Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 31.07.2007]

Главная / Статьи / Полемика /
Продвижение ТРИЗ в среднюю школу через «скрещивание» его со школьными предметами

Вступительные замечания:
  1. Данное выступление предлагается как дискуссионное для обсуждения ТРИЗ-педагогическому сообществу.
  2. Далее сокращение «ТРИЗ» используется для обозначения всего комплекса учебно-методических разработок по ТРИЗ и сопутствующим, либо входящим в ТРИЗ дисциплинам.

В настоящее время назрела объективная потребность преподавания ТРИЗ в массовой школе.

Одна из главных проблем современной школы — проблема перегрузки учеников, непрерывное возрастание учебного материала, который должны освоить учащиеся. Это возрастание имеет объективные причины: постоянное развитие науки и увеличение объема знаний, накопленных человечеством. До сих пор эту проблему пытались решить экстенсивным путем, увеличивая продолжительность обучения или сокращая объем изучаемого материала.

Очевидно, что экстенсивный путь решения названной проблемы — тупиковый. Невозможно остановить развитие науки и накопление знаний человечеством. А значит, и время обучения придется увеличивать бесконечно. Решение возможно только при переходе с экстенсивного пути на интенсивный. Необходимо, во-первых, научиться за то же время давать учащимся больший объем знаний. Во-вторых, необходимо растить из ребенка не репродуктора полученных знаний, а «решателя задач», способного ставить задачи и решать их. Именно эти знания, умения и навыки и дает ТРИЗ. Введение изучения ТРИЗ — не единственное назревшее изменение в школьной программе. Но этот шаг — необходим.

В настоящее время обучением детей ТРИЗу заняты отдельные энтузиасты, ТРИЗовские общественные организации, учреждения дополнительного образования (часто, на платной основе). В некоторых регионах даже удалось достигнуть определенных успехов. Но решить проблему «в принципе» силами энтузиастов и общественных организаций невозможно. «На уровне общественности» невозможно обеспечить массовость и стабильность работы. Общественники всегда работают «здесь и сейчас». Достаточно учителю-энтузиасту уйти из школы, как преподавание ТРИЗ в ней (постепенно) сходит на нет. (Для сравнения, уход конкретного учителя никак не скажется на наличии курса математики или русского языка.)

Для общего решения проблемы нужен некий механизм, постоянно действующий и охватывающий бо?льшую часть детей. В качестве такового естественно использовать массовую школу. Только введение ТРИЗ в массовую школу может обеспечить стабильное изучение курса большинством детей и тем самым, обеспечит переход школы к подготовке «решателей» вместо «репродукторов».

Для введения курса в массовую школу нужны:

  1. место в школьной программе,
  2. методики,
  3. кадры,
  4. желание (интерес).

Что есть в этом отношении?

  1. Место в программе. В какой форме возможно преподавание ТРИЗ в школе? Вариант первый и наилучший — отдельный предмет. На сегодня таковой в школе отсутствует. Имеет смысл предпринять усилия для его появления. Новый предмет может быть введен на одном из трех уровней: федеральном, региональном или школьном.

    Школьный, изредка региональный уровень — это уровень учителей-энтузиастов. МАТРИЗ имеет смысл сосредоточиться на уровнях федеральном и региональном. Дело придется иметь с могучей бюрократической машиной, очень инертной и неторопливой. Но иного пути нет. И если уж эту машину удастся развернуть в нужном направлении, то она с той же неотвратимостью в этом направлении и пойдет.

    МАТРИЗ имеет смысл подготовить предложения по ТРИЗификации образования для Министерства образования и РАО, а также для органов управления образованием тех регионов, в которых имеются ТРИЗовские кадры, достаточные для начала работы по ТРИЗификации школ региона.

    Но это все в будущем (причем неясном). Как быть сегодня? Имеем противоречие: преподавать ТРИЗ надо, но преподавать нельзя, поскольку предмета такого нет. Для разрешения противоречия воспользуемся системным переходом: разделим систему и ее компоненты и наделим систему и подсистемы противоположными свойствами. В качестве системы рассмотрим предмет ТРИЗ, в качестве подсистем — его отдельные составляющие. Если в школьном курсе нет места для предмета ТРИЗ, то может быть найдется место для его элементов? Нельзя ли использовать элементы ТРИЗ при преподавании других школьных предметов?

    В принципе это возможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на www.TRIZland.ru, где количество ТРИЗовских задач по разным школьным (и не только) предметам достигло уже нескольких сотен. В настоящее время это направление представляется более реальным, нежели введение отдельного предмета.

  2. Методики. Методик наработано достаточно много. Хотя и не все они доведены до уровня, пригодного для внедрения в массовую школу: содержат полный учебно-методический комплект (учебник, пособие для учителя, учебный план, возможно, задачник или рабочую тетрадь для ученика), приспособлены к действующей классно-урочной системе, количеству учеников в классе и т.д.
  3. Кадры. В качестве таковых могут выступать либо специалисты по ТРИЗ, либо школьные учителя. Специалистов по ТРИЗ явно недостаточно. Ориентироваться надо на школьных учителей. Но учителей-ТРИЗовцев очень мало. Преподавание может стать массовым, только в том случае, если им займутся «обычные» учителя. А для этого они должны иметь соответствующую подготовку и интерес. Сейчас нет ни того, ни другого.

    А это значит, что введение ТРИЗа в массовую школу потребует введения ТРИЗа в педагогические ВУЗы. И все вышеназванное — место в программе, методики, кадры, интересы — нужны еще и для педагогических ВУЗов.

  4. Интерес (желание). Для преподавателей ТРИЗ вопрос о желании не стоит. Он важен для преподавателей иных предметов. В каком случае учитель, ведущий тот или иной предмет, согласиться перестроить его преподавание, включить в него элементы ТРИЗ? Если ему это принесет какую-то выгоду, сделает его работу более простой, более интересной и т.п. В настоящий момент это не так. Имеющиеся ТРИЗовские наработки не состыкованы с программой школьного курса по тому или иному предмету. И потому обычными учителями не используются1.

Дальнейшие предложения, выдвигаемые автором, базируются на его опыте по работе над пропедевтическим курсом информатики для 1-7 классов. Проблемы здесь во многом схожи с проблемами ТРИЗовскими. Сейчас информатика официально преподается старших классах (с 8 по 11). Для них есть методики, кадры, техника и пр. Все понимают, что назрел «спуск» курса в средние и даже младшие классы. Но официально он еще не провозглашен. В разных городах существует несколько авторских коллективов, которые в течение ряда лет работают над этой тематикой. Часть разработок апробирована и опубликована на федеральном уровне. Так же, как в ТРИЗе стоит вопрос: кому вести занятия: «специальным» учителям информатики или «обычным» учителям начальных классов. Учителя информатики с этим не могут управиться чисто физически. А учителя начальной школы, в большинстве, не имеют достаточной подготовки. Соответственно, возникает необходимость их переподготовки, подготовки соответствующих методик для педВУЗов.

Разница с ТРИЗом в том, что, во-первых, необходимость информатического образования обществом уже осознана, а ТРИЗовского — еще нет. Во-вторых, преподавание информатики прочно увязывается с установкой вычислительной техники. А это значит, что появляется возможность неплохо на нем заработать. Не случайно из всех школьной реформы в первую очередь реализуется то, что связано с поставкой компьютеров.

Автор доклада является идеологом т.н. «Пермской версии» пропедевтического курса информатики. Его разработчики взяли за базу проблему перегрузки учащихся, сформулированную в начале доклада. Для ее решения предлагается изучение в курсе информатики логики, элементов системного анализа и ТРИЗ, а также средств грамотной организации информации (таблиц, диаграмм, словарей, индексов, графов, схем и пр.). Полученный курс получил название ТРИЗформатики.

Для продвижения этой идеологии «в учительские массы» были использованы следующие инструменты.

  1. В 1998 г. пермским авторским коллективом был разработан задачник-практикум по курсу информатики. Почему задачник, а не учебник? Дело в том, что информатика была исторически первым предметом, для которого еще в советское время министерством было разрешено вариативное преподавание по одному из нескольких (тогда — 3-х) учебников по выбору учителя. Соответственно, учительское сообщество поделилось на несколько групп, ориентированных на тот или иной учебник. В этой ситуации разработка нового учебника означало неизбежный конфликт с уже существующими группами, необходимость «отбивать» «свою» аудиторию у других и т.п. Ничего этого мы делать не стали. Вместо этого мы предложили учительскому сообществу задачник, не привязанный ни к одному из существующих учебников, но составленный с таким запасом, чтобы он был полезен учителям, использующим любой из существующих учебников. Решение оказалось чрезвычайно удачным! Задачник постоянно переиздается уже 8 лет (для информатической литературы — срок огромный) и пользуется постоянным спросом.

    Именно в этом задачнике мы впервые на федеральном уровне «вбросили» в учительское сообщество мысль о необходимости изучения основ системного анализа и грамотной организации информации и предложили соответствующие методики.

  2. Межрегиональный дистанционный конкурс по информатике, системному анализу и ТРИЗ «ТРИЗформашка». После 2-х очных конкурсов (в 1996 и 2001 гг.) начиная с 2004 г. ТРИЗформашка превратилась в конкурс дистанционный2. Все общение между участниками, оргкомитетом и жюри организуется через web-сайт и электронную почту. Конкурс прошел уже 5 раз. Максимальное число участников — 202 команды (по 3 человека в команде), максимальное число регионов — 12. Через 5 конкурсов прошло 1700-1800 участников-детей и несколько десятков учителей, которые готовили команды. Описанию «ТРИЗформашки» посвящен отдельный доклад.

    Надо заметить, что ТРИЗформашка — не одинока. И отнюдь не была первой. Большой популярностью пользуется семейство заочных эвристических олимпиад «Эйдос». Проводятся они с 1997 г. и счет их ведется уже на сотни. Сами создатели характеризуют их так (http://www.eidos.ru/olymp/about.htm):

    «Эвристическая олимпиада совсем не похожа на обычные олимпиады по математике или физике. Участники здесь соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, придумывать и открывать новое.

    Задания для олимпиады подбираются открытые, то есть такие, которые не предполагают заранее известного ответа. Они ориентируют участников на выявление собственного смысла окружающих явлений и самопознание.

    Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Вся олимпиада состоит из 4-5 заданий-номинаций.

    Вот, например, как выглядит номинация «Способ» в эвристической олимпиаде по экономике: «Предложите как можно больше способов заработка с помощью пластиковой бутылки». Или такое математическое задание в номинации «Закономерность»: «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности». Для получения ответа придётся, ни много, ни мало, побывать Менделеевым в геометрии! А как вам следующее задание из номинации «Исследование": «Проведите комплексное исследование трех объектов: слово «пружина», идея пружины, сама пружина». Это, кстати, задание для 9-10 классов из IV-й Международной дистанционной эвристической олимпиады.

    Вообще, олимпиады проводятся трех типов: предметные (по физике, математике, русскому или английскому языку и т.д.), метапредметные (от др. греч. «мета», что означает «стоящее за») и профильные. Предметные олимпиады проходят по расписанию в течение учебного года, а метапредметная олимпиада — самая главная, — проводится один раз в год в марте и имеет статус международной олимпиады. С 2003 года эти олимпиады стали профильными, т.е. каждый из трех дней посвящен одному профилю — гуманитарному, технологическому и естественно-математическому.»

  3. Организация заочной «Школы ТРИЗформашки» для подготовки к конкурсу «ТРИЗформашка». Желающие поучиться присылают заявку по электронной почте, получают методические материалы и задания, присылают решения, вместе со следующей порцией методматериалов получают рецензию на сданную работу.

    Этот инструмент мы начали применять только весной 2007 г. Причем опять же не были первооткрывателями. Образцом для «Школы» послужил «Роботландский университет» — сетевая школа, которая с 1997 г. действует при негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования "Роботландия+" (Переславль-Залесский). Официальный сайт Университета — (www.botik.ru/~robot/ru. В Университете обучаются "команды" из учителя и его учеников. Обучение строится на следующих принципах:

      1) Совместное обучение учителя и школьника в рамках одной команды.
      2) Турнирный цикл обучения. Обучение строится как цепочка краткосрочных турнирных проектов. Вся теория, излагаемая в курсе, подчинена одной цели — применить ее на практике для создания проекта, который будет участвовать в конкурсе.
      3) Моделирование коллективной деятельности. Работая над проектом, школьники объединяются в рабочие группы, в которые набираются соисполнители с определенными функциональными обязанностями (сценарист, редактор, художник, программист...).
      4) Реальная практическая польза детских проектов. Проекты, предлагаемые на курсах, как правило, имеют прикладное значение, реально используется не только в своей школе, но и в других школах, работающих на роботландских курсах.
      5) Перекрестные проверки работ. Перекрестные проверки работ не внутри одной школы, а, благодаря Интернету, среди однокурсников, распределенных по всему географическому пространству России и стран СНГ — это дополнительный, очень важный этап обучения. Выполняя учительскую функцию, дети учатся искать ошибки, пользоваться формальными оценочными критериями.
      6) Развитые горизонтальные связи. Помимо связи с куратором, команды очень активно общаются друг с другом. Это происходит в следующих формах:
      • курсовая электронная конференция;
      • перекрестные проверки работ;
      • коллективные сетевые обучающие игры;
      • непосредственная электронная переписка.
  4. Привлечение в союзники руководителя одного из ведущих издательств, выпускающих учебники. и использование его для влияния на других авторов учебной литературы. О необходимости преподавания в школе основ системного анализа автор данного выступления начал говорить лет 10 назад. Тогда это казалось дикостью. Сейчас стало общим местом. Нет ни одного учебника по информатике для старших классов, в котором не было бы главы про системный анализ. Происхождение этих глав таково. Когда-то мне удалось убедить в необходимости изучения в школе системлогоии генерального директора одного из ведущих издательств, выпускающих учебники («Бином. Лаборатория знаний»). После чего уже он начал заказывать «своим» авторам включение в учебники соответствующего материала. Мне лично подобного результат не удалось бы достичь никогда. А привлечение такого ресурса как генеральный директор издательства дало блестящий результат. Сегодня речь уже не идет о необходимости такой темы как системный анализ. Речь о ее содержании и месте преподавания.

Сейчас мы предлагаем распространить опыт ТРИЗформашки на другие предметы. Возникает вопрос: если настолько востребован оказался гибрид ТРИЗ с информатикой, то почему бы не попробовать скрестить ТРИЗ с другими предметами? Почему бы к ТРИЗформатике не добавить физТРИЗику, химТРИЗию, ТРИЗеографию, ТРИЗиологию, ТРИЗсторию и пр.?

Для этого предлагается использовать механизмы, уже опробованные на ТРИЗформатике:

  1. Проведение дистанционных конкурсов a la ТРИЗформашка и Эйдосовсике олимпиады. Автор данного выступления имеет ценнейший личный опыт организации дистанционных конкурсов и готов им поделиться.
  2. Организация заочных школ a la «Школа ТРИЗформашки» и Роботландского университета. Причем для того, чтобы «вывести в свет» новую заочную школу можно использовать уже действующую инфраструктуру Роботландских университетов. Только договариваться о сотрудничестве надо достаточно быстро, чтобы к осени все было уже решено.
  3. Подготовка СБОРНИКА ЗАДАЧ для использования при преподавании различных предметов. Задачи должны быть не по ТРИЗ, а именно по предметам. Но содержать в себе элементы ТРИЗ, системологии и различных способов систематизации информации (таблицы, диаграммы, графы, схемы, словари и пр.). ТРИЗ и систематизация должны восприниматься и учителем, и учениками как удобные и мощные инструменты решения соответствующих предметных задач.

    Как сочетается идея задачника с вышеприведенным замечанием А.Нестеренко о невостребованности существующих ТРИЗовских наработок со стороны учителей-предметников? Очевидно, что в этой области необходимы «превентивные меры». Как сделать новый задачник интересным обычному учителю? Необходимо учесть 2 момента.

    Во-первых, задачник должен быть ВСТРОЕН в существующую учебную программу. Большинство традиционных предметов (физика, химия, биология и пр.) имеют весьма высокий уровень стандартизации: перечень изучаемых тем, порядок и сроки их изучения и пр. Материал задачника должен быть привязан к тематическому плану курса. Если в учебнике биологии есть глава «Класс млекопитающие», разбитая на параграфы «Отряд Хищные», «Отряд Хоботные», «Отряд Приматы», то и задачник должен иметь соответствующую рубрикацию. И содержание его должно быть полезно для изучения именно этих глав и параграфов. Естественно, произойдет какое-то расширение материала, могут сместиться акценты, возникнут новые моменты (скорее всего, исследовательские). Но в целом задачник должен поддерживать уже существующий курс, а не предлагать нечто остроумное и интересное с точки зрения ТРИЗ, но для традиционного курса совершенно бесполезное.

    Во-вторых, содержание задачника и возможные способы его использования в учебном процессе должны быть понятны учителю. Необходим не только сборник текстов задач, но и соответствующее методическое пособие для учителя.

  4. Привлечение солидных издательств для того, чтобы использовать их опыт продаж и влияние на авторов учебно-методической литературы. ТРИЗовской литературы в продаже катастрофически не хватает. Но литературу мало просто издать. Надо, чтобы ее читали, чтобы она была востребована. И с этой точки зрения опыт коммерческих издательств совершенно бесценен. Именно они могут подсказать, надо ли сегодня переиздавать книги, написанные 30-40 лет назад, или их надо переработать, осовременить, и как именно это сделать. А дальше заработает рыночный механизм. Если книги начнут приносить прибыль, издательства сами будут продвигать их «в массы». В частности, возможность издания ТРИЗовской литературы обсуждалась с уже упомянутым «Биномом».

Два вопроса, которые возникают при обдумывании любого проекта: кадры и деньги.

Кадры. Кто будет все это делать? Если ждать, пока кто-то «сделает нам красивую жизнь», рискуем не дождаться никогда. Вопрос: способно ли ТРИЗовско-педагогическое сообщество сформировать соответствующий авторский коллектив (точнее, до какой степени оно на это способно)? Кто готов взять на себя тот или иной предмет, ту ли иную тему? Кто — координацию работ? Автор данного выступления определил свою зону ответственности из двух частей: ТРИЗформатика и методика проведения дистанционных конкурсов.

Деньги. На какие источники финансирования можно рассчитывать?

  1. Платное участие в конкурсах и обучение в заочных школах. Опыт Эйдоса показывает, что конкурсы могут быть самоокупаемы. Опыт Роботландских университетов говорит тоже самое о заочных школах. Но и в том, и в другом случае самоокупаемость базируется на массовости. Сделать самоокупаемой одну-единственную олимпиаду удастся вряд ли. Но объединение их дает синергетический эффект. Может быть, выгодней, чтобы организацией нескольких предметных олимпиад занялась одна фирма? Например, МАТРИЗ?
  2. Иностранные участники конкурсов и заочных школ. Поскольку до сих пор сохраняется почти советская разница в ценах России и зарубежья, привлечение иностранных участников крайне выгодно. А для этого надо иметь вход на международный уровень. Каковой, опять же, имеет МАТРИЗ. Проблема — в переводе текстов на другие языки. Необходимость перевода удорожает и тормозит работу. Особенно это плохо для дистанционных конкурсов, проходящих в режиме реального времени. Для заочных мероприятий это не столь критично. Может быть может помочь привлечение «наших людей», перебравшихся за рубеж из Советского Союза?
  3. Продажа конкурсных задач. Это — know haw ТРИЗформашки, опробованное уже несколько раз. Суть его в том, что в текст задачи встраиваются данные о вполне конкретной фирме. И таким образом фирма получает рекламу, обладающую рядом уникальных свойств, такими как долговременность, широта распространения, ненавязчивость и обязательность, направленность в будущее. Конкурсные задания рассылаются всем участникам конкурса (а как было сказано, — это несколько сот человек в нескольких регионах). Если от обычной рекламы люди отмахиваются как от надоевшей мухи, то нашу рекламу обязательно читают очень внимательно и вдумчиво (иначе не решишь задачу). При этом им и в голову не приходит, что это — реклама. А потом дети подрастут и обнаружат, что они откуда-то знают про то, что данная фирма на свете существует и чем она занимается. Но сам конкурс — только первый этап. Дальше — больше. Очевидно, что конкурсные задачи будут использоваться учителями в течение нескольких последующих лет. И несколько лет будут влиять на подростков. Материалы конкурсов «ТРИЗформашка» публикуются газетой «Информатика» — одним из основных методических изданий для учителей информатики для России и всей русскоязычной части СНГ. И вместе с газетой по всей России и всему СНГ разойдется информация о фирме. И эта информация опять же будет использоваться учителями и влиять на детей еще несколько лет. В след за газетной публикацией конкурсных материалов идет книжная. С издательством «Бином» уже подписан договор на книгу с материалами ТРИЗформашки за 2004-2006 гг. Издательство «Дрофа» (которое контролирует примерно треть рынка школьных учебников) заявило о своем интересе к материалам предыдущих и последующих конкурсов. После чего все вышесказанное повторится еще раз, но уже с поправкой на «книжность» издания: тираж книги больше, чем у газеты, и использоваться она будет гораздо дольше.

    Понятно, что такая специфическая реклама не нужна фирмам-однодневкам. На сегодня наши клиентами стали одна коммерческая фирма, один негосударственный ВУЗ, два хозрасчетных учреждения дополнительного образования. Отметим, что ТРИЗформашка в рекламном плане проигрывает совей ориентацией на малышей. Рекламодателям интересней старшие возраста.

  4. Решение реальных задач. Почему бы на конкурс не выставить реальную задачу, вставшую перед той или иной фирмой? (Это — в дополнение к продаже задачи «на рекламу»).
  5. Традиционная реклама и /или спонсорство. Их действенность (соответственно, привлекательность для рекламодателей и стоимость) будут определяться количеством олимпиад, их размахом и пр. Желательно, чтобы к солидным спонсорам обращалась солидная организация (типа МАТРИЗ) для реализации солидного долговременного проекта. Опять объединение даст синергетический эффект.

    В общении с потенциальными спонсорами важно уяснить самим и объяснить им, что общественная организация — не попрошайка. Мы решаем социальные задачи, важные для общества (и для того же бизнеса). И то, что мы получаем на это деньги от бизнеса, а бизнес нам их дает — это нормально. Это — нормальное разделение труда.

  6. В настоящее время Российским гуманитарным научным фондом объявлен конкурс по подготовке научно-популярных книг 2008 г. по следующим областям знаний гуманитарных наук: (01) история; археология; этнография; (02) экономика; (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение; (04) филология; искусствоведение; (06) комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека. В конкурсе могут участвовать как отдельные ученые, так и коллективы авторов (до 10 чел.). Основное условие конкурса — заявляемая книга (брошюра) должна содержать материалы, которые дадут четкое представление: о состоянии и тенденциях развития мировой науки в рассматриваемом направлении; об особенностях развития исследований по рассматриваемому направлению в России; о важнейших научных результатах. Объем книги — до 15 а.л. Срок подачи заявки — до 30 сентября 2007 г. Срок объявления результатов конкурса — март 2008 г. Срок отчет — декабрь 2008 г.

    Найдутся ли среди ТРИЗовцев авторы, способные выиграть рант РГНФ?

    В отношении денег важно понять одну вещь. Добывание денег и управление деньгами — это отдельный «вид спорта». Он требует своих талантов, знаний и умений. И своего времени. Не очевидно, что эту работу сможет выполнить «содержательный руководитель» конкурса.

Выше прозвучало слово «проект». Думаю, не случайно. Наиболее подходящей методикой управления работами в данном случае мне видится именно методика управления проектами. То есть должна быть четко сформулирована проблема, которую мы собираемся решать, определены цели (удовлетворяющие требованиям SMART — т.е. конкретные, измеримые, ограниченные по срокам и месту, реалистичные), ожидаемые результаты, сроки их достижения и пр.

Резюме. Что предпринять для введения ТРИЗ в массовую школу ТРИЗовскому сообществу (лучше, под эгидой МАТРИЗ)?

  1. Провести инвентаризацию имеющихся учебно-методических комплексов для начальной и средней школы.
  2. Аналог — для педагогических ВУЗов.
  3. Подготовить предложения о введении в школьную программу курса ТРИЗ. Обратиться с ними в Минобразования. Это лучше всего делать МАТРИЗ как наиболее солидному партнеру. Естественно, это предложения должны быть подкреплены методическими разработками и опытом их применения. Другие возможные адресаты — Общественная палата, Государственная дума, политические партии.
  4. Обратиться в книжные издательства, занимающиеся выпуском учебно-методической и детской литературы, с предложением об издании литературы по ТРИЗ. И опять, обращение МАТРИЗ будет выглядеть более солидно.
  5. Аналогичные предложения можно сделать региональным органам управления образованием (на предмет издания литературы для своих регионов).
  6. Обратиться в педагогические ВУЗы с предложением о введении курса ТРИЗ для будущих учителей.
  7. Собрать информацию о положении дел с обучением ТРИЗ в разных регионах. (Построить «карту ТРИЗификации» школ страны).
  8. Под эгидой МАТРИЗ сформировать авторский коллектив по подготовке задачника «ТРИЗ в школьных предметах».
  9. Под эгидой МАТРИЗ разработать систему дистанционных «ТРИЗовско-предметных» олимпиад типа ТРИЗформашки и эвристических олимпиад Эйдос.
  10. Организовать дистанционную «школу ТРИЗ» типа Роботландского университета.
  11. Организовать систематическую работу по привлечению денег. И здесь МАТРИЗ — наиболее солидный партнер с обширными международными связями.
  12. Для организации работы использовать методики управления проектами: назначение конкретных целей и сроков.



1. Во время подготовки данного выступления автор получил от Аллы Нестеренко следующее замечание: «Надо заметить, что задачники, например, по биологии на базе ТРИЗ существуют, и в относительно большом количестве. Чтобы в этом убедиться, можно выйти на сайт ЛОТ. Однако это не привело, на мой взгляд, к построению тризовской биологии».
2.Разница между дистанционной и заочной работой примерно такая же, как между режимами On line и Off line. В первом случае подразумевается оперативная реакция в реальном (астрономическом) времени.