Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

[Опубликовано на сайте 15.10.2013]

Главная / Статьи / Разное /
Как я осваивала ТРИЗ-педагогику

I. 2008 год, март, Сибирская ярмарка. На этот момент мой стаж работы учителем информатики 25 лет. При поддержке Новосибирского педуниверситета для учителей состоялась 3-часовая лекция Гина А.А. «Проблемы современного образования».

Эта лекция изменила мои представления о своей работе:

Понятие

Мои представления о нём до лекции

Мои представления о нём После лекции

1. Цель образования

Цель образования – ЗУН. На уровне ежедневной педагогической работы. Ощущение – «хождение по кругу».

Цель образования – научить ребенка учиться. Научить его не мыслям (фактам), а мыслить.

2. Открытые задачи.

Ничего не знала. Из школьного курса физики что-то смутно: «качественные задачи».

Знаю, что это такое; откуда берутся; общие принципы решения; что развивают в детях.

3. Творчество учителя.

Не очень определённое понятие, интуитивное. Кажется, плохо увязывается с ежедневно работающим учителем.

Творчество учителя – основа творчества ученика. Ученику интересно учиться, когда учителю интересно учить. Узнала особенности творческого учителя.

4. Система.

На бытовом уровне.

Любая система имеет момент зарождения и момент гибели. Развитие системы подчиняется определенным законам. Любой предмет, объект, процесс – система.

5. Мотивация учащихся.

Общие знания о внешней и внутренней мотивации. Общеизвестные правила мотивации учеников: интересные задачи и задания; возможность выбора заданий; смена форм деятельности.

Узнала, почему в школе мотивация теряется. Мощные инструменты мотивации учеников: создание атмосферы творческой работы; открытые задачи; высокая мотивация учителя; нестандартный подход в обучении. Для поддержания интереса к решению задач используем соотношение (в%) 20:60:20 (лёгкие, посильные, на вырост)

II. После семинара стала много читать о ТРИЗ, многого не понимала: Идеальный конечный результат, веполь, ресурсы, … Читала книги, статьи, журналы – где только могла достать. Читала литературу по психологии обучения и психологии творчества.

  • Альтшуллер Г.С. «Найти идею»
  • Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука»
  • Селевко Г.К. «Современные педагогические технологии»
  • Гин А.А. «Приёмы педагогической техники»
  • Альтов Г. «И тут появился изобретатель»
  • Викентьев И.Л., Кайков И.К. «Лестница идей»
  • Иванов Г. «Формулы творчества, или как научиться изобретать»
  • Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»
  • Энгельмейер П.К. Теория творчества.
  • Славская К. А. Мысль в действии.

III. 7-9 ноября 2009 года, Москва. Семинар «Инновационное образование: воспитание креативности, новые методы и новое содержание». Ведущие Гин А.А., Кавтрев А.Ф.(28 часов)

Понятие

Мои представления о нём до семинара

Мои представления о нём после

1. Инновации в школе

Техническое оснащение школ.

Инновации в школе начинаются со смены стиля мышления учителя и ученика. Вывод: надо серьёзнее изучить и освоить психологию творчества.

2. КПД учителя.

Интуитивно понимала, что очень низкий. Как повысить – не знала.

Всего лишь 10%! Как повысить – существуют приёмы. Указаны в книге Гина А.А. «Приёмы педагогической техники». Надо ещё раз почитать.

3. Открытые и закрытые задачи

Имела некоторое представление. В практике не использовала.

Узнала, какие приемы мышления и способы деятельности развиваются у ребенка при решении открытых и закрытых задач. Очень интересно!

4. Система отношений «Учитель-ученик»

Административно-командная (хотя и в мягкой форме). Ученик – как объект воздействия.

Ученик – равноправный участник процесса обучения. Буду искать и построю систему «со-трудничества» на своих уроках!

5. ММШ (метод мозгового штурма)

Практически ничего

«Если не знаешь, куда действовать, действуй во все стороны». Знаю принцип МШ, правила проведения учебного МШ. Буду применять!

6. S-образная кривая.

Практически ничего

Понимаю, что любая система не вечна; развитие системы надо отслеживать, вносить изменения. Кстати, человек, личность – тоже система!

7. Противоречие

Что-то из диалектического материализма: «Единство и борьба противоположностей». Всё.

Противоречие надо усиливать и разрешать! Наличие противоречия – перспективная точка роста. Существуют приёмы разрешения технических и физических противоречий.

8. Творческое мышление (ТМ)

Знала на минимальном уровне

Знаю основные характеристики ТМ. Знаю, какие способы деятельности и приёмы мышления формируют ТМ. Хочу применять эти способы на уроках!

9. Виды вопросов

Не знала

Репродуктивные; уточняющие; развивающие. В учебниках используются почти везде репродуктивные вопросы. Пищу для ума дают развивающие вопросы.

IV. После семинара, с 1 декабря 2009 года начала вести в лицее-интернате №7 г. Бердска занятия по ТРИЗ в 5-6 классах. Разработала программу обучения. Дидактические материалы брала из книг, журналов, Интернета, готовила самостоятельно. Строила новую для себя и для детей систему обучения и отношений «Учитель –Ученик».

Организовала обучение ТРИЗ в начальной школе на основе методических разработок Гин С.И., учителя начальных классов, кандидата педагогических наук, г. Гомель.

Курировала обучение ТРИЗ в 9-10 классах лицея-интерната. Готовила команду лицея-интерната к творческим конкурсам и проектам. В начале декабря в экспериментальной группе (5-е классы) и в контрольной группе (7-е классы) было проведено входное тестирование по тесту образной креативности Торренса. В мае 2010 года было проведено выходное тестирование в экспериментальной и контрольной группах. Приведем результаты тестирования.

Приведем таблицу динамики уровней креативности в экспериментальной и контрольной группах учащихся

Рост креативн. в % от общ. числа учеников

Креативность не изменилась, в % от общ. числа учеников

Снижение креативн. в %, от общего числа учеников

Эксперим.группа (55 чел)

83,5%

2,2%

14,3%

Контрольн.группа (52 чел)

65%

5%

30%

V. В 2009-2011 году проработала литературу:

  • АльтшуллерГ.С., Шапиро Р.Б. «О психологии изобретательского творчества» //Журнал «Вопросы психологии», 1956г, №6, стр.37-49.
  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству
  • Боно де Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении
  • Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества
  • Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина
  • Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы
  • Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы.
  • Гин С.И. Мир загадок.
  • Гин С.И. Мир человека.
  • Гин С.И. Мир логики.
  • Захарова Л.П., Полынцева О.А. Поход за сказкой: методическое пособие для учителей, преподающих ТРИЗ.
  • Захарова Л.П., Полынцева О.А. Путешествие в страну Загадок: методическое пособие для учителей, преподающих ТРИЗ.
  • Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок
  • Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии:Школа развития творческого воображения.
  • Литвин С.С. Развитие творческого воображения: Учебно-мет. пособие для инженеров и изобретателей.
  • Лук А.Н.. Психология творчества.
  • Лук А.Н. Мышление и творчество.
  • Пономарев Я.А. Психология творчества.
  • Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.
  • Рибо Т. Творческое воображение.
  • Славская К. А. Мысль в действии.

VI. Семинар Гина А.А. 22-25 марта 2011г (лицей-интернат №7 г. Бердска) «ТРИЗ-педагогика» (32 часа)

1.

Понятие

Мои представления о нём до лекции

Мои представления о нём после лекции

1. Противоречия нового образования

Мало знала.

1. Образование должно быть дорогим и не должно быть дорогим.

2. Образование должно быть добровольным и должно быть обязательным.

Ощущаю себя способной работать по-новому, готова делиться с детьми не просто знаниями, а способами мышления.

2. Функция учителя

Передатчик знаний, контролёр

Организатор образовательного пространства, дирижёр, диагност, тьютор.

3. Метод морфологического анализа

Практически ничего

Позволяет придумать новое; сбивает психологическую инерцию; развивает творческое воображение.

4.ИКР (идеальное конечное решение)

Совсем немного

Максимально результативное решение при минимальных затратах ресурсов. Применяю на уроках ТРИЗ для анализа решений, найденных ММШ. ИКР – задаёт вектор поиска решения задачи.

5. ЖСТЛ.

На занятиях по ТРИЗ узнаем о судьбах и делах великих людей.

Самое главное наше изобретение – это наша собственная жизнь. Какую цель мы выбираем и как её достигаем – такова и наша жизнь. Я хочу жить и работать так, чтобы моим ученикам было интересно учиться и жить.

VII. Что дало обучение ТРИЗ моим ученикам?

А). Наблюдение учителя

  • Дети постепенно начали на занятиях говорить (на это ушло месяца 2-3. Один ученик молчал целый год)
  • Дети не боятся предлагать решения. Мы все договорились, что неправильных ответов нет. Самый неправильный ответ тот, который не сказан. Самый неправильный вопрос тот, который не задан.
  • Дети стали приносить из дома задачи, задания на сообразительность, энциклопедии.
  • Перед уроком часто возникает ситуация: «Я принёс задачу, загадку. Можно я предложу её в начале урока всем порешать? »
  • Дети стали при решении задач или заданий говорить: «У меня есть идея! » Раньше такого слова они не произносили.
  • Дети приносят мне «хитрые» задачки, проверяя меня: Сможет ли? Пока смогла.
  • Порою вместе решаем трудную задачу и они точно знают, что я не знаю ответа и решаю вместе с ними. Воспринимают это нормально, следят за ходом моих мыслей, задают вопросы, размышляют…

Б) Внешняя оценка

«Интерра-2010»

23-24 сентября 2010г, Международный молодежный инновационный Форум «Интерра -2010». Секция «Школьная Интерра».
9 команд (общий состав 87 человек) г. Новосибирска и области
II место в конкурсе творческих проектов;
I место в личном первенстве по решению творческих задач.

Особую награду и диплом получил ученик 7Б класса Малышев Егор за создание логотипа команды

«Интерра-2011»

21-23 сентября 2011г.
Международный молодежный инновационный форум «Интерра-2011». Секция «Школьная Интерра» . 35 команд (250 учащихся) г. Новосибирска и области
Результат: I место

VIII. Участие в конкурсах

Дата

Конкурс

Результат

Май 2011 года

Всероссийский конкурс «Учитель! Перед именем твоим…» Номинация: Инновации. Работа «Жить – как творить, а творить – как дышать! »

Серебряная медаль

Июнь 2012г

II Всероссийский конкурс «Взгляд». Номинация: Педагогическое эссе. Работа «Инновации в школе: взгляд изнутри»

I место

IX. Представление своего опыта

Дата

Фамилия И.О.

Уровень, мероприятие,

место проведения

Форма

Тема

2009-2010уч.год

1

20.03.2009г

Школьный.Педагогический совет.

Доклад+презентация

Проектный метод в УВП.

2

27.08.2009г

Городской. Городская августовская конференция. Секция «Инновационные ресурсы развития образовательного процесса»

Доклад+презентация

Развитие творческого потенциала учащихся посредством внедрения ТРИЗ-технологий в УВП.

3

24.11.2009г.

Областной. Общественно-педагогическая акция «Открытая школа» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Секция «Социальное партнерство как эффективный ресурс реализации программы развития учреждения» Бердск, лицей-интернат №7

Доклад+презентация

ТРИЗ в лицее: поиски, результаты, перспективы.

4

17.12.2009г

Международный. VIII Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций. Секция «Современные педагогические технологии». Новосибирск, школа 119.

Доклад+презентация

Концепция развития творческого потенциала учащихся лицея-интерната №7 г. Бердска на основе применения ТРИЗ-технологий

5

19.01.2010г

Всероссийский. Телерепортаж для канала «Россия» в рамках акции «Наша новая школа»

Открытый урок

6А, «Психологическая инерция»

6

10.03.2010г

Международный. XVIII Международная Ярмарка «Учсиб-2010». Номинация «Стратегия развития образовательных систем в инициативе «Новая школа» как условие повышения качества школьного образования в современных условиях». Новосибирск.

Круглый стол. Доклад.

Программа внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска

7

18-19.03.2010г

Международный. II Международная конференция «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной деятельности студентов». Секция «Модернизация образовательного процесса в целях подготовки кадров для инновационной экономики региона. » Профессиональная школа как новый тип взаимо-действия по схеме «ВУЗ-школе» Новосибирск, Сибирский Университет потребительской кооперации.

Круглый стол. Доклад.

«ТРИЗ в лицее-интернате: опыт, анализ, перспективы»

8

26.03 2010г

Региональный. Фестиваль «Абитуриент-2010» Научно-практическая конференция «Новые технологии в обучении и воспитании»; СФУ (г. Красноярск).

Доклад+ презентация

«Реализация ТРИЗ-педагогики в лицее-интернате»

9

28.03.2010г.

Региональный. Фестиваль «Абитуриент-2010» Круглый стол для учителей «Наша новая школа»; СФУ (г. Красноярск).

Доклад

«Творчество учителя как основа развития творчества ученика»

10

14.04.2010г.

Областной. Круглый стол с участием Губернатора НСО в рамках встречи с научно-педагогической общественностью НГПУ. Новосибирск, НГПУ.

Выступление

«ТРИЗ в лицее: опыт и проблемы».

11

20.04.2010г

Городской. Методический семинар «ТРИЗ-педагогика», Бердск, ДОУ №16.

Доклад+ презентация

ТРИЗ-педагогика как система развития креативности ребенка

12

24.05.2010г

Школьный. Педагогический совет.

Доклад+ презентация

Формы использования ИКТ в УВП.

2010/2011 уч.год

1

23.08.2010г

Областной. Семинар учителей. ИРСО НГПУ.

Доклад+презентация

ТРИЗ в лицее-интернате: результаты и перспективы.

2

23-24 сентября 2010г

Международный. Инновационный форум Interra-2010. Площадка «Школьная Интерра». ИРСО НГПУ.

Подготовка команды лицея

Творческий проект «Лицей+ТРИЗ=Инновация», решение творческих задач.

3

25.09.2010г

Международный. Инновационный форум Interra-2010. Секция «Инновационное развитие школьного образования»

Доклад+презентация

ТРИЗ как ресурс инновационного развития лицея-интерната.

4

22.01.2011г

Международный. XVIII Международная Ярмарка социальных проектов. Номинация «Стратегия развития образовательных систем в инициативе «Новая школа» как условие повышения качества школьного образования в современных условиях»

Участие в конкурсе.

Программа внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска

5

01.02.2011гг

Областной. НПК Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий. «Тенденции и возможности развития взаимодействия Вуза и школы для подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации высшего образования». СГГА, Новосибирск

Доклад+презентация

Освоение и внедрение ТРИЗ-педагогики в учебно-воспитательный процесс лицея-интерната.

6

Февраль 2011г

Всероссийский. Заочный конкурс «Учитель, перед именем твоим» Номинация «Инновации».

Эссе

«ТРИЗ-педагогика как инновационная педагогическая технология». Серебряная медаль.

7

20.05.2011

Областной. Круглый стол «ТРИЗ-педагогика в УВП лицея-интерната»

Доклад+презентация

«Отчет о внедрении ТРИЗ-педагогики в учебный процесс лицея-интерната 2010/2011 уч.г»

Открытые уроки в 2010/2011 уч.г.

1

26.10.2010г

Городской. Открытые уроки по ТРИЗ для журналистов газеты «Свидетель»

2

6Б, «Ассоциации». 2.Паклина Е.П. 7Б, «Противоречие»

2

09.12.2010г

Областной. Общественная акция «Открытая школа»

1

7Б. Брейн-ринг «Страна ТРИЗ».

3

18.01.2011

Городской.

1

6В. «Решение творческих задач»

4

25.02.2011

Городской.

1

5Б. «Город Похожестей и Непохожестей»

5

22.03.2011

Всероссийский. Открытый урок для специалистов по ТРИЗ (Гин А.А., Сибиряков В.Г., Осадько В.В., Теребило Г.И.)

1

6А. «Способы разрешения ФП»

6

11.04.2011

Областной. Открытые уроки для телеканала ОТС.

1

5А. «Город Противоречий».

7

20.05.2011

Областной. Круглый стол «ТРИЗ-педагогика в УВП лицея-интерната»

1

. 6А. Урок ТРИЗ «Системный оператор».

2011/2012 уч.год

1

20.02.2012

Городской. Выступление на семинаре «Открытые задачи в образовании» Г. Искитим Новосибирская область.

Доклад+ презентация

«Теория и практика ТРИЗ-педагогики».

2

21-22 марта 2012 г

Всероссийский. Научно-практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Г. Новосибирск

Доклад+ презентация

«Наша новая школа»: задачи развития креативности учащихся средствами ТРИЗ-педагогики

3

20 мая 2012г

Городской. Семинар для учителей г. Новосибирска

Проведение семинара (8 часов)

«Открытые задачи на занятиях ТРИЗ»

4

5-6 июля 2012г

Всероссийский. Всероссийский фестиваль образовательных технологий. Москва, «Этномир»

Проведение семинара для педагогов (16 часов)

Курс «Учись мыслить смело! » (6-8 классы)

2012/2013 уч.год

1

24-29 июня 2013г

Всероссийский. Всероссийский фестиваль образовательных технологий. Москва, «Этномир»

Проведение секции «Развитие креативности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» для педагогов (20 часов)

Курс «Учись мыслить смело! » (6-8 классы)

После обучения в сотрудников Лаборатории «Образование для Новой Эры» (Гин А.А., Гин С.И., Кавтрев А.Ф.) и применения полученных знаний на практике я почувствовала, что мне самой есть чем поделиться с коллегами-педагогами и есть желание это делать.

X. Публикации

  1. «Развитие творческого потенциала учащихся посредством внедрения ТРИЗ-технологий в УВП». Сборник творческих работ педагогов «ТРИЗ-технология как средство формирования инновационного мышления школьников», Новосибирский педуниверситет, 2010г.
  2. «Программа внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска». Материалы II Международной научно-практической конференции 18-19 марта 2010г.
  3. «ТРИЗ-педагогика: природосообразность, гуманность, творчество». Информационно-методический журнал «Управление развитием образования».№2, декабрь 2010г.
  4. «Антураж кабинета ТРИЗ», 29.05.2011. http://www.trizway.com/art/practical/
  5. «Отчет о работе творческой группы «Освоение и внедрение ТРИЗ-педагогики» в УВП лицея-интерната №7 г. бердска Новосибирской области за 2009-2010г». 31.01.2011г. http://www.trizway.com/art/practical/
  6. «ТРИЗ-педагогика: природосообразность, гуманность, творчество». Информационно-методический журнал «Управление развитием образования». №2, 2010г.
  7. «Программа внедрения элементов ТРИЗ в общеобразовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска». Материалы II Международной научно-практической конференции 18-19 марта 2010г. Новосибирск, стр. 29-36.
  8. «Практическая ТРИЗ-педагогика. С чего начинать учителю и как достичь успеха? ». Газета «Первое Сентября», №13, 2011г, стр.10.
  9. «Инновации в школе: взгляд изнутри». http://www.trizway.com/art/renewa/333.html
  10. «ТРИЗ-педагогика: из опыта практической работы». http://www.trizway.com/art/practical/331.hml
  11. «О, этот неуправляемый 5«В» (репортаж об уроках ТРИЗ из спортивного класса) Газета «1 Сентября», №1, 14 января 2012г.
  12. «Развитие креативности учащихся средствами ТРИЗ-педагогики». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск, НИПКиПРО, 21-22 марта 2012г.
  13. «Почувствовать себя учителем». Газета «1 Сентября», №11, 09.06.2012г
  14. «Открытая задача как инструмент в деятельности учителя-предметника». Журнал «Школьные технологии», №5, 2012г.