ЗАДАЧИ
очного тура краевого конкурса по ТРИЗ 2010-2011 уч. Год
8-9 классы
- По методу морфологического анализа модернизируйте ТС «гладильная доска».
- Приведите пример разрушающего веполя.
- Порассуждайте о том, что может произойти с системой «комбайн» в будущем, в соответствии с ЗРТС группы кинематики.
- Мех на фабриках обрабатывают специальными растворами. После обработки его нужно высушить. Сушат мех, продувая горячим воздухом. Но из-за того, что мокрые ворсинки меха слипаются «в кустики», сушка замедляется, возникает большой перерасход энергии. Как быть?
- Дана свечка, она толстая. Её надо закрепить на вертикальной деревянной стенке в вертикальном положении. В вашем распоряжении для этого есть только молоток и коробочка с маленькими (меньше диаметра свечки) гвоздями. Спичек нет, других инструментов нет. На пол ставить нельзя, её надо закрепить на высоте человеческого роста. Гвоздики весьма маленькие, свечка толстая, поэтому сразу отсекаем предложение набить гвоздиков в стенку и наколоть держаться не будет.
- На одном международном конгрессе встретились 4 делегата из разных стран. Каждый из них владел двумя языками из 4 (английский, французский, итальянский, немецкий). Однако оказалось, что не было такого языка, на котором они могли бы разговаривать вчетвером. И был только один язык, на котором могли вести беседу трое из них. Никто из делегатов не владеет французским и немецким языками одновременно. Хотя физик не говорит по-английски, он может служить переводчиком, если математик и биолог захотят поговорить друг с другом. Биолог говорит по-немецки и может говорить с химиком, хотя тот не знает ни одного немецкого слова. Физик, математик и химик не могут беседовать втроем на одном языке. Какими двумя языками владеет каждый из них?
10-11 классы
- По методу системного оператора модернизируйте ТС «глобус».
- Порассуждайте о том, что может произойти с системой «отопление» в будущем, в соответствии с ЗРТС группы кинематики.
- Приведите пример развивающего веполя.
- На металлургическом заводе вырабатывают гранулированный никель. Он падает каплями в воду, превращаясь в гранулы. Но некоторые из капель в момент резкого охлаждения и соприкосновения с водой трескаются, даже рассыпаются в пыль из-за температурных напряжений. Этой неприятности можно избежать, увеличив время Пролета капли либо вводя дополнительное подстуживание во время полета, но это приведет к большим дополнительным затратам. Как быть?
- Нужно перекинуть через широкое ущелье нитку трубопровода. Посчитали, выяснили: будет провисать, жесткости не хватит. Опоры ставить дорого. Как быть?
- Шесть человек А, Б, В, Г, Д и Е кандидаты на посты председателя, заместителя председателя и секретаря правления общества любителей логических задач. Но определить состав этой тройки оказалось не так-то легко. Судите сами:
- А не хочет входить в состав руководства, если Д не будет председателем.
- Б не хочет входить в состав руководства, если ему придется быть старшим над В.
- Б не хочет работать вместе с Е ни при каких условиях.
- В не хочет работать, если в состав руководства войдут Д и Е вместе.
- В не будет работать, если Е будет председателем или если Б будет секретарем.
- Г не будет работать с В или Д, если ему придется подчиняться тому или другому.
- Д не хочет быть заместителем председателя.
- Д не хочет быть секретарем, если в состав руководства войдет Г.
- Д не хочет работать вместе с А, если Е не войдет в состав руководства.
- Е согласен работать только в том случае, если председателем будет либо он, либо В.
- Задумались любители логических задач, но в конце концов догадались, кому какое место надо предоставить, чтобы удовлетворить все пожелания капризных кандидатов.
Как они решили эту проблему?
ВОПРОС |