I. 2008 год, март, Сибирская ярмарка. На этот момент мой стаж работы учителем информатики 25 лет. При поддержке Новосибирского педуниверситета для учителей состоялась 3-часовая лекция Гина А.А. «Проблемы современного образования».
Эта лекция изменила мои представления о своей работе:
Понятие | Мои представления о нём до лекции | Мои представления о нём После лекции |
1. Цель образования | Цель образования – ЗУН. На уровне ежедневной педагогической работы. Ощущение – «хождение по кругу». | Цель образования – научить ребенка учиться. Научить его не мыслям (фактам), а мыслить. |
2. Открытые задачи. | Ничего не знала. Из школьного курса физики что-то смутно: «качественные задачи». | Знаю, что это такое; откуда берутся; общие принципы решения; что развивают в детях. |
3. Творчество учителя. | Не очень определённое понятие, интуитивное. Кажется, плохо увязывается с ежедневно работающим учителем. | Творчество учителя – основа творчества ученика. Ученику интересно учиться, когда учителю интересно учить. Узнала особенности творческого учителя. |
4. Система. | На бытовом уровне. | Любая система имеет момент зарождения и момент гибели. Развитие системы подчиняется определенным законам. Любой предмет, объект, процесс – система. |
5. Мотивация учащихся. | Общие знания о внешней и внутренней мотивации. Общеизвестные правила мотивации учеников: интересные задачи и задания; возможность выбора заданий; смена форм деятельности. | Узнала, почему в школе мотивация теряется. Мощные инструменты мотивации учеников: создание атмосферы творческой работы; открытые задачи; высокая мотивация учителя; нестандартный подход в обучении. Для поддержания интереса к решению задач используем соотношение (в%) 20:60:20 (лёгкие, посильные, на вырост) |
II. После семинара стала много читать о ТРИЗ, многого не понимала: Идеальный конечный результат, веполь, ресурсы, … Читала книги, статьи, журналы – где только могла достать. Читала литературу по психологии обучения и психологии творчества.
- Альтшуллер Г.С. «Найти идею»
- Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука»
- Селевко Г.К. «Современные педагогические технологии»
- Гин А.А. «Приёмы педагогической техники»
- Альтов Г. «И тут появился изобретатель»
- Викентьев И.Л., Кайков И.К. «Лестница идей»
- Иванов Г. «Формулы творчества, или как научиться изобретать»
- Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»
- Энгельмейер П.К. Теория творчества.
- Славская К. А. Мысль в действии.
III. 7-9 ноября 2009 года, Москва. Семинар «Инновационное образование: воспитание креативности, новые методы и новое содержание». Ведущие Гин А.А., Кавтрев А.Ф.(28 часов)
Понятие | Мои представления о нём до семинара | Мои представления о нём после |
1. Инновации в школе | Техническое оснащение школ. | Инновации в школе начинаются со смены стиля мышления учителя и ученика. Вывод: надо серьёзнее изучить и освоить психологию творчества. |
2. КПД учителя. | Интуитивно понимала, что очень низкий. Как повысить – не знала. | Всего лишь 10%! Как повысить – существуют приёмы. Указаны в книге Гина А.А. «Приёмы педагогической техники». Надо ещё раз почитать. |
3. Открытые и закрытые задачи | Имела некоторое представление. В практике не использовала. | Узнала, какие приемы мышления и способы деятельности развиваются у ребенка при решении открытых и закрытых задач. Очень интересно! |
4. Система отношений «Учитель-ученик» | Административно-командная (хотя и в мягкой форме). Ученик – как объект воздействия. | Ученик – равноправный участник процесса обучения. Буду искать и построю систему «со-трудничества» на своих уроках! |
5. ММШ (метод мозгового штурма) | Практически ничего | «Если не знаешь, куда действовать, действуй во все стороны». Знаю принцип МШ, правила проведения учебного МШ. Буду применять! |
6. S-образная кривая. | Практически ничего | Понимаю, что любая система не вечна; развитие системы надо отслеживать, вносить изменения. Кстати, человек, личность – тоже система! |
7. Противоречие | Что-то из диалектического материализма: «Единство и борьба противоположностей». Всё. | Противоречие надо усиливать и разрешать! Наличие противоречия – перспективная точка роста. Существуют приёмы разрешения технических и физических противоречий. |
8. Творческое мышление (ТМ) | Знала на минимальном уровне | Знаю основные характеристики ТМ. Знаю, какие способы деятельности и приёмы мышления формируют ТМ. Хочу применять эти способы на уроках! |
9. Виды вопросов | Не знала | Репродуктивные; уточняющие; развивающие. В учебниках используются почти везде репродуктивные вопросы. Пищу для ума дают развивающие вопросы. |
IV. После семинара, с 1 декабря 2009 года начала вести в лицее-интернате №7 г. Бердска занятия по ТРИЗ в 5-6 классах. Разработала программу обучения. Дидактические материалы брала из книг, журналов, Интернета, готовила самостоятельно. Строила новую для себя и для детей систему обучения и отношений «Учитель –Ученик».
Организовала обучение ТРИЗ в начальной школе на основе методических разработок Гин С.И., учителя начальных классов, кандидата педагогических наук, г. Гомель.
Курировала обучение ТРИЗ в 9-10 классах лицея-интерната. Готовила команду лицея-интерната к творческим конкурсам и проектам. В начале декабря в экспериментальной группе (5-е классы) и в контрольной группе (7-е классы) было проведено входное тестирование по тесту образной креативности Торренса. В мае 2010 года было проведено выходное тестирование в экспериментальной и контрольной группах. Приведем результаты тестирования.
Приведем таблицу динамики уровней креативности в экспериментальной и контрольной группах учащихся
Рост креативн. в % от общ. числа учеников | Креативность не изменилась, в % от общ. числа учеников | Снижение креативн. в %, от общего числа учеников |
|
Эксперим.группа (55 чел) | 83,5% | 2,2% | 14,3% |
Контрольн.группа (52 чел) | 65% | 5% | 30% |
V. В 2009-2011 году проработала литературу:
- АльтшуллерГ.С., Шапиро Р.Б. «О психологии изобретательского творчества» //Журнал «Вопросы психологии», 1956г, №6, стр.37-49.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству
- Боно де Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении
- Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества
- Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина
- Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы
- Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы.
- Гин С.И. Мир загадок.
- Гин С.И. Мир человека.
- Гин С.И. Мир логики.
- Захарова Л.П., Полынцева О.А. Поход за сказкой: методическое пособие для учителей, преподающих ТРИЗ.
- Захарова Л.П., Полынцева О.А. Путешествие в страну Загадок: методическое пособие для учителей, преподающих ТРИЗ.
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии:Школа развития творческого воображения.
- Литвин С.С. Развитие творческого воображения: Учебно-мет. пособие для инженеров и изобретателей.
- Лук А.Н.. Психология творчества.
- Лук А.Н. Мышление и творчество.
- Пономарев Я.А. Психология творчества.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.
- Рибо Т. Творческое воображение.
- Славская К. А. Мысль в действии.
VI. Семинар Гина А.А. 22-25 марта 2011г (лицей-интернат №7 г. Бердска) «ТРИЗ-педагогика» (32 часа)
Понятие | Мои представления о нём до лекции | Мои представления о нём после лекции |
1.
1. Противоречия нового образования | Мало знала. | 1. Образование должно быть дорогим и не должно быть дорогим. 2. Образование должно быть добровольным и должно быть обязательным. Ощущаю себя способной работать по-новому, готова делиться с детьми не просто знаниями, а способами мышления. |
2. Функция учителя | Передатчик знаний, контролёр | Организатор образовательного пространства, дирижёр, диагност, тьютор. |
3. Метод морфологического анализа | Практически ничего | Позволяет придумать новое; сбивает психологическую инерцию; развивает творческое воображение. |
4.ИКР (идеальное конечное решение) | Совсем немного | Максимально результативное решение при минимальных затратах ресурсов. Применяю на уроках ТРИЗ для анализа решений, найденных ММШ. ИКР – задаёт вектор поиска решения задачи. |
5. ЖСТЛ. | На занятиях по ТРИЗ узнаем о судьбах и делах великих людей. | Самое главное наше изобретение – это наша собственная жизнь. Какую цель мы выбираем и как её достигаем – такова и наша жизнь. Я хочу жить и работать так, чтобы моим ученикам было интересно учиться и жить. |
VII. Что дало обучение ТРИЗ моим ученикам?
А). Наблюдение учителя
- Дети постепенно начали на занятиях говорить (на это ушло месяца 2-3. Один ученик молчал целый год)
- Дети не боятся предлагать решения. Мы все договорились, что неправильных ответов нет. Самый неправильный ответ тот, который не сказан. Самый неправильный вопрос тот, который не задан.
- Дети стали приносить из дома задачи, задания на сообразительность, энциклопедии.
- Перед уроком часто возникает ситуация: «Я принёс задачу, загадку. Можно я предложу её в начале урока всем порешать? »
- Дети стали при решении задач или заданий говорить: «У меня есть идея! » Раньше такого слова они не произносили.
- Дети приносят мне «хитрые» задачки, проверяя меня: Сможет ли? Пока смогла.
- Порою вместе решаем трудную задачу и они точно знают, что я не знаю ответа и решаю вместе с ними. Воспринимают это нормально, следят за ходом моих мыслей, задают вопросы, размышляют…
Б) Внешняя оценка
«Интерра-2010»
23-24 сентября 2010г, Международный молодежный инновационный Форум «Интерра -2010». Секция «Школьная Интерра».
9 команд (общий состав 87 человек) г. Новосибирска и области
II место в конкурсе творческих проектов;
I место в личном первенстве по решению творческих задач.
Особую награду и диплом получил ученик 7Б класса Малышев Егор за создание логотипа команды
«Интерра-2011»
21-23 сентября 2011г.
Международный молодежный инновационный форум «Интерра-2011». Секция «Школьная Интерра» .
35 команд (250 учащихся) г. Новосибирска и области
Результат: I место
VIII. Участие в конкурсах
Дата | Конкурс | Результат |
Май 2011 года | Всероссийский конкурс «Учитель! Перед именем твоим…» Номинация: Инновации. Работа «Жить – как творить, а творить – как дышать! » | Серебряная медаль |
Июнь 2012г | II Всероссийский конкурс «Взгляд». Номинация: Педагогическое эссе. Работа «Инновации в школе: взгляд изнутри» | I место |
IX. Представление своего опыта
Дата Фамилия И.О. | Уровень, мероприятие, место проведения | Форма | Тема |
|
2009-2010уч.год |
||||
1 | 20.03.2009г | Школьный.Педагогический совет. | Доклад+презентация | Проектный метод в УВП. |
2 | 27.08.2009г | Городской. Городская августовская конференция. Секция «Инновационные ресурсы развития образовательного процесса» | Доклад+презентация | Развитие творческого потенциала учащихся посредством внедрения ТРИЗ-технологий в УВП. |
3 | 24.11.2009г. | Областной. Общественно-педагогическая акция «Открытая школа» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Секция «Социальное партнерство как эффективный ресурс реализации программы развития учреждения» Бердск, лицей-интернат №7 | Доклад+презентация | ТРИЗ в лицее: поиски, результаты, перспективы. |
4 | 17.12.2009г | Международный. VIII Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций. Секция «Современные педагогические технологии». Новосибирск, школа 119. | Доклад+презентация | Концепция развития творческого потенциала учащихся лицея-интерната №7 г. Бердска на основе применения ТРИЗ-технологий |
5 | 19.01.2010г | Всероссийский. Телерепортаж для канала «Россия» в рамках акции «Наша новая школа» | Открытый урок | 6А, «Психологическая инерция» |
6 | 10.03.2010г | Международный. XVIII Международная Ярмарка «Учсиб-2010». Номинация «Стратегия развития образовательных систем в инициативе «Новая школа» как условие повышения качества школьного образования в современных условиях». Новосибирск. | Круглый стол. Доклад. | Программа внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска |
7 | 18-19.03.2010г | Международный. II Международная конференция «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной деятельности студентов». Секция «Модернизация образовательного процесса в целях подготовки кадров для инновационной экономики региона. » Профессиональная школа как новый тип взаимо-действия по схеме «ВУЗ-школе» Новосибирск, Сибирский Университет потребительской кооперации. | Круглый стол. Доклад. | «ТРИЗ в лицее-интернате: опыт, анализ, перспективы» |
8 | 26.03 2010г | Региональный. Фестиваль «Абитуриент-2010» Научно-практическая конференция «Новые технологии в обучении и воспитании»; СФУ (г. Красноярск). | Доклад+ презентация | «Реализация ТРИЗ-педагогики в лицее-интернате» |
9 | 28.03.2010г. | Региональный. Фестиваль «Абитуриент-2010» Круглый стол для учителей «Наша новая школа»; СФУ (г. Красноярск). | Доклад | «Творчество учителя как основа развития творчества ученика» |
10 | 14.04.2010г. | Областной. Круглый стол с участием Губернатора НСО в рамках встречи с научно-педагогической общественностью НГПУ. Новосибирск, НГПУ. | Выступление | «ТРИЗ в лицее: опыт и проблемы». |
11 | 20.04.2010г | Городской. Методический семинар «ТРИЗ-педагогика», Бердск, ДОУ №16. | Доклад+ презентация | ТРИЗ-педагогика как система развития креативности ребенка |
12 | 24.05.2010г | Школьный. Педагогический совет. | Доклад+ презентация | Формы использования ИКТ в УВП. |
2010/2011 уч.год | ||||
1 | 23.08.2010г | Областной. Семинар учителей. ИРСО НГПУ. | Доклад+презентация | ТРИЗ в лицее-интернате: результаты и перспективы. |
2 | 23-24 сентября 2010г | Международный. Инновационный форум Interra-2010. Площадка «Школьная Интерра». ИРСО НГПУ. | Подготовка команды лицея | Творческий проект «Лицей+ТРИЗ=Инновация», решение творческих задач. |
3 | 25.09.2010г | Международный. Инновационный форум Interra-2010. Секция «Инновационное развитие школьного образования» | Доклад+презентация | ТРИЗ как ресурс инновационного развития лицея-интерната. |
4 | 22.01.2011г | Международный. XVIII Международная Ярмарка социальных проектов. Номинация «Стратегия развития образовательных систем в инициативе «Новая школа» как условие повышения качества школьного образования в современных условиях» | Участие в конкурсе. | Программа внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска |
5 | 01.02.2011гг | Областной. НПК Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий. «Тенденции и возможности развития взаимодействия Вуза и школы для подготовки квалифицированных специалистов в условиях модернизации высшего образования». СГГА, Новосибирск | Доклад+презентация | Освоение и внедрение ТРИЗ-педагогики в учебно-воспитательный процесс лицея-интерната. |
6 | Февраль 2011г | Всероссийский. Заочный конкурс «Учитель, перед именем твоим» Номинация «Инновации». | Эссе | «ТРИЗ-педагогика как инновационная педагогическая технология». Серебряная медаль. |
7 | 20.05.2011 | Областной. Круглый стол «ТРИЗ-педагогика в УВП лицея-интерната» | Доклад+презентация | «Отчет о внедрении ТРИЗ-педагогики в учебный процесс лицея-интерната 2010/2011 уч.г» |
Открытые уроки в 2010/2011 уч.г. | ||||
1 | 26.10.2010г | Городской. Открытые уроки по ТРИЗ для журналистов газеты «Свидетель» | 2 | 6Б, «Ассоциации». 2.Паклина Е.П. 7Б, «Противоречие» |
2 | 09.12.2010г | Областной. Общественная акция «Открытая школа» | 1 | 7Б. Брейн-ринг «Страна ТРИЗ». |
3 | 18.01.2011 | Городской. | 1 | 6В. «Решение творческих задач» |
4 | 25.02.2011 | Городской. | 1 | 5Б. «Город Похожестей и Непохожестей» |
5 | 22.03.2011 | Всероссийский. Открытый урок для специалистов по ТРИЗ (Гин А.А., Сибиряков В.Г., Осадько В.В., Теребило Г.И.) | 1 | 6А. «Способы разрешения ФП» |
6 | 11.04.2011 | Областной. Открытые уроки для телеканала ОТС. | 1 | 5А. «Город Противоречий». |
7 | 20.05.2011 | Областной. Круглый стол «ТРИЗ-педагогика в УВП лицея-интерната» | 1 | . 6А. Урок ТРИЗ «Системный оператор». |
2011/2012 уч.год | ||||
1 | 20.02.2012 | Городской. Выступление на семинаре «Открытые задачи в образовании» Г. Искитим Новосибирская область. | Доклад+ презентация | «Теория и практика ТРИЗ-педагогики». |
2 | 21-22 марта 2012 г | Всероссийский. Научно-практическая конференция «Содержание образования в аспектах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Г. Новосибирск | Доклад+ презентация | «Наша новая школа»: задачи развития креативности учащихся средствами ТРИЗ-педагогики |
3 | 20 мая 2012г | Городской. Семинар для учителей г. Новосибирска | Проведение семинара (8 часов) | «Открытые задачи на занятиях ТРИЗ» |
4 | 5-6 июля 2012г | Всероссийский. Всероссийский фестиваль образовательных технологий. Москва, «Этномир» | Проведение семинара для педагогов (16 часов) | Курс «Учись мыслить смело! » (6-8 классы) |
2012/2013 уч.год | ||||
1 | 24-29 июня 2013г | Всероссийский. Всероссийский фестиваль образовательных технологий. Москва, «Этномир» | Проведение секции «Развитие креативности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» для педагогов (20 часов) | Курс «Учись мыслить смело! » (6-8 классы) |
После обучения в сотрудников Лаборатории «Образование для Новой Эры» (Гин А.А., Гин С.И., Кавтрев А.Ф.) и применения полученных знаний на практике я почувствовала, что мне самой есть чем поделиться с коллегами-педагогами и есть желание это делать.
X. Публикации
- «Развитие творческого потенциала учащихся посредством внедрения ТРИЗ-технологий в УВП». Сборник творческих работ педагогов «ТРИЗ-технология как средство формирования инновационного мышления школьников», Новосибирский педуниверситет, 2010г.
- «Программа внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска». Материалы II Международной научно-практической конференции 18-19 марта 2010г.
- «ТРИЗ-педагогика: природосообразность, гуманность, творчество». Информационно-методический журнал «Управление развитием образования».№2, декабрь 2010г.
- «Антураж кабинета ТРИЗ», 29.05.2011. http://www.trizway.com/art/practical/
- «Отчет о работе творческой группы «Освоение и внедрение ТРИЗ-педагогики» в УВП лицея-интерната №7 г. бердска Новосибирской области за 2009-2010г». 31.01.2011г. http://www.trizway.com/art/practical/
- «ТРИЗ-педагогика: природосообразность, гуманность, творчество». Информационно-методический журнал «Управление развитием образования». №2, 2010г.
- «Программа внедрения элементов ТРИЗ в общеобразовательный процесс лицея-интерната №7 г. Бердска». Материалы II Международной научно-практической конференции 18-19 марта 2010г. Новосибирск, стр. 29-36.
- «Практическая ТРИЗ-педагогика. С чего начинать учителю и как достичь успеха? ». Газета «Первое Сентября», №13, 2011г, стр.10.
- «Инновации в школе: взгляд изнутри». http://www.trizway.com/art/renewa/333.html
- «ТРИЗ-педагогика: из опыта практической работы». http://www.trizway.com/art/practical/331.hml
- «О, этот неуправляемый 5«В» (репортаж об уроках ТРИЗ из спортивного класса) Газета «1 Сентября», №1, 14 января 2012г.
- «Развитие креативности учащихся средствами ТРИЗ-педагогики». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск, НИПКиПРО, 21-22 марта 2012г.
- «Почувствовать себя учителем». Газета «1 Сентября», №11, 09.06.2012г
- «Открытая задача как инструмент в деятельности учителя-предметника». Журнал «Школьные технологии», №5, 2012г.