Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 06.09.2006]
[Обновлено 07.06.2007]

Главная / Статьи / Теория открытых задач /
Зоопарк творческих задач

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного — «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, — так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия...

На самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников и студентов конформны, бояться самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.

Не будем очередной раз обвинять школу... Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Школа, конечно, повернется лицом к открытым задачам. Но сначала попробуем разобраться, какие они бывают.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА

Давайте представим себе такую ситуацию: Вы хотите есть. На столе перед Вами хлеб. Как быть?

Ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола — голодный лев. Он тоже хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть? И вот это уже — изобретательская задача...

ИТАК: изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: «Как быть?», когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков...) недостаточно.

    Задача «Святой день»
    (из картотеки ТРИЗ-консультанта Мурашковского Ю. С.)

    Государственной религией Королевства Тонга (Океания) является методизм. По его канонам выходной день — воскресенье. Запрет работать в воскресенье закреплен конституцией. В то же время на Тонга много «адвентистов седьмого дня», для которых воскресенье — обычный рабочий день, а отдыхать надо в субботу — и это требование свято! Никаких отступлений не допускается ни одной, ни другой группой. Что делать?
    Условие изобретательской задачи содержит в себе, иногда не явно, некоторое противоречие. В приведенном примере, если адвентисты седьмого дня подчинятся конституции, то нарушат требования веры. А если не подчинятся, то... Казалось бы, любое решение ведет в тупик. И все же выход возможен — изобретательский! Ведь в конституции не сказано, что все группы должны жить по одному календарю...
    Ответ: у адвентистов свой календарь, по которому суббота совпадает с государственным воскресеньем.

Хотите попробовать свои силы?

    Задача «Как спасти бельков?»
    Активистов за сохранение природы «Зеленый мир» встревожило резкое уменьшение поголовья нерп из-за жестокого уничтожения детенышей нерп — бельков. Охотники убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной.
    Попытки «зеленых» бороться с охотниками силой не привели к успеху — силы не равны, да и закон не на их стороне... А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА

Произошло (или происходит) некоторое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины... Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

    Задача «Вечные часы»
    В одном европейском музее есть часы, работающие без подзавода уже два века. Каким образом?
    Вот несколько ответов-гипотез, предложенных школьниками на занятии по ТРИЗ:
      — замаскированный провод от ветряка на крыше;
      — используется сила посетителей, открывающих двери;
      — «работает» сила атмосферного давления: достаточно применить коробочку типа той, что используется в барометре-анероиде. При увеличении давления коробочка будет сжиматься и «заводить» пружину часов (это явление изучается в курсе физики 7 класса);
      — используется явление изменения длины человеческого волоса при изменении влажности воздуха...

КОНСТРУКТОРСКАЯ ЗАДАЧА

Этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию).

    Задача «Чувствительная лампа»
    Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления.

ПРОГНОЗНАЯ ЗАДАЧА

Эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных явлений, открытий или решений.

    Задача «Вперед, в пещеры!»
    Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать?
    Как будут использовать внутриземельные пространства люди?
    Возможные ответы-гипотезы (из опыта работы со старшеклассниками):
      — пустоты, особенно в горных массивах, создают опасность обвалов, «искусственных» землетрясений;
      — люди будут специально вызывать взрывами обвалы, как сейчас вызывают сход снежных лавин, чтобы опасность не застала врасплох; Появится соответствующая профессия, способы воздействия...
      — скорее всего, пещеры будут заполнять промышленными отходами, экономя полезную площадь Земли;
      — если продумать, что и в какой последовательности сваливать, то через много лет, когда отходы «перебродят», можно получить склады полезных ископаемых для потомков — о такой возможности говорил Г. С. Альтшуллер;
      — будут использовать пещеры для развития туризма;
      — можно делать в них фабрики и заводы, или, например, музеи...

ЗАДАЧИ С ДОСТРАИВАЕМЫМ УСЛОВИЕМ

Условие такой задачи допускает несколько истолкований. Учащийся анализирует и сам вводит необходимые данные и ограничения.

    Задача «Кирпич в ванне»
    В ванну с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды в ванне?
    Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна и распадается как минимум на три:
      — уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;
      — уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться через край;
      — уровень воды «обыкновенный»;
    Теперь мы получили три задачи, каждая из которых имеет свое решение. Учащийся сам дополняет условие необходимыми для численного расчета данными (плотности воды и кирпича, геометрические размеры...). Сильный ученик может провести более глубокий анализ ситуации, учесть, хотя бы качественно, как повлияет на ответ капиллярность кирпича. Или разобраться с легким — легче воды — кирпичом (например, из пенопласта).

Разновидностью задач с достраиваемым условием будем считать и оценочные задачи.

    Задача. Сколько примерно воспитателей детских садов в Москве?

    Задача. Оцените массу водяных паров в атмосфере Земли.

Будем помнить, что данная классификация — как впрочем и любая другая — относительна. Она включает в себя не все, а только основные — по мнению автора — типы задач.