Правительство Российской Федерации убеждено, что в стране активно идет реформа школьного образования, краеугольным камнем которой является создание эффективной системы экспертизы учебников.
Для Правительства Российской Федерации будет откровением узнать, что в настоящее время вся эта реформа по сути свелась к созданию эффективного механизма выкачивания денег из издательств и авторов учебников и перераспределения их в мало кому известные структуры. Мало того, что Минобрнауки без каких-то законных оснований передало свои государственные функции проведения экспертизы учебников каким-то посторонним организациям. Оно стыдливо закрывает глаза на то, что этой экспертизой занимаются (и получают за это деньги) не уважаемые государственные академии, а некие структуры, чьи наименования никогда не упоминались в утвержденных Министерством списках экспертов.
Более того — демонстрируя явное неверие в перспективы всей проводимой Вами реформы образования и понимая, что подобная ситуация рано или поздно получит должную правовую оценку, в 2010 году Минобрнауки вынудило издательства заплатить за экспертизу учебников не только текущего года, но и на 3-4 года вперед.
На первый взгляд, идея просто замечательная — подготовить для начальной школы учебники сразу на 4 года обучения. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что выигрывают от этого не школы и ученики, а исключительно те самые никому не известные «экспертные организации».
Все очень просто — в прошедших в 2010 году экспертизу учебниках в дальнейшем что-либо менять нельзя; они будут в неизменном виде ждать своего учебного года (2013 или 2014). А через эти 3-4 года либо придется учиться по устаревшим на несколько лет учебникам, либо обновлять учебники, оплачивая труд авторов и вновь проходить экспертизу (по-прежнему не бесплатную и, кстати говоря, опять предоставляя учебники на 3-4 года вперед).
Министерство убрало из Положения о проведении экспертизы запрет на участие в ней заинтересованных организаций и авторов (которые сами издают учебники — см. в приложении). Министерство отказалось от исчерпывающего перечня экспертных организаций. Какие учебники через несколько лет будут лежать в основе проводимой Вами реформы образования при такой системе экспертизы? Куда пойдут миллиарды рублей, на нее выделяемых?
Основой этой бомбы, заложенной под будущее наших детей, стал приказ Минобрнауки РФ №428 от 23.04.2010 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников».
Желание Министерства утвердить его в существующем виде было столь велико, что оно рискнуло пойти на очевидный подлог. Получив крайне отрицательные заключения экспертов о коррупциогенности приказа, Минобрнауки не стало приводить его в соответствие с законом в установленном порядке. Оно лишь ограничилось тем, что на своем сайте опубликовало в целях проведения антикоррупционной экспертизы одну версию приказа №428, а в Министерстве юстиции зарегистрировало другую версию.
При этом изменения в Приказ №428 вопреки существующим правилам регистрации ведомственных актов вносились уже в ходе госрегистрации приказа в Минюсте. В частности, изменились сроки представления учебников на экспертизу, исчезли антикоррупционные нормы (к примеру, запрет на участие в проведении экспертизы заинтересованных лиц), появились нарушения норм русского языка (к примеру, неоднократно повторяется фраза «достижение требований…»).
В общей сложности из 12 пунктов Положения уже в ходе госрегистрации, т.е. без проведения повторной антикоррупционной экспертизы, были существенно изменены 5 пунктов. Копия приказа в той версии, которая была первоначально опубликована на сайте Минобрнауки в целях антикоррупционной экспертизы, также прилагается (Приложение 2). Отличия первоначальной версии приказа и версии приказа, зарегистрированного Минюстом, очевидны.
Попытки Минобрнауки учесть уже в ходе госрегистрации приказа многочисленные замечания экспертов привели к тому, что из приказа о порядке проведения экспертизы исчезло упоминание организаций, которые ее проводят (осталось только указание, какие организации в ней участвуют, что очевидно не одно и тоже).
Фактически приказ выполнил только одну функцию — легализовал положение, когда одни и те же «экспертные учреждения» не только проводят экспертизу учебников всех издательств, но и занимаются с некоторыми из них совместным изданием учебников (копия выходных данных одного из учебников в приложении).
Пункт 4 Положения о порядке проведения экспертизы учебников прямо запрещает представление на экспертизу отдельных учебников, что очевидно не согласуется с пунктом 9 того же Положения, а также с самим принципом экспертизы именно учебников, а не каких-то «завершенных линий учебников» или «систем учебников».
Помимо этого, приказ по-прежнему не соответствует нормам антимонопольного и антикоррупционного законодательства, что подробно изложено в прилагаемом иске.
По сути, приказ говорит об экспертизе учебников лишь в общих чертах. В нем нет ни требований, предъявляемых к экспертам и экспертным учреждениям, ни требования о независимости экспертов, ни порядка оформления результатов экспертиз, ни возможности обжаловать выводы экспертов. То есть, подготовлен инструмент для отсечения неугодных авторов и/или неугодных издателей.
Более того — Министерству образования и науки РФ закон предписывает регламентировать «порядок проведения экспертизы». Однако закон не позволяет Министерству перепоручить проведение экспертизы учебников каким-либо коммерческим и некоммерческим организациям. Очевидно, что экспертиза учебников — не менее важная государственная функция, чем, к примеру, экспертиза, проводимая самим Министерством при лицензировании или аккредитации образовательных учреждений.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что возложенная на Министерство государственная функция «утверждение порядка проведения экспертизы учебников» не исполняется в полном объеме и надлежащим образом.
Полагаем, это является прямым следствием неисполнения решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 21 ноября 2006 г. №58) и Приказа Минобрнауки России №221 от 27.07.2007 г., согласно которым административный регламент осуществления государственной функции «утверждение порядка проведения экспертизы учебников» должен был быть утвержден еще в декабре 2007 года.
Обращаем также ваше внимание, что Приказ находился на экспертизе в Минюсте около 2 месяцев, был опубликован 12.07.2010 г. и вступил в силу в конце июля с.г. Очевидно, что указанный в нем срок представления учебников на экспертизу (до 1 августа) — в 2010 году привел к профанации самой идеи экспертизы. Вряд ли всерьез можно поверить в то, что за 2 недели было возможно переделать учебники в соответствии с новыми стандартами и новыми правилами проведения экспертизы.
Кроме того, 21.09.2010 года Министерством был опубликован проект Приказа Минобрнауки «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции (предоставления государственной услуги) «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Отрицательное экспертное заключение (Приложение 5) было направлено в Министерство. Однако, учитывая практику регистрации приказа №428 (при наличии такого же отрицательного экспертного заключения), не исключаем, что Регламент будет так же зарегистрирован — несмотря на его несоответствие действующему законодательству.
Представляется, что такие действия Минюста РФ и Минорбрнауки РФ не соответствуют декларируемым Правительством РФ принципам реформы российского образования и традиционным правилам создания нормативной базы.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
В связи с вышеизложенным убедительная просьба к Правительству Российской Федерации:
- Отменить приказ Минобрнауки РФ №428 от 23.04.2010 г.
- Обязать Минобрнауки РФ подготовить и утвердить административный регламент осуществления государственной функции «определение порядка проведения экспертизы учебников».
- Обязать Минобрнауки РФ подготовить административный регламент в отношении утверждения федерального перечня учебников в соответствии с действующим законодательством и с учетом заключения антикоррупционной экспертизы.
- Обязать Минобрнауки РФ создать систему проведения экспертизы учебников, соответствующую действующему законодательству и принципам реформы российского образования.
С надеждой, Анатолий Гин
Автор изданных в 9 странах книг для детей и педагогов,
Руководитель международной общественной
Лаборатории «Образование для Новой Эры»
www.trizway.com
P.S.
- В приложении находятся копии юридических документов, которые являются доказательной базой настоящего письма.
- Автор направил письмо Председателю Правительства РФ В.В. Путину с приложенными доказательными документами курьерской почтой.
- Автор направил также иск в Верховный суд РФ (копию в прокуратуру).