Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 13.02.2011]

Главная / Статьи / Полемика /
Ответ возражающим

Дорогие коллеги!

После «Обращения к россиянам» по поводу протеста против нового ФГОС для старшей школы и закона об образовании и за обсуждение концепции образования я получил много личных писем. Большинство — в поддержку обращения. Но немало и таких писем, в которых меня «успокаивали». Парадокс заключается в том, что эти письма тоже писали очень уважаемые мною люди, среди которых есть педагоги и журналисты, предприниматели и консультанты… При этом (во всяком случае некоторые из них) — патриотичные и ответственные люди.

Я попробовал обобщить основные возражения против нашей (подписантов письма) активности, тем более они явно повторяются из письма в письмо. И прокомментировать основные аргументы «возражантов».

Итак, аргументы «возражантов» — я привожу их близко к стилю написания:

    1. «Разработчики ФГОС копируют американскую систему. Так ведь она не столь плоха…»

Мой комментарий: она плоха, очень плоха — если говорить о массовой американской школе. Ни один из моих учеников и друзей, которые живут в США, не доволен их системой школьного образования. Все покупают дополнительные образовательные услуги, чтобы дети могли поступить в колледжи. Недовольны и сами американцы. Более 10 лет мне присылают статьи из американских журналов, где умные люди высказывают высокую озабоченность американской системой образования. Среди этих людей, кстати, и лучшие учителя. Желающие сами могут почитать, например, статью Джона Тэйлора Гатто (на русском языке): http://www.trizway.com/art/polemika/259.html

    2. «Анатолий, зачем Вы отвлекаетесь от своей работы? Ваша цель — разрабатывать новые образовательные технологии. Вот и занимайтесь этим! Вы оказываете платные образовательные услуги — так ведь государство всё делает, чтобы Вам помогать. Чем хуже государственная образовательная система, тем лучше, объективно говоря, Вам…»

Мой комментарий: … даже слов сразу не найду… Да, я много лет занимался работой по содержанию образования и не хотел отвлекаться ни на что другое. Но «достали…». Эти «реформы» ведь пройдут по живым людям, они сломают столько судеб. Интереса ради спроецировал их результаты на себя и ближайших знакомых. Жутко. Я, кстати, долгое время был в школе был «умным троечником». Много читал, но физика и математика была от меня так далеко… Даже на тройку физику надо было списать — в 8-м классе. А в 10-м я попал к новому учителю. Закончил школу со слабенькой (сейчас понимаю), но пятёркой. Физфак университета — с красным дипломом. Я, наверное, глупый — ведь в 8-м классе у меня не было никакого понимания, куда идти. Но, полагаю, не я один такой…

Что касается «платных образовательных услуг». Во-первых, у нас ими может воспользоваться явное меньшинство населения. А другие — их будет немало — окажутся за бортом. Не Америка ведь… Боюсь, что социальная обстановка сильно обострится. Она и в Америке весьма напряжённая — грабежи на улицах, особенно в небогатых кварталах, обычное дело. А у нас-то всё куда хуже будет. И ещё один важный «нюанс»: если под платными услугами понимать не только банальное репетиторство, но и развитие креативности, высокого уровня мышления, то эти платные услуги просто мало кому будут посильны… Может быть, этот последний тезис не столь прост для понимания — но уж напрягитесь, подумайте…

    3. «Зачем поднимать эту бучу? Власть всё равно обманет и своего добьётся. Люди пошумят-пошумят, да и успокоятся».

Мой комментарий: «Бучу» поднимать надо, дорогие мои. Власть обнаглела вконец. ФГОС — неряшливо в разных отношениях написанный документ, — «втюхивают» с последовательностью танка на марше. Документ, сделанный за деньги народа (а на что налоги идут?), и направленный против народа. При этом некоторые «профессионалы» находят кучу аргументов за ФГОС, убеждая нас в том, что мы не так поняли… Конечно, эти совсем не глупые люди поняли, что «вляпались», но будут забалтывать реальную проблему, будут защищать честь мундира. Ну, а если власть всё-таки добьётся своего, то все, кто поддержал это обращение, а также письмо Сергея Волкова и др., по крайней мере, смогут сказать себе: мы сделали, что смогли. В любом случае, законы принимаются и отменяются — а общество не должно стоять в стороне… А чтобы не обманули — не надо обсуждать ФГОС и закон, их нужно остановить. Ибо обсуждать нужно Концепцию образования. Она должна ответить на самые главные вопросы: какое образование и какие результаты образования нужны сегодня России. А закон и ФГОС должны просто соответствовать этой Концепции.

    4. «А где конструктив? Что Вы можете предложить конструктивного?»

Мой комментарий: конструктив есть. И уж конечно, не только у меня… Вот только говорить его некому. Поверьте — обращался и в министерство, и в администрацию Президента — с конструктивом. Получал либо отписки, либо отговорки.

Только не надо «вестись» на хитрости бюрократов: «А вы дайте свои предложения, напишите альтернативный вариант…». (Это было не мне предложено, а другому очень уважаемому мною педагогу). Этот ФГОС писали люди продолжительное время за «продолжительные» деньги. Поэтому не предлагайте написать альтернативный документ педагогу, который делает своё дело — он не будет писать по вечерам между проверкой тетрадей и подготовкой к урокам. Либо очистите место и предоставьте соответствующие условия — уверен, что в России можно собрать группу очень толковых профессиональных педагогов, которые сделают это лучше. Готов взяться (пишу с улыбкой, конечно — кто ж такое допустит в нашем государстве?..).

    5. «Ваше обращение слишком грубое. Не нужно требовать, нужно идти на диалог…»

Мой комментарий: по-моему, наше обращение ну просто нежное на фоне того, что собираются сделать со страной. И форма требований, на наш (подписантов) взгляд, адекватная в этом случае.

Вот Михаил Николаевич Задорнов, который тоже подписал Обращение, гораздо более жёстко оценил «реформы» образования и старания лично министра Фурсенко: http://mzadornov.livejournal.com/32872.html

С благодарностью ко всем, кто находит в себе силы поддержать образование — Анатолий Гин.

P.S.

Напомю, что прочесть и подписать «Обращение к гражданам России» против принятия нового закона об образовании и за первоначальное формирование Концепции образования вы можете здесь:
http://www.sborgolosov.ru/voiteview.php?voite=343