5-6 сентября 2012 года в Туллахоме штат Теннесси США прошла одна из конференций школ STEM, организованная при поддержке и участии многих фирм из авиационной индустрии.
Такого рода конференции проводятся в США 3-4 раза в год. STEM, это в переводе ствол/основа, расшифровывается как — Естествознание, Технология, Инженерные Науки и Математика. Т.е. STEM-система является основой обучения работников в области высоких технологий.
В конференции участвовали представители различных учебных заведений, государственных структур и частных предприятий. Нужно отметить, что частные фирмы очень заинтересованы в улучшении системы образования, т.к. в последние несколько лет одной из проблем стала нехватка квалифицированных работников различных специальностей. Нужно отметить, что штат Теннесси занимает последние места в США по уровню подготовки школьников по всем предметам — начиная с чтения и кончая естественными науками.
Утром 5-го сентября участники заслушали речи нескольких представителей индустрии и системы образования. Затем было проведено групповое обсуждение состояния STEM-образования в штате Теннесси. Были заданы ряд вопросов о планах на развитие STEM-образования. Я задал вопрос о планах на изменение фокуса образования с обучения как отвечать на вопросы на обучение умению задавать вопросы. Такое умение, как известно, ведет к развитию способности обучаться. Вразумительного ответа на свой вопрос я не получил.
После обеда 5-го и до обеда 6-го прошли обсуждения в различных группах на разные темы: Как улучшить процесс обучения; Влияние уровня обучения на экономическое развитие региона; Влияние подготовленности рабочей силы на попытки привлечь компании в регион. Я участвовал в обсуждении вопроса о важности STEM-образования для экономического развития.
При всей важности качественного обучения естественным наукам и математике в рамках школ STEM нужно признать, что детей вообще не учат решать реальные жизненные и производственные проблемы.
После обеда 6-го выступила замминистра образования штата. В своей речи она верно отметила, что необходимо развивать в детях творческое мышление. Но делать это предлагается путем неукоснительного следования программе STEM. На мое замечание, что такой подход недостаточен для развития творческого начала, ответа не последовало.
Впервые я участвовал в STEM-конференции в Вашингтоне в 2006 году. К сожалению, за 6 лет не произошло серьезных качественных изменений. Несмотря на то, что понимание необходимости обучения творчеству и критическому мышлению уже появилось, но у большинства выступающих еще не сформировалось понимание того, что для этого нужны новые технологии обучения. С другой стороны, отдельные выступающие уже демонстрировали понимание этой необходимости что-то менять в технологиях и содержании обучения, чтобы воспитывать людей для работы в сфере высоких технологий, чего не было вообще 6 лет назад. Это обнадёживает...