Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 31.03.2009]

Главная / Статьи / Педагогическая техника /
Блиц-опрос

H. Архипова

«Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение. Обычно для его реализации используется небольшой тест, состоящий из 5 вопросов и содержащий варианты ответов. Вопросы для теста подбираются в соответствии с целью проводимой диагностики. На своих уроках я использую блиц для актуализации знаний, полученных ранее, для организации проблемной ситуации, для определения уровня понимания и усвоения. В соответствии с задачами опроса определяется и его место в структуре урока, чаще всего это этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала или первичная проверка понимания учащимися нового материала. Для всесторонней проверки знаний или закрепления новых следует использовать другие приемы и формы.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1

Урок литературы. 8 класс. Первый урок в системе занятий по изучению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Предварительно учащимся было задано вспомнить все произведения, которые были прочитаны в 5-7 классах. Портретные характеристики подобраны таким образом, что позволяют перейти к беседе о роли фантастики в художественном мире писателя, ее эволюции, и поставить вопрос о наличии фантастических элементов в комедии. Таким образом, тест выполняет не только контрольную функцию, он также помогает активизировать имеющиеся знания учеников и мотивировать на приобретение новых.

Тест для блиц-опроса

Задание: определите произведение и героя, к которому относятся эти портретные характеристики.

  1. «…нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…»

    а) Башмачкин

    1. «Тарас Бульба»

    б) Черт

    2. «Ночь перед Рождеством»

    в) Тарас Бульба      

    3. «Шинель»

  2. «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пяточком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке».

    а) Хлестаков

    1. «Ночь перед Рождеством»

    б) Башмачкин      

    2. «Шинель»

    в) Черт

    3. «Ревизор»

  3. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем, что он с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».

    а) Чартков

    1. «Шинель»

    б) Башмачкин      

    2. «Портрет»

    в) Вакула

    3. «Ночь перед Рождеством»

  4. «…вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб…»

    а) Колдун

    1. «Портрет»

    б) Ростовщик      

    2. «Ночь перед Рождеством»

    в) Пацюк

    3. «Страшная месть»

  5. «…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков <…>,…умела искусно обходиться с ними».

    а) Катерина

    1. «Тарас Бульба»

    б) Солоха

    2. «Ночь перед Рождеством»

    в) Прекрасная полячка      

    3. «Страшная месть»

Правильные ответы:

1. Башмачкин      

«Шинель»

2. Черт

«Ночь перед Рождеством»

3. Чартков

«Портрет»

4. Колдун

«Страшная месть»

5. Солоха

«Ночь перед Рождеством»

Пример 2

Урок литературы. 9 класс. Природа на страницах романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

На одном из последних занятий в системе уроков изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», наряду с выяснением вопроса о значении природы в художественной структуре романа, обобщаются и знания о роли пейзажа в художественной литературе. К этому уроку у ребят уже сложилось некоторое представление о пейзажной лирике поэтов «Золотого века», о том, какой предстает природа в стихотворениях Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Пушкина. Отмечались особенности пейзажей в лирических произведениях разных жанров: элегиях, идиллиях, балладах. Здесь же родились и названия типов пейзажей, условные, отражающие особенности того или иного жанра произведений. Цель данного задания, не только проверить понимание специфики жанра, умение вычленять из художественного текста и анализировать картины природы, но и через реалистическое пейзажное изображение перейти к разбору такого, довольно сложного понятия, как реализм. При выполнении задания создается проблемная ситуация, когда дети понимают, что им не хватает дополнительных сведений. Это мотивирует ребят на поиск новых знаний.

Задние:

  • Прочтите отрывки с описанием природы, заполните таблицу.
  • К каким типам пейзажей вы их отнесете?
  • Номер какого отрывка вы поместили в пустую колонку? Почему?
  • Обсудите ответы в группе, обоснуйте своё решение.

№ 1

Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек,
Виясь, бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поет; цветет шиповник, . . 
И слышен говор ключевой, —
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»

№ 2

И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.

№ 3

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

№ 4

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там, друг, невинных, наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.



Типы пейзажей: Таблица

идиллический

элегический

романтический

?

4

1

2

3

Пример 3

Урок литературы. 7 класс. «Маленькая тайна» и «великий патриот» (по новелле Джека Лондона «Мексиканец»).

Завершая работу над образом главного героя новеллы Дж. Лондона «Мексиканец», предлагаю своим ученикам проверить, насколько хорошо они знают текст, уяснили, что значит «героический характер», сумели разобраться в характере главного персонажа и способах создания такого характера. Несмотря на то, что тест содержит 15 вопросов, работа проходит очень быстро. У каждого ученика на столе маленький цветной листок бумаги с номерами вопросов, напротив каждого номера нужно вписать букву правильного ответа. Вопрос и варианты ответов читаются дважды, после завершения работы листочки собираются и сдаются учителю. Жесткий темп исключает возможность списывания, а устная форма развивает способность воспринимать информацию на слух. Обмен мнениями начинается только после того, как листочки легли на стол учителя. Обычно последний вопрос теста требует продолжения работы, он-то и становится домашним заданием.

Тест к новелле Дж. Лондона «Мексиканец»

  1. В своей новелле Дж. Лондон стремился:
      а) воссоздать события мексиканской революции;
      б) рассказать о боксерских чемпионатах;
      в) раскрыть характер в необычных обстоятельствах?
  2. Центральное место в новелле занимает описание:
      а) поединка;
      б) революционных событий;
      в) бытовые зарисовки?
  3. Где проходит поединок:
      а) в Мексике;
      б) в США;
      в) в Европе?
  4. Сколько раундов продолжался поединок:
      а) три;
      б) 10;
      в) больше 15-ти?
  5. Что движет Риверой:
      а) месть;
      б) идея;
      в) деньги?
  6. Что помогает Ривере победить в этом бою:
      а) боксерское мастерство;
      б) ненависть к гринго;
      в) сознание, что он бьется за свободу?
  7. Главный художественный прием, используемый для описания поединка:
      а) антитеза;
      б) интрига;
      в) параллелизм?
  8. Риверу можно назвать героем, так как:
      а) это главное действующее лицо;
      б) он обладает исключительным характером;
      в) он побеждает в поединке?
  9. Как относится автор к своему персонажу (герою):
      а) сочувствует;
      б) восхищается;
      в) возмущен, осуждает?
  10. Боксерский бой:
      а) это коммерческое шоу;
      б) соревнования профессионалов;
      в) матч клубных команд?
  11. Дэнни:
      а) герой;
      б) протагонист;
      в) антагонист?
  12. «Холодный огонь» — это:
      а) эпитет;
      б) оксюморон;
      в) метафора?
  13. Какая портретная деталь активно используется автором:
      а) глаза;
      б) руки;
      в) лицо?
  14. Почему члены хунты не могли полюбить Риверу:
      а) он был им непонятен;
      б) они не доверяли ему;
      в) он всем внушал страх?
  15. Хотели бы вы иметь такого друга, как Ривера:
      а) да;
      б) нет;
      в) не знаю?
      cвой ответ обоснуйте письменно?

Как будет организован блиц-опрос на уроке, не имеет принципиального значения. Задания могут быть представлены на карточках, так называемый «бумажный вариант»; в виде электронного теста, с автоматическим подсчетом правильных ответов и выставлением отметки, или устно, когда учитель читает вопрос и варианты ответов, а дети записывают только цифру вопроса и букву ответа. Лучше всего, если учитель будет применять все три варианта, исходя из поставленных задач и опираясь на свои возможности.



Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» №4-2008.