Тот, кто помог расти твоей душе.
Он на урок идёт, конечно, к детям.
Но, если честно, — он идёт к Себе.
Неумолимое время несет нас по жизни вперед, добавляя годы. Но время еще и драгоценный друг для тех, кто ему открыт. Оно помогает приобрести жизненный и профессиональный опыт и дает возможность наполнять нашу душу.
1. Штрихи к портрету
Много лет назад я пришла работать в школу учителем информатики; в багаже были мехмат университета и профессия инженера-программиста. Первый год училась планировать уроки, стоять у доски, общаться с учениками, особенно со старшеклассниками. Было трудно, но это уже в прошлом.
В то время я не имела никакого представления ни о методиках преподавания, ни о принципах и закономерностях обучения. Моя коллега учила меня разрабатывать календарно-тематический план, определять цели урока, организовывать работу учеников, помогала искать материалы для подготовки к уроку. Я шла почти наугад и медленно.
Однажды я спросила у учителя, педагогический стаж которого был более 10 лет: «Почему урок строится от простого к сложному? И что считаем простым?» Ответ привел меня в недоумение: «Не знаю, так все делают». Судьба была благосклонна ко мне. Она дала мне возможность встретиться и общаться с учителем математики от Бога. Этому учителю я задала тот же вопрос. Тогда я впервые услышала слово «дидактика» и узнала про книгу Скаткина М.Н. «Дидактика средней школы».
Мне стало интересно: как же так, есть целая область, которую я не знаю? Нашла книгу в библиотеке, стала читать. Это была моя первая педагогическая энциклопедия. В своей практической работе до некоторых мыслей и приемов я доходила интуитивно, а, оказывается, это известно — бери и применяй. Книгу проглотила мгновенно. Что делать дальше? Первый вектор движения задала литература, приведенная в книге:
- Сухомлинский В.А. «Разговор с молодым директором школы»
- Пономарев Я.А. «Психология творческого мышления»
- Блонский П.П. «Развитие мышления школьника»
- Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения в школе»
- Лернер И.Я. «Проблемное обучение»
- Занков Л.В. «Дидактика и жизнь»
- Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением»
- Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки»
- Я.А. Коменский «Великая дидактика».
Я шагнула в это море без сомнений и страхов. Было только одно желание — учиться. Целое лето ездила в читальный зал областной библиотеки. Много конспектировала. Очень хотелось читать и думать, как будто я была голодна. Да так и было. Я работала, не понимая глубинной основы того, что делала. Не знала основ психологии обучения, основных педагогических технологий и методик и многого другого.
Упорная работа в течение лета дала свои результаты: многое поняла и многому научилась. По ходу конспектирования на полях записывала вопросы на перспективу, которые появлялись в процессе чтения. Я уже понимала, какие элементы я готова пробовать на уроках, для чего и как. Самое главное: я поняла, что каждый момент урока работает на какую-то цель; само поведение учителя работает на какую-то цель. Форма подачи упражнений, даже последовательность заданий не может быть случайной, а выстраивается по замыслу учителя.
В режиме «на каникулах — в библиотеку» я работала над собой два года. Это был мой реальный педагогический университет. Потом два года — в другом режиме, когда акцент сместился на практическую работу в классе с детьми. Применяла проблемный метод обучения, технологию КСО (коллективный способ обучения), технологию укрупнения дидактических единиц; освоила дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении. Вот некоторые результаты: классы коррекции (были и такие!) завершали учебный год без двоек, качественная успеваемость 65%.
2. Школа и квалификация учителя
Вначале я искренне полагала, что многие учителя в школе и, конечно же, администраторы (директор, завуч), владеют теми знаниями, методиками и технологиями, которые я старалась понять и освоить. Скоро я убедилась, что это совсем не так. Посещая открытые уроки, обсуждая вопросы на курсах повышения квалификации, слушая выступления на педсоветах, а также из частных бесед выяснила, что достаточным профессиональным уровнем большинство учителей считают: хорошее знание по предмету, использование нескольких форм организации урока, некоторых приемов и методов обучения.
Завучи в школе, как правило, выполняют роль контролера. Вот неполный перечень направлений их работы: контроль выполнения учебных программ; контроль ведения журналов; контроль и анализ текущей и итоговой успеваемости; посещение и анализ уроков; организация и проведение совещаний и педсоветов; контроль поведения учащихся; работа с родителями; оформление документации; подготовка отчетов и многое другое. В таких условиях вести серьезную методическую работу с учителями, конечно, невозможно. Она и не ведется.
Особый интерес представляет процедура посещения завучем уроков. Возможно, для кого-то из учителей она необходима, в какой-то мере дисциплинирует, заставляет быть «в тонусе». В реальности эта процедура давно формальна. Методическую работу учителя за один урок сложно оценить. Вообще, методический рост учителя — для школы направление неактуальное. Важно иное: количество медалистов, количество участников в олимпиадах (как показатель развития одаренности!), средний балл по ЕГЭ в сравнении с другими школами и т.д.
Однажды коллега рассказал мне эпизод из своей учительской жизни. К тому времени он работал учителем математики в старших классах почти 10 лет. Эта история очень удивила меня тогда, удивляет до сих пор. То ли класс попался ему сложный, то ли учебный материал был какой-то особенный, ну не нравился ему урок, который он подготовил и провел. И не мог он понять, что именно идет не так. Была у них в школе завучем деликатная и умнейшая дама, Мария Вальтеровна, математик с огромным стажем, прекрасный методист. Он пригласил ее на урок с просьбой помочь разобраться. Она посетила два его урока, детально с ним разобрала эти уроки и помогла ему решить ряд проблем. И впоследствии она в трудной ситуации приходила к нему на помощь. Тщательно анализировала работу учителя и детей на уроке, после урока обсуждала с учителем каждый шаг. Учила его грамотно строить эффективный урок, продумывать предстоящий урок до мелочей, помогала расти в методическом плане.
Этот эпизод важен по своему глубинному смыслу. С одной стороны, Учитель дорос до уровня, когда он готов:
- Найти слабое место в проекте урока.
- Понять, что именно не усвоили на уроке ученики.
- Понимать, что ответственность за это несет учитель.
- Улучшить свою работу.
- Признавать свои ошибки.
- Учиться исправлять ошибки.
И в этом случае для учителя завуч — не сторож и контролер, а мудрый наставник.
С другой стороны, Завуч дорос до уровня, когда он:
- Является квалифицированным методистом-практиком.
- Желает помогать учителю в его работе.
- Умеет строить партнерские отношения с учителем.
- Искренне уважает учителя.
Эта история характеризует не только завуча, но и учителя. Даже думаю, что учителя прежде всего. Подобных историй ни от кого другого и никогда я не слышала.
2. Ресурс для Робинзона
Попытаюсь кратко охарактеризовать суть нынешнего положения в системе школьного образования. Устойчивое внутреннее неразвитие на фоне активных попыток внешних инноваций. Уровень образования российских школьников всем известен. Государственные структуры наконец-то начинают понимать, что необходимо что-то реально делать для повышения качества обучения, для развития надпредметных компетентностей учащихся, для формирования умения учиться. Система образования напоминает Робинзона после кораблекрушения, которому надо собрать силы, найти ресурсы и выжить.
Понимаю, что экономическая сторона вопроса является определяющей, но эта тема выходит за рамки данной статьи. Будем говорить о другом ресурсе, который уже есть в системе. Стандарты второго поколения, технологии проблемного обучения, обучение по методу проектов — работоспособные инструменты. Но ведь качественно и ответственно их может внедрить только конкретный учитель. И в центре образовательного процесса и образовательного пространства находятся два человека: учитель и ученик.
Именно учитель и ученик тесно общаются на уроке. Это момент не просто передачи знаний, а сближения душ. Настоящий урок на этом основан. Когда одна душа наполнена творчеством, добром, участием, знаниями, то и другая душа тянется к ней и раскрывается.
Но для этого необходимо постоянно, последовательно и результативно не только создавать условия учителю для личностного, методического и профессионального роста, но и реально помогать ему в этом. Да кто же возьмет на себя такую работу, и сможет ли? Возможно, есть школы, где основная функция администрации именно такова. Но на большей части образовательного пространства основная функция администрации: держать и не пущать.
Никакой цветок не растет по приказу. Его надо пропалывать, поливать, выставлять на солнышко и просто — любить! Учитель — наш главный ресурс. Но хватит ли у нас ума, чтобы понять это? Хватит ли мужества, чтобы признать это и сил, чтобы выращивать этот цветок?
Статья опубликована в газете "Первое сентября", №11, 2012.