Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 29.11.2015]

Главная / Статьи / Разное /
Впечатление от курса Дизайн-мышление, проведенного в Казахстане тренером из Кремниевой долины

В Казахстане с 21 по 25 октября в городе Семей (Семипалатинск) на базе школы, входящей в систему «Назарбаев Интеллектуальные школы» прошли курсы по Дизайн-мышлению. Занятия проводила тренер КоулГодвин (ColeGodvin) из штата Калифорния, учитель школы NuevaUpperSchool, SanMateo. Она является ученицей автора школы Дизайн мышления Дэвида Кели (David Kelley)[1, 2]. Чтобы пропитаться атмосферой, которая царила на курсе, представьте себе людей, постоянно решающих обыкновенные проблемы в творческом порыве. Большинство участников процесса вскакивают, эмоционально размахивают руками, объясняя свою идею, помогая богатой мимикой. И все это сопровождается лепкой из пластилина фигурок, предметов, вырезанием из цветной бумаги силуэтов, конструкций, склеивания двумерных и трехмерных моделей, немного доработки маркерами и готовые шедевры ручной работы. По периметру кабинета расклеены стикеры разного цвета и размера, на которых представлены модели в виде списков, графов, рисунков, сплошного текста. Люди иногда расходятся по разным направлениям, интервьюируя друг друга, сходятся и делятся информацией, перестраиваются. Они очень часто собираются в общий круг и играют, играю, играют. (Игры для отработки коммуникативных навыков взрослых  — это отдельная тема для разговора). Во время игры много смучения, неудобства и намеренного отступления от правил игры. Например, необходимо в паре считать до трез по очереди, пока не остановит руководитель, но после 2-х циклов участники перестают выполнять задание, расценивая это как глупость, но затем число 1 нужно заменить на определенный звук, например «Уупс». Кто поленился на первом этапе  — начал делать ошибки. Спустя некоторое время, когда заканчивается вся игра, все начинают ценить теперь уже необходимые шаги, чтобы увенчалась успехом тренировка. Подумайте, зачем эта игра была предложена на тренинге?

Ну, а теперь к сути дела. Посмотрите ролик «David Kelley: How to build your creative confidence». [3]. После этого становится понятна цель школы Дизайн-мышления: позволить каждому проявить свое творчество, изобретательность в улучшении какой-либо системы, развитие креативности при решении любой проблемы. Существует много путей развития изобретательских способностей. Их эффективность можно оценить, если испробовать на практике те навыки, которые развивает та или иная школа. На одном из этапов работы необходимо было выполнить популярное задание: построить башню из нескольких штук спагетти, метрового отрезка скотча, полуметровой веревочки.Нужно построить ее выше других, но чтобы она удержала кусочек пастилы, как оказалось, довольно тяжелой ;), так как у большинства башни наклонились под такой «тяжестью». Было много смеха, волнения и ревности. Участники себя проявили с разных сторон и приоткрыли некоторые неявные свойства характера. Факт: победила группа, в которой лидер проходил курс ТРИЗ-педагогики и ему доверилась вся группа. Он последовательно выстроил шаги, выявив противоречие: слабые и ограниченные ресурсы, но башня  — высокая, способная удержать пастилу. А далее, все по плану и результат: победное решение.

За пять дней было предложено множество решений по различным проблемам. Перечислю некоторые из них. 1) Найти (организовать) так (такое) место, чтобы учителям была возможность отдохнуть в рабочее время. 2) После похода в музей города группы должны были сформулировать проблемы самостоятельно, вот примеры: как привлечь учащихся в музей, как организовать пространство музея Абая эффективнее. 3) Как учителям организовать совместную деятельность (интеграцию, совершенствование методики и др.)? Для решения поставленных задач участники проходили этапы, присущие школе Дизайн-мышление:

  1. Эмпатия  — интервьюирование по карте эмпатии (empathymap)[4].
  2. Выявление потребностей.
  3. Поиск идей, выбор главной идеи по методу «Мозговой штурм».
  4. Прототипирование  — работа с подручным материалом и создание моделей,чаще всего 3х мерных, даже если это и не пространственный объект, а временной или организационный. Это этап для определения работоспособности выбранной идеи.

Этап тестирования в этот раз не был охвачен, так как идеи были трудоемкие, а иногда и фантастические по своей реализации. Идеального результата решения на курсах не требовалось. Учителя смогли за пять дней переключиться с академического, классического подхода к решению проблем на творческий, с использованием совместного поиска идей, создания осязаемых моделей. Было сказано много добрых слов друг другу, так как было много рождено полезных и реальных решений проблем в школах, еще требующих улучшения.

СправаКоулГодвин (ColeGodvin), слева  — автор статьи.

КоулГодвин (ColeGodvin)

Подручные материалы

Этап 3. Выбор лучшей идеи. На стикерах набор идей.

Этап 4. Модель «Форум по интеграции предметов»

Этап 4. Модель «Эффективная организация школьного сайта»

Этап 4. Модель «Сэлфи с артефактом». Для привлечения учащихся в музей.

  1. Официальный сайт школы Дизайн-мышление в свободном доступе: http://dschool.stanford.edu/
  2. Много дополнительной информации о реализации навыков, развивающихся в школе Дизайн-мышления. http://hpi.de/en/school-of-design-thinking.html
  3. David Kelley How to build your creative confidence. Свободный доступ по ссылке: https://www.ted.com/talks/david_kelley_how_to_build_your_creative_confidence/transcript?language=ru
  4. https://dschool.stanford.edu/groups/k12/wiki/3d994/Empathy_Map.html