Н. Струговец
Социум предъявляет к педагогу систему высоких требований, выполнение которых возможно лишь при создании совершенно новых условий повышения педагогического мастерства, способствующих динамичному творческому взаимодействию участников образовательного пространства. Одним из них может стать вариативный диалог опытов и поддержка творческой инициативы.
Именно в таком поле выстраивается деятельность сообщества педагогов эстетического цикла «Золотая рыбка», главная задача которого — создание условий для профессионального роста. Основой его построения является поддержка инициативы и обеспечение поля её проявления. Открытость, гибкая структура взаимодействия, вариативность форм общения, максимальная включённость каждого члена сообщества с учётом направленности самоопределения педагога, использование современных информационно-коммуникационнных технологий — принципы организации деятельности, которые позволяют учителям не только решать методические проблемы, но и постоянно обмениваться находками педагогической практики, проявлять творческие инициативы.
Постоянный творческий диалог, выстраивающийся на площадках школ района, выявляет профессиональные дефициты педагогов и способствует их ликвидации. Благодаря сложившимся формам профессионального взаимодействия каждый является не пассивным участником события, а его инициатором и организатором. Именно с учётом инициатив осуществляется планирование работы на текущий учебный год. При такой структуре учителя получили возможность общаться, отдыхать и придумывать вместе. Главным является то, что передача опыта осуществляется в активной форме: любая деятельность сообщества предполагает активное участие каждого присутствующего, будь то открытый урок, выставка, совещание или семинар, а разнообразные её виды позволяют проявить себя в разных качествах.
Структура организации педагогического сообщества
Одним из центров творческого общения в районе является школа № 135, где на протяжении пяти лет проходят районные выставки детского творчества «Подснежник». Ежегодно на них представляется более 200 работ учащихся образовательных учреждений и воспитанников детских садов.
Формируется и районная традиция организации выставок педагогического творчества. Одной из них является «Русь мастеровая», где педагоги могут ежегодно демонстрировать свои находки как в области изобразительного мастерства, так и декоративно-прикладного искусства.
Ещё одной реализованной идеей педагогического сообщества являются салоны творческого общения. Это и место предъявления педагогического опыта, и образовательная среда района, в которой происходит формирование эстетических и культурных ценностей как педагога, так и ученика. Тематика салонов выбирается с учётом богатого инновационного опыта участников и потребностей образовательной среды. «Невербальный диалог», «Кукла в образовательном пространстве», «Новогодний карнавал», «Весенний вернисаж», «Визитная карточка педагога» — эти салоны творческого общения позволяют продемонстрировать достижения, обобщить собственный опыт и получить новую идею. Такая форма работы способствует объединению ресурса в создании новых образовательных практик через проектную деятельность и работу творческих групп, организации культурного диалога участников образовательного пространства.
Представленный опыт стал для многих педагогов отправной точкой в их новой деятельности или пополнил методическую копилку. Поэтическое название салона «Золотая рыбка» вдохновляет на новые открытия, а камерная атмосфера проведения раскрывает уникальные возможности каждого участника.
Творческим продуктом взаимодействия педагогических сообществ «Золотая рыбка», «Свежий ветер», «Фабрика звёзд» является «Интеллектуальный бомонд». Цель проекта — создание условий для общения интеллектуально одарённых детей района.
Без сомнения, это важное и нужное событие, которое решает такие важные задачи, как:
- поощрение призёров и победителей районных олимпиад;
- организация совместного общения педагогических и детских сообществ;
- создание среды для формирования интеллектуальной элиты района.
Для участников интеллектуального бомонда проводятся разные творческие мастерские: «Радуга общения» (психологический тренинг), мастерская «Дизайн-реклама», эстрадная мастерская, мастерская психологических игр, фотомастерская, мастерская «Цирк», «Занимательные игры», вокально-эстрадная мастерская, «Пресс-центр». Педагоги, мастерски организующие поле общения, становятся интересными творческими партнёрами для детей и взрослых. А талантливые ученики получают возможность проявить себя в качестве артистов, поэтов, фотокорреспондентов, художников.
Ежегодно в гимназии № 10 проводится конкурс вокалистов. Строгий отбор участников на городской этап позволил показать высокий результат: из четырёх участников городского конкурса трое стали победителями в разных номинациях.
Но особенно интересными являются творческие встречив мастерских, организованных педагогами школ района. Каждый получает возможность не только познакомиться с достижениями своих коллег, но и рассказать о своих педагогических находках, предъявить себя как автора иной деятельности, не связанной с педагогикой. Это места совершенствования профессионального мастерства, повышения методической грамотности и презентации собственного опыта. Кульминационным моментом организации авторских мастерских является обсуждение общих проблем и достижений, демонстрация собственного опыта. Возможность такого общения способствует повышению педагогического мастерства и организаторов мастерской, и её участников.
Доброй традицией сообщества «Золотая рыбка» стало ежегодное появление новых форм профессионального взаимодействия. Создание практической мастерской для подготовки и оформления районных мероприятий — это и передача опыта, и площадка повышения профессиональных навыков, и праздник для её участников. Оформление компьютерного фестиваля в гимназии № 4, создание экспозиции для выставки «Подснежник», подготовка и оформление «Интеллектуального бомонда» в школе № 135, организация выставки детского творчества на районном родительском собрании в ДК «Кировский» позволили педагогам проявить себя в качестве художников-оформителей, дизайнеров, конструкторов и изобретателей. Непринуждённость обстановки, единая цель и коллективная деятельность позволяют стать близкими даже совсем незнакомым людям.
Салон творческого общения, авторские творческие мастерские, коллективные творческие дела — это и места предъявления результатов творческой деятельности, и образовательная среда, организованная по принципу вариативности, которые активизируют поисково-исследовательскую деятельность в обучении и воспитании с целью определения и предложения нового содержания образования и возможности расширения спектра образовательных услуг. А надпредметный уровень организации деятельности и гибкая структура творческого взаимодействия сообщества способствуют созданию качественно нового образовательного пространства.
Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» №4-2008.