ВОПРОС
Этот вопрос поступил в адрес Лаборатории от читинской коллеги, ТРИЗ-педагога Лидии Петровны Захаровой:
- «Анатолий Александрович! В нашем крае регулярно проводятся олимпиады по ТРИЗ. Не могли бы Вы прокомментировать, насколько хорошо подобраны задания конкурса? Задания конкурса присоединяем»…
Ответ А.А. Гина:
Я сторонник того, чтобы дети могли участвовать в разноплановых и разноуровневых олимпиадах. И конечно, меня радуют попытки проводить региональные олимпиады и конкурсы по ТРИЗ.
Вопросы вызывает вот что:
- Для проведения олимпиады необходимо регулярное изучение предмета — а ведётся ли оно, согласованы ли программы изучения? Если этого нет, то целесообразность конкурса с использованием терминологии ТРИЗ для неподготовленных детей вызывает сомнения.
- Подбор задач данного конкретного конкурса вообще не понятен. Задачи конкурса можно разбить на такие группы:
- Традиционные логические задачи (шестые номера заданий конкурса — см. приложенные ниже условия конкурсных заданий).
- Вообще не задачи (приведите пример…)
- Открытые задачи (изобретательские, исследовательские, прогнозные…)
Для конкурса по ТРИЗ целесообразны только задачи группы «с», которые в данном конкурсе тоже присутствуют. Задачи группы «а» хороши — но это просто другой предмет, и было бы правильно соблюдать предметный ряд и границы, либо называть конкурс как-то иначе.
Естественно полагать, что задачи типа «с», уместные в таком конкурсе, должны соответствовать возрасту, а соответственно интересам и примерному объёму знаний детей. К сожалению, по моему мнению, в данном конкурсе эти требования должным образом не выполнены. Давать, к примеру, 8 — 9-классникам делать прогноз комбайна — это заранее провоцировать поверхностную работу. Такая задача уместна для студентов старших курсов с/х университетов, причём только в том случае, если на её выполнение отводится значительное время.
Не считаю правильным также давать на конкурс, если он не осуществляется в контролируемой аудитории, таких задач, которые уже опубликованы в книгах и на сайтах и ответы к которым можно найти в Интернете. Конечно, детей нужно учить искать информацию в Интернете, но не таким образом.
Вывод: подбор заданий в данном конкурсе считаю ошибочным.
С уважением — Анатолий Александрович Гин, Мастер ТРИЗ,
Руководитель международной общественной Лаборатории «Образование для Новой Эры».
Задачи прилагаются
ЗАДАЧИ |