроку.

Гин С. И. Мир логики

Купить

Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы.

Курс «Мир логики» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д. Пособие представляет собой подробные поурочные разработки 32 уроков для выпускного класса начальной школы, включающие в себя рекомендации по проведению урока в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на уроке и описание способов их преодоления.

Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе

Купить

Пособие для учителей первых классов.

Пособие представляет собой подробные поурочные разработки курса адаптации первоклассников к школе. Продолжительность курса — 5 дней (первая учебная неделя). В качестве эксперимента в него включена отработка организационных и психологических умений и навыков, которые необходимы детям для успешного дальнейшего обучения. В курсе используется преимущественно коллективная и парная форма работы, много игр на переключение внимания. Книга получила гриф «Рекомендовано Научно-исследовательским центром учебной книги и средств обучения Министерства образования Республики Беларусь».

Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок

Книга предназначена для школьников и учителей, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по физике и химии, научиться решать творческие задачи.

Её авторы продолжают тему творческого развития воображения детей, начатую в их первой книге «Месяц под звёздами фантазии».

Решать творческие задачи может научиться каждый, а, используя творческий подход, элементы ТРИЗ, можно сделать интересным и намного более эффективным изучение любого предмета, нужно только изобретать и делать открытия, самому находить новые решения. Это — главная мысль книги, которую развивают авторы на примере школьных курсов физики и химии.

В книге описан опыт проведения факультативных занятий по этим предметам, приведены записи уроков и рекомендации для преподавателей.

Благодаря подборке любопытных фактов по различным темам школьного курса, научных задач и изобретательских решений читатель с удивлением начинает понимать, что вопреки впечатлению, создаваемому школьным обучением и учебниками, вокруг нас куда больше неизвестного, чем известного, и открытия сегодня делаются чаще, чем вчера, и не только в новых отраслях знания.

Вместе с Изобретателем, Конструктором, Физиком и Химиком ребята будут решать изобретательские задачи, овладевать техникой их решения, находить исключительно простые и красивые решения многих производственных проблем.

Цель книги — показать, как можно использовать ТРИЗ в школе, заинтересовать педагогов (и не только физиков и химиков) возможностями новой науки. Именно для педагогов разъясняются сложные моменты и обсуждаются вопросы, возникающие на занятиях, даётся большой набор задач и примеров, фактов и историй по каждой теме.

А для ребят — атмосфера приподнятости и увлечения на «изобретательских» уроках, радость красивых решений и открытий, возможность отвечать на странные вопросы и выполнять необычные задания. И, главное, — желание научиться изобретать.

Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии

Купить

Книга предназначена для детей, хотя с не меньшей пользой читается взрослыми. Она адресована школьникам, хотя с не меньшим интересом читается учителями.

Это — дневник летнего лагеря. Лагеря, где целый месяц отдыхали и фантазировали ребята — активисты научного общества учащихся, и взрослые, обучающие их изобретательству и развивающие их творческое воображение — учёные и специалисты, в том числе и авторы этой книги.

Эта книга — увлекательный рассказ о том, как уже в школьном возрасте научиться творчески мыслить, всюду искать новые, нестандартные пути, решать сложные творческие задачи в технике, науке, искусстве, в любой профессии и работе. Без этого сегодня немыслима работа учёного и изобретателя, а завтра — рабочего и учителя, врача и лётчика.

Как воспитать в себе качества творческой личности? Как стать творческими людьми? Как выбрать в жизни Достойную Цель? Как делаются научные открытия и решаются исследовательские задачи? Эти и многие другие вопросы рассматривают в своей книге авторы — специалисты по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Они рекомендуют читать книгу медленно, возвращаясь к уже прочитанным главам, стараться самостоятельно решать приведенные в тексте изобретательские задачи, осмысливая закономерности их решений. И тогда постепенное овладение системным подходом даст возможность охватывать и увязывать в единую систему разрозненные факты и сведения, раскованное воображение позволит эффективно работать по заданным алгоритмам, а преодоление психологической инерции даст готовность к восприятию новых идей.

Цель книги — помочь каждому ребёнку стать творческой личностью. И что ещё важнее — захотеть ею стать.

Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать!

Эта книга для тех, кто хочет стать изобретателем, кто увлечен миром технического творчества и желает глубже познать его. Цель книги — помочь юному читателю развить свои изобретательские способности.

Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать

Главы из книги

Книга может служить популярным творческим пособием для тех, кто стремится глубже понять мир технического творчества и увлечён им, кто хочет стать изобретателем и желает развивать свои творческие способности.

Автор книги — конструктор по профессии, имеющий более 100 изобретений. Анализируя некоторые законы развития технических систем и положения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), он убедительно доказывает познаваемость и доступность мира творчества, и в то же время его бесконечное разнообразие. На многочисленных примерах, взятых из практики и доступных учащимся среднего и старшего школьного возраста, в книге наглядно показан процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к творчеству высокого уровня. В результате изобретательство перестаёт быть уделом избранных. Освоив основы ТРИЗ, практически любой человек может стать изобретателем.

Многие задачи, представленные в книге, решены школьниками, учащимися 6-7 классов. Обычные ребята, познав методику творческого мышления, открывают для себя новый и удивительный мир. Они ускоряют научно-технический прогресс и, главное, ощущают себя способными улучшить существующий мир.

Кавтрев А. Ф., Хаздан И. Б. Сборник вопросов и задач по физике

Пособие для учащихся 9-11 классов. Базовый уровень образования.

Сборник адресован ученикам 9-11 классов, изучающим физику на базовом уровне. В него включены стандартные задачи с учетом требований Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Каждая учебная тема представлена тремя блоками аналогичных задач. Задача из блока А разбирается с учителем, задачу из блока Б ученики самостоятельно решают на уроке, задача из блока В остается для домашнего задания. Такой подход позволяет реализовать три фазы усвоения нового навыка — пассивную, полуактивную и активную. Каждый раздел сборника завершается оценочным итоговым тестом.

Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами

Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственной персоной

         

Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения, в двух частях.

Законы физики в этом учебнике ребята переоткрывают путем решения цепочек исследовательских задач. Учебник отличается тем, что основные физические понятия вводятся в ходе решения цепочки исследовательских задач. Книга ориентирована на систему развивающего обучения, но может использоваться и учителями обычной школы.

Камин А. Л. Физика. Развивающее обучение. 7-й класс

Купить

Учебное пособие предназначено для учителей, работающих в классах, где физика изучается первый год и содержит большое количество творческих заданий. Работа с этой книгой позволит не только освоить материал на высоком уровне, но и развить способность к творческому мышлению и ученикам, и учителям.

Книга отличается от других тем, что позволяет построить преподавание в исследовательском ключе: ученики осваивают основные физические понятия в ходе самостоятельного исследования. Пособие ориентировано на систему развивающего обучения, но может оказаться полезным учителям (и ученикам) обычной школы, поскольку формирует творческий подход к предмету. Книга может быть с успехом использована для подготовки к предметному тестированию, олимпиадам, детским научным конференциям, творческим конкурсам в области физики и связанных с ней областях науки и техники.

Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки

Методика рассказа по картинке. Для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальной школы, родителей.

В работе представлена опробованная на уроках чтения методика рассказа по картинке, при помощи которой успешно достигаются цели развития речи. Методика разработана с использованием ТРИЗ. Методика построена в виде методических шагов, которые выстраиваются в единую дорожку, ведущую к намеченной цели — рассказать картинку без запинки. Приведены примеры работы с картинкой на уроках, формы работы по пополнению активного словарного запаса.

Нестеренко А. А. Страна загадок

Данный сборник составлен по материалам занятий, которые проводились в начальных классах школы-гимназии № 30 города Петрозаводска. Дети называли эти занятия «фантазированием». Официальное название курса — «Развитие творческих способностей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)».

Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?

Купить

50 часов творчества. Книга для учителя.

Автор адресует книгу учителям. Прежде всего она рассчитана на тех, кто заинтересован в получении основательных знаний по изобретательскому творчеству в любой области. Это книга о теории, приёмах и способах получения новых идей, в ней систематизировано изложены основные идеи ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Книга является эффективным и простым пособием с постепенным возрастанием сложности по мере чтения. Наиболее эффективный путь освоения методологии творчества — повторное чтение книги, работа с конспектом, глубокое размышление об элементах теории. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал, что практически любой человек, если он сам того твёрдо желает, может стать активным новатором, изобретателем, научиться творчески мыслить.

Книга представляет собой тренинговую пошаговую систему решения изобретательских задач, которая поможет учителю изменить стиль обучения, сделать преподавание творческим и развивающим, а учение — интересным и захватывающим.

Книга преследует две цели: дать учителю основные понятия и инструменты ТРИЗ и одновременно снабдить его материалом для преподавания. Отсюда вытекает и структура книги — популярное изложение теоретических вопросов и обилие примеров и задач.

Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу

Уроки изобретательства.

Попытки организовать труд изобретателя делались во многих странах, но именно в Советском Союзе родилась методика, которую автор ее Г. С. Альтшуллер назвал АРИЗом (алгоритмом решения изобретательских задач). Авторы данной книги проводили обучение АРИЗу в Петрозаводске среди рабочих, инженеров, студентов. Книга содержит обобщенный опыт занятий и поможет молодому человеку, решившему заняться техническим творчеством, сделать первые самостоятельные шаги. В основу книги легли лекции авторов по методике изобретательства в молодежной изобретательской школе и общественной лабо¬ратории методики изобретательства (ОЛМИ).

Тимохов В. И. Картотека биологических эффектов

В помощь учителю биологии.

Биологические эффекты — это применение биологических объектов в жизнедеятельности человека. В картотеке представлены более 200 примеров использования биологических объектов для решения изобретательских задач, иногда очень далеких от биологии.

Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ

В сборнике более 200 занимательных примеров и задач. Пауки помогают криминалистам, хирурги используют муравьев, орлы выступают в роли рекламных агентов... Книга — находка для учителя биологии, стремящегося проводить уроки в захватывающе-проблемной форме. Учителям начальной школы книга поможет разнообразить уроки природоведения.

Толмачев А. А. Диагноз: ТРИЗ

Книга для педагогов РТВ, посвященная проблемам психологии творческой деятельности.

Всем кто интересуется психологией творчества и творческой деятельности, методами активизации творческой деятельности, проблемой развития творческих способностей детей и вопросами изобретательского творчества.

Круг проблем, рассматриваемых в книге, гораздо шире вопросов использования ТРИЗ. Книга посвящена общей проблеме формирования готовности к творческой деятельности. Работа содержит богатый иллюстративный материал, отличается от многих разработок по ТРИЗ более глубоким психологическим подходом к рассмотрению проблемы творчества и творческой деятельности.

Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ

Книга в формате .pdf

43 задачи для развития воображения.

В сборнике основное внимание уделено фантастическим идеям. Путешествия во времени, необычные роботы, телепортация, свойства проницаемости — это все вы найдете на его страницах. Но основным будут задачи, возникающие при реализации данной идеи в конкретных обстоятельствах. Автор сборника предлагает решать задачи, несущие тот или иной элемент фантастичности.

Флореску Р. С. Изобразительное изобретение по правилам?

Методический справочник предназначен для работников детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов, художников-педагогов, родителей, интересующихся развитием художественных способностей детей. Автор обобщил опыт двенадцатилетней исследовательской деятельности по развитию творческих способностей детей через изобразительное искусство с использованием элементов ТРИЗ. Предлагается принципиально новая дидактическая система АЛСОКА (АЛгоритм СОчинения КАртины), не имеющая аналогов в педагогике. Учит изобретать новые направления в искусстве, опираясь на объективные закономерности развития изобразительно-объемных систем.

Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца

Купить

Для родителей, воспитателей и педагогов начальной школы.

Это первая часть дилогии о приключениях Колобка. На страницах книги в увлекательной форме ведется диалог между маленьким читателем и героями книги, которые систематически побуждают ребенка делать собственные открытия, указывая ему пути к достижению цели. Чтобы помочь Колобку, ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. Он должен научиться мыслить системно, понимая происходящие закономерности. Каждая из глав книги состоит из материала, адресованного детям и подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых.

Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка

Купить

Для родителей, воспитателей и педагогов начальной школы.

Это вторая часть дилогии о Колобке. На страницах книги в увлекательной форме ведется диалог между маленьким читателем и героями книги, которые систематически побуждают ребенка делать собственные открытия, указывая ему пути к достижению цели. Чтобы помочь Колобку, ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. Он должен научиться мыслить системно, понимая происходящие закономерности. Каждая глава состоит из материала, адресованного детям и подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых.

Плакать погодим!

Методическое пособие. Книга для учителей начальной школы и родителей. Составитель С. Гин.

Учение с увлечением? — Да! А воспитание? Разве можно «читать нотации» так, чтобы ребенок хотел их слушать?! Оказывается — можно! Предлагаемый сборник стихов именно для этого. Отличительная особенность — тексты не «бьют в лоб», а содержат в себе намек. Персонажами часто являются животные и сказочные существа. Не надо добавлять металл в голос, страстно взывать к совести и принимать подобные не менее «эффективные» меры. Достаточно отреагировать ... стихотворением. Если оно хорошо подобрано — юмор и аллегория сделают свое дело. А дети сами сделают нужный вывод...