Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 30.10.2009]

Главная / Статьи / Педагогическая техника /
Хочешь говорить — говори!

Л. Гулькина

Тема: Текст как речевое произведение, продукт речи.

Цель урока: научить учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме; создавать свой собственный текст как речевое произведение.

Задачи:

  1. работать над созданием собственного текста;
  2. работать над произнесением речи:
      а) использовать элементы вербальной коммуникации, влияющей на восприятие речи: темп, тембр голоса, громкость, чёткость, паузы, логическое ударение и т.д.;
      б) применять элементы невербальной коммуникации: выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство;
  3. соблюдать нормы речевого этикета;
  4. обучать навыкам подготовки импровизированной речи по заданным темам;
  5. соблюдать регламент;
  6. вырабатывать умение работать в группах.

Приёмы: упражнения на мимику, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие спонтанной речи, упражнения на темп и мелодику речи; формулирование вопросов; работа с критериями, анализа выступления; упражнения с творческими заданиями.

Оборудование урока:

  1. информационные технологии на уроках риторики. Презентация на тему: «Азбука общения».
  2. собранные материалы учащихся к выпуску классных новостей;
  3. сочинения на темы: «А кошки бывают разные», «И петух был когда-то цыплёнком», «Чтобы быть свиньёй, не обязательно родиться поросёнком»;
  4. примерные речевые формулы (клише) для подготовки «классных новостей»;
  5. ключевые предложения, служащие способом соединения фрагментов сказки к игре «Сочини сказку»;
  6. критерии оценок;
  7. отличительные знаки творческих групп (значки, галстуки, бейджики).

Ход урока:

I. Введение в тему. На прошлом уроке вы познакомились с темой: «Текст как речевое произведение, результат речи». Сегодня мы продолжим работу над созданием текстов и их произнесением. Поэтому тема будет звучать так: «Хочешь говорить — говори!».

А чтобы наши тексты стали настоящими речевыми произведениями, мы создадим определённые речевые ситуации: С кем, где, когда, с какой целью будет осуществляться общение и в каком стиле?

Перед каждым из вас лежат клише, которые помогут вам в построении текстов. Таким образом, перед вами ставится цель: научиться связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, то есть создавать текст на основе клише газетно-публицистического и художественного стилей, а также развить навыки построения спонтанной речи. В качестве эпиграфа взято высказывание греческого философа Аристотеля: «Приятная для слуха речь — своего рода музыка». Как вы понимаете эти слова?

II. Подготовительная работа. Чтобы ваша речь произносилась свободно, чётко, красиво, мы выполним несколько подготовительных упражнений:

  1. Упражнения для мышц шеи и позвоночника.
    • Повороты головы влево и вправо (5 раз)
    • «На колок!» — встать прямо, расправить плечи, руки по швам, расслабить плечи, слегка согнувшись вперёд, руки свесить в виде плетей и слегка потрясти, постепенно выпрямиться, расправить левое плечо, затем — правое, как бы надевая позвоночник на вешалку (4 раза).
  2. Дыхательная гимнастика (проецируется па экран).
    • Вдох через нос, выдох через рот и наоборот (4 раза);
    • «Задуй свечу!» — глубоко вдохнуть, а при выдохе медленно выпускать воздух узкой струёй на мнимую свечу, чтобы «пламя свечи» легло, а не погасло (3 раза);
    • «Дровосек» — глубокий вдох (руки вверх), резкий выдох с выпадом вперёд (руки в замке вниз) на звук «Ух!» (3 раза).
  3. Работа над звуком (проецируется на экран со звуковым сопровождением «Техника речи»):
    • «мм-мм-мм» — с переходом в «нн-нн-нн» (2 раза);
    • «рр-ррр-рр» — рокот самолёта (2 раза);
    • «жж-жж-жж» — полёт жука (2 раза);
    • «зз-зз-зз» — писк комара (2 раза);
    • «шш-шш-шш» — шум ветра (2 раза).
  4. Гимнастика языка — перекатывание шарика (языка) с левой щёчки в правую и наоборот (4 раза).
  5. Мимические упражнения:
    • при произношении звука «С» — широкая улыбка;
    • при произношении звука «У» — губы в виде трубочки.
  6. На мелодику речи: данное стихотворение сначала надо произнести в нижнем регистре, затем — в верхнем:
    • Пара барабанов (3 раза)
    • Била бурю,
    • Пара барабанов (3 раза)
    • Била бой.
  7. На темп речи: данная фраза сначала произносится в медленном темпе, затем постепенно ускоряется при повторении до 4-х раз:
    • От топота копыт
    • Пыль по полю летит.

III. Опрос домашнего задания. Чтение домашних сочинений учащихся на темы: «Чтобы стать свиньёй, не обязательно родиться поросёнком», «И петух был когда-то цыплёнком», «А кошки бывают разные».

IV. Коммуникативная игра. «В эфире «Классные новости».

Работа проходит в группах. Дети выбирают и придумывают рубрики самостоятельно Примерные рубрики: «Новости класса», «Зарубежные новости», «Культура», «Ученик года», «Астрологический прогноз» и т.д. (материал для выпуска новостей дети подбирали дома, а в классе его редактируют). Материал должен быть оригинальным и интересным. Важно, чтобы были использованы клише газетно-публицистического стиля. Кроме того, в программе должен быть репортаж с включением интервью (данный материал строится на основе детских сочинений о поездках на экскурсии). Зрители — ученики класса. Эфирное время — 20 минут. Начало и окончание — по сигналу. Итак, подведём итоги. Ученики высказывают свои замечания, используя «Критерии оценок». Юмор приветствуется.

Развитие спонтанной речи. Игра «Сочини сказку». В данной игре используются клише художественного стиля.

— Мы будем сочинять фантастическую сказку, главные герои которой летают в небе, плавают в океане, живут на острове Буяне и т.д. Сказку начинает рассказывать один, затем сказочником становится другой, третий и т.д. Условия игры: Не повторять сюжет, придумывать сказочные обстоятельства, стилизовать речь под речь фольклорную. Ведущим будет учитель, который жестом указывает на следующего рассказчика. Слушается 3-5 фрагментов. Темы могут быть такими: «В сказочном лесу», «Жили-были» и др. Зрители-ученики оценивают оригинальность услышанного сюжета, близость к фольклорной сказке. Участники также высказывают своё мнение, находят удачные и неудачные моменты.

V. Подведение итогов.

VI. Задание на дом:

  1. Подготовить вопросы, которые вы хотели бы задать президенту.
  2. Подготовиться к спору: «Наш цвет — самый главный».
  3. Сочинить сказку «О чём думают книги ночью в библиотеке».

Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» №6-2008.