С. Селеменев
Наглядная, или опорная, конструкция (ОК) — любой текст, которому придана определённая структура для более быстрого и эффективного восприятия информации, а значительная часть смысловой нагрузки перенесена со слов на графические изображения. Только наглядная конструкция способна одномоментно показать большую или меньшую часть этого содержания, сделать видимыми очертания всего текста.
Конструкция, выводимая на экран, с большей визуализацией смысла, соответственно, быстрее прочитывается/просматривается. Показывая графический образ смысла, можно значительно ускорить процесс восприятия. Эффект будет ещё более значительным, если этот текст появится на экране компьютера. Он не должен содержать «лишних» слов. Сомкнутые ряды строк заменяются прозрачной словесно-графической конструкцией из обозначений.
Электронный текст неравнозначен печатному. Содержание, демонстрирующееся на экране, требует соответствующего оформления. Это неизбежно влечёт изменения как в устоявшейся системе предъявления материала, так и в привычных способах восприятия его смысла. Компьютер перестал быть только вспомогательным средством обработки печатного текста.
Сделать содержание текста более мобильным (с учётом характера излагаемого материала) можно:
- выделив особо взаимосвязи и взаиморасположение элементов;
- применив сокращения и аббревиатуры;
- использовав графические обозначения (до 60–70% текста);
- обыграв свободное, «фигурное», написание и расположение слов.
Баланс компонентов наглядной конструкции определяется:
- характером представляемого материала (содержанием, объёмом);
- выделением либо понятийной, либо фактической стороны содержания;
- особенностями авторского взгляда на представляемоеявление или факт.
Перечисленные факторы сказываются на степени выразительности и ёмкости конструкции. Её графическое выражение может быть самым разным. Жёстких ограничений нет. Стоит только помнить: ставится задача выразительнее обозначить смысл содержания, а не перекодировать текст.
Фрагмент ОК «Нашествие монгольской орды»
На Востоке, далеко от русских княжеств, в степях кочевали племена монголов и татар. Это были отличные наездники и стрелки из лука. В 1206 г. Темучин объединил кочевников под своей властью. Создав государство, он провозгласил себя Чингисханом.
Монголы были народом–воином. Объединенные в орде железной дисциплиной, (если бежал с поля боя один, то казнили десяток), они стали грозной силой. Чингисхан завоевал Среднюю Азию и Кавказ. Часть его войска вторглась в землю половцев, те попросили помощи у русских князей. На реке Калке в 1223 г. объединенное русскополовецкое войско было разбито.
В 1227 г. Чингисхан разделил свои владения на отдельные частиулусы. Старшему сыну Джучи достались западные земли и те, которые будут завоеваны за Уралом. Однако Джучи погиб, и поход к «последнему морю» возглавил его сын Бату.
В 1236 г. Орда пошла Запад. Первым крупным городом, уничтоженным монголами на пути, был Булгар. Зимой 1237 г. полчища кочевников вторглись в пределы Рязанского княжества. Рязань выдерживала осаду несколько дней, с 15 по 21 декабря. Владимир осуздальский князь Юрий не помог соседям.
Преодолев сопротивление русских у Коломны, монголы 4 февраля подошли к Владимиру, а уже 7 февраля город пал. Юрий еще раньше покинул свою столицу и отступил на север своих земель 4 марта 1238 г. войска князя были разбиты на реке Сить. После этого организованного сопротивления монголам северовосточная Русь не оказывала.
Содержание наглядной конструкции информация, считываемая с опоры. В зависимости от качества прочтения содержательная сторона одной и той же опоры может быть разной и по объему, и по глубине.
Текст наглядной конструкции
совокупность обозначений
и ключевых слов.
Знак — специальное графическое изображение, представляющее предметы, свойства или отношения, используемые для приобретения, хранения и переработки информации (знаний).
Обозначение — условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении.
Обозначения — основные элементы опорных конструкций. Образно оформленные, они превращают ОК в наглядные картины. Соотнесение изображений, представляющих собой зримый образ явлений с существенными чертами последних, превращает обозначения в символы. Символический знак — основообразующий компонент знаковых наглядных опорных конструкций.
- а) связка (фрагмент) — несколько обозначений, соединённых определённым образом и передающих небольшой самостоятельный эпизод, — отделяется пробелом.
б) блок (часть) — совокупность 3–8 связок, охватывающая один из разделов темы, выделяется рамкой.
в) уровень — масштаб обозначений, соответствующий степени сложности или значимости передаваемого ими содержания, устанавливается размером и характером написания.
Информационные технологии предполагают перевод текста в формат, который позволяет разместить его на экране. Эффективность средств графического выражения сути явления или факта можно усилить, используя современные возможности их электронного представления. Полученные электронные тексты легко хранятся, передаются, тиражируются и — очень важно — видоизменяются. Менять можно не только объём, но и формат представления. Нам остаётся только вспомнить, как графический текст создаётся с помощью компьютера, например, в такой широко применяемой программе, как Word.
Для создания и настройки обозначений используется панель инструментов Рисование. Чтобы нарисовать графический объект «волхв» , нажимаем кнопку Линия и с помощью указателя мыши начнём творить образ. Наш «волхв» состоит из 5 элементов. «Ручки-ножки» — два коротких отрезка перекрещивающихся под углом ~45° рисуем, удерживая клавишу Shift, что-бы обеспечить нужный наклон, затем выделяем и группируем оба элемента. Тем же инструментом проводим «туловище». По-средством инструмента Овал приделываем «голову», опять удерживая клавишу Shift, чтобы она оказалась круглой. При необходимости её заливаем: выделяем окружность с помощью кнопки Выбор объектов (щелчок мыши), раскрываем меню Формат/Границы и заливка/. Жрецу необходима «борода»: рисуем её инструментом Рисованная кривая/Автофигуры/Линии.
Чтобы «волхв» получился пропорционально сложенным, необходимо осуществить подгонку отдельных элементов. Делать это лучше при увеличении до 500%, если мы создаём небольшой объект в тексте конспекта. Не забыв разгруппировать объект, а затем выделив отдельно редактируемый элемент, раскрываем меню Действия, выбираем команду Начать изменение узлов и действуем мышкой, сокращая или увеличивая размеры, меняя положение объекта.
При необходимости, дважды щёлкнув на каком-либо элементе нашей фигуры, вызовем диалоговое окно Формат объекта: вкладки Размер и Размещение. Корректируя численные значения в соответствующих окнах, мы можем автоматически изменить как размеры, так и положение отдельных частей «тела». Иногда только таким образом всё ставится на свои места потому, что мышка ведёт себя капризно, когда работает с небольшими объектами. Правда, можно пойти другим путём: нарисовать большого человека, во весь экран, а затем изменить его параметры до нужных с помощью тех же вкладок. Базовое обозначение готово; добавляя к нему новые элементы или расчленяя его, мож- но создавать новые (поклонение ).
Создание электронных версий наглядных конструкций с помощью специальных графических программ на порядок улучшает их дизайн, делает более выразительными и по качеству исполнения приближает к хорошей иллюстрации. Одной из таких программ является пакет CorelDRAW. Основное его применение — разработка логотипов и эффектных заголовков — как нельзя более удачно может реализовываться при составлении наглядных конструкций.
Работая с ОК, можно идти двумя путями: либо сжимать текст уже имеющихся (нескольких или одного) развёрнутых опорных конструкций до «сухого остатка», либо, воспользовавшись другим материалом, осмыслить его и свести к ключевым словам (часть из которых заменяется обозначениями-символами). В первом случае наиболее трудная часть работы — поиск композиционного решения, которое позволяло бы максимально полно и глубоко донести смысл отображённого наглядной конструкцией явления.
Дохристианские славянские верования
Графическая картина событий | Tекст учебника* | ||||||||||||||||||
В VII–X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:
Как у любых язычников, у славян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам. Однако сла вянское язычество отличалось от античного или скандинавского: в нём не было главного бога, повелителя богов типа греческого Зевса. | |||||||||||||||||||
Первая религиозная реформа Владимира. | |||||||||||||||||||
Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включённых в государственный пантеон. Этими божествами явились:
Среди этих шести главным был Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами. Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. |
Принятие Русью христианства. «Выбор веры»
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому в 986 г. приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Самыми убедительными князь счёл аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Подлинная причина перехода именно в христианство, причём в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, которая в то время была самым развитым государством мира. Ещё в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь. | |
Крещение Руси св. князем Владимиром
| |
По возвращении в Киев в 988 г. Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Так было положено начало распространению христианства на Руси. Крещение остальной Руси заняло длительное время из-за сопротивления жителей. Новгородцы крестились только после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. | |
Многие языческие верования вошли на Руси в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми (Перун — с Ильёй-пророком, Велес — со св. Власием, Мокошь — с Параскевой-Пятницей). Праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины напоминают о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и т. п. Однако всё это — лишь пережитки язычества. | |
Значение принятия христианства
| |
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Укрепление её международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее православная Русь оказалась изолирована от католического западного мира. Принятие христианства спо- собствовало сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности постепенно приходило осознание общности всехрусских вообще. |
Древняя Русь
Варианты знаковой наглядности:
- сигнал — предельно лаконичное изображение, состоящее из нескольких соединённых между собой обозначений, заставляющее вспомнить определённую информацию;
- формула — компактная, отличающаяся композиционным единством конструкция, предлагающая тот или иной вариант осмысления исторического факта;
- конспект, или опорный конспект (ОК) — развёрнутая наглядная конструкция, составленная из нескольких блоков, передающая сведения о значительном событии или явлении общественной жизни.
- «плакат» — укрупнённая, «яркая», моноблочная НК.
Графическая конструкция, утверждающая, что Борис и Глеб — сыны божьи. Напишем инициалы князей кириллицей, добавим ключевые даты, соединив их титлом, передававшим цифровое значение букв. Обычно же это знак над сокращённым написанием слов. И получим слово «Бог».
Графическая форма сообщения знаний, соединённая с электронными средствами предъявления, как механизм раскрытия смысла изучаемых фактов и явлений — суть предлагаемой автором концепции наглядного представления учебного текста.
Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» №4-2008.