Новости
Обновления
Рассылка
Справочная
Глоссарий
От редактора
Книги
Статьи
Презентации
Родителям
Лаборатория
Семинары
Практикум
Картотеки
Видео, аудио
Авторы
Фотогалерея
Партнеры
Магазин
Гостевая

				
Содержание

[Опубликовано на сайте 01.12.2003]
[Обновлено 25.01.2010]





Вы можете скопировать для себя этот материал в формате .rar

Для этого правой клавишей «мыши» вызовите контекстное меню и выбирете из списка «Сохранить объект как». Укажите путь, куда сохранить данный файл.

Скачать:  Log_1.pdf   (231 Kb)
Главная / Книги /
Мир логики

УРОК 8

Правила сравнения

1. Игры на внимание (5 мин)

«Эстафета-1»

Правила игры
Ученики должны по очереди вставать следующим образом: первый встает и сразу же садится, второй встает и сразу же садится и т. д. Учитель заранее задает порядок эстафеты.

«Эстафета-2»

Правила игры
Ученики передают хлопки друг другу следующим образом: как только хлопнул один, хлопает следующий и т. д.

2. Упражнение на сравнение игр (5-6 мин)

На доске таблица:

Сходство
Различие
Эстафета-1
Эстафета-2

Учитель предлагает детям сравнить две игры и результаты сравнения заносит в таблицу.

3. Упражнение «Как нужно сравнивать?» (8-10 мин)

    — Сравнить, значит, найти сходство и отличие в предлагаемых объектах. На доске перед вами примеры сравнений, выполненных учениками другого класса. На первый взгляд, все правильно: названы и общие и отличительные признаки. Но, тем не менее, присмотритесь, нет ли ошибок?

    — …

Примеры сравнения объектов:

Сходство
Различие
кошка
мышка

животные, бегают на 4 ногах

есть хвост

млекопитающие

живые

есть шерсть

кошка ловит мышку и ест ее

кошка хитрая

коты бывают разноцветные

коты видят в темноте

мышка — маленькая

мыши — серые

мыши живут в норках

Сходство
Различие
ножницы
сковородка

сделаны из металла

помогают в работе

можно раскалить

предметы

есть дома

ножницами режут

ножницы маленькие

ножницы могут сломаться

ножницы острые

на сковородке жарят

сковородка круглая

сковородкой можно обжечься

Сходство
Различие
яйцо
зерно

круглые

курица ест зерно и несет яйца

продукты питания

в торт нужны и яйца, и мука

зарождение жизни

из яйца вырастает цыпленок

яйцо большое

в яйце есть желток

из зерна — колос

зерно маленькое

у зерна — кожура

В процессе обсуждения вносятся необходимые изменения в записи на доске и выясняются дополнительные правила сравнения.

  • Сходство — это наличие общего, а не соединение в одном контексте (предложении). Правильно: «Кошка и мышка — млекопитающие», неправильно: «Кошка ловит мышку».
  • Если один признак автоматически включает в себя другой, то последний указывать не нужно. Достаточно: «Кошка и мышка — млекопитающие», лишнее «У них есть хвост», «Они бегают на четырех ногах».
  • Различие должно проводиться по одному основанию (основному признаку). Правильно: «Мыши — серые, а коты — разноцветные» — сравнение по одному признаку (цвету); неправильно: «Мыши — маленькие, а коты — хитрые» — сравниваются разные признаки: размер и «хитрость».

Правила сравнения желательно записать в тетрадь.

4. Работа в группах (10-12 мин)

Каждая группа получает названия объектов для сравнения, результаты сравнения нужно оформить в виде таблицы.

Примеры пар объектов:

  • молоко и вода;
  • ручка и карандаш;
  • самолет и вертолет;
  • утро и вечер;
  • озеро и река;
  • книга и тетрадь;
  • дождь и снег;
  • солнце и луна.

Проверка выполнения задания: представитель группы называет общие и различающиеся признаки, класс должен определить, какие понятия сравнивались.

При проверке необходимо четко отслеживать соблюдение правил сравнения.

5. Проверка домашнего задания (5-6 мин)

Учитель предлагает сравнить домашние задания всего класса: что было общим и какие отличия есть в работах (при этом отмечается интересное, оригинальные выполнение).

6. Домашнее задание (4-5 мин)

    — Ученые-психологи обнаружили, что можно выделить две группы младших школьников. Одни считают, что сравнивать можно только те предметы, у которых общие признаки. Например, два мячика одного цвета и одного размера. Другая группа детей думает, что сравнивать можно только объекты с отличающими признаками. Например, два мячика разного цвета и размера. К какой группе вы относитесь?

    — ...

    — То есть эти дети неправильно понимали слово «сравнить»: одни считали, что это значит — «найти общее», а другие думали: «найти различие».

На самом деле сравнение — это нахождение и сходства, и различия. Поэтому сравнивать можно любые предметы безо всяких ограничений.

Домашнее задание: сравнить урок «Мир логики» с любым другим уроком.

7. Подведение итогов урока

УРОК 7 Урок 9 Следующая глава